Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критические периоды развития



2015-11-27 2267 Обсуждений (0)
Критические периоды развития 5.00 из 5.00 3 оценки




В течение беременности существуют периоды, которые являются критическими для развития плода. Также наиболее высока и угроза прерывания самой беременности, другими словами, невынашивания. В это время следует предельно внимательно относиться к себе, к состоянию своего здоровья, чтобы помочь будущему малышу чувствовать себя уютно в его первой вселенной - мамином животике.

Успешное течение беременности обеспечивается адаптацией мамы и будущего ребенка друг к другу. Всё дело в том, что процессы этой адаптации очень сложные и в определенные моменты функционируют чрезвычайно напряженно.

Критические периоды беременности, или критические периоды в развитии эмбриона и плода - это те периоды, когда чувствительность их повышается, а адаптационные возможности снижаются и зародыш становится особенно легко уязвимым.

Выделим в каждом триместре свои критические периоды параллельно с характерными причинами прерывания беременности.

Первый критический период приходится на 2-3-ю недели беременности, когда женщина может еще не предполагать, что в ее организме начинает развитие новая жизнь. На этом сроке происходит имплантация плодного яйца, т.е. его внедрение в слизистую оболочку матки. Процесс имплантации может нарушаться:

- при аномалиях строения матки (инфантилизме, двурогой или седловидной матке, наличии перегородки в полости матки);

- при травмах эндометрия, т.е. внутреннего слоя матки в результате искусственных абортов и воспалительных заболеваний (хронического эндометрита);

- при наличии миомы матки;

- при рубце на матке после кесарева сечения и других операций.

Еще одна причина прерывания беременности на самых ранних сроках - хромосомные и генетические аномалии развития зародыша. Происходит своего рода естественный отбор будущего потомства.

Кроме того, имплантации могут воспрепятствовать любые сбои в деятельности материнского организма, стрессы, переживания, тяжелая физическая нагрузка.

Второй критический период - это 8-12 недель беременности. В этот период начинает развиваться плацента, и основная причина прерывания в эти сроки - гормональные нарушения.

Основные гормональные расстройства, приводящие к выкидышам:

- нарушение функции яичников;

- усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов;

- нарушение функции щитовидной железы.

Нарушения функции яичников могут быть врожденными или следствием абортов, воспалительных процессов или нарушения функции других эндокринных желез - гипофиза, надпочечников, щитовидной железы. Чаще всего наблюдается недостаток прогестерона - гормона яичников, необходимого для поддержания беременности на ее ранних сроках.

Снижение уровня прогестерона приводит к угрозе прерывания беременности. В некоторых случаях может быть исходно снижен как уровень прогестерона, так и других яичниковых гормонов, в особенности эстрогенов. Последние, в частности, влияют на рост и развитие матки. При недостатке эстрогенов отмечается недоразвитие матки и ее слизистой оболочки - эндометрия. После оплодотворения плодное яйцо внедряется в эндометрий. Если он развит недостаточно, то процесс внедрения зародыша в стенку матки может нарушаться, что приводит к выкидышу.

Усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов может быть следствием повышенного образования мужских половых гормонов (андрогенов) как в яичниках, так и в надпочечниках. В любом случае повышение уровня андрогенов приводит к снижению уровня эстрогенов и часто вызывает выкидыш или приводит к неразвивающейся («замершей») беременности в ранние сроки.

Нарушение функции щитовидной железы нередко сопровождается дисфункцией яичников.

II триместр (с 15 по 27 неделю беременности). Критический период - 18-22 недели беременности. Сейчас основной причиной прерывания служат инфекционные заболевания, передающиеся половым путем. Возбудители инфекций: хламидии, токсоплазмы, уреаплазмы, вирусы герпеса и др.

Коварны в плане возможности нарушения функции плаценты, инфицирования плодных оболочек, преждевременного излития вод.

В это время активно растет матка. А представляют опасность аномалии расположения плаценты, например, низкое прикрепление.

Очередной этап интенсивного роста плода и матки приходится на сроки 28-32 недели. Нарушение развития беременности в эти сроки могут вызывать такие осложнения, как поздний гестоз, плацентарная недостаточность и отслойка плаценты.

Особенно осторожной следует быть женщине, готовящейся стать мамой двух, а может, и более, малышей. Конечно, речь идет о многоплодной беременности. Например, при развивающемся гестозе четко следить за своим весом.

Критические периоды постнатального развитияВ соответствии с возрастной периодизацией детство делится на несколько периодов, имеющих общие физиологические особенности (табл. критические периоды роста и развития детского организма).

Период внутриутробного развития плода (10 лунных месяцев) начинается с момента импрегнации половых клеток и заканчивается рождением ребенка. Как правило, в среднем он продолжается примерно 270 дней. Фаза эмбрионального развития длится первые 3 месяца беременности, когда формируются органы и ткани; фаза плацентарного развития -- с 3-го по 10-й месяц, она характеризуется ростом плода и возрастающей активностью его основных функций. Главными особенностями этого периода являются исключительно быстрый рост плода и его питание за счет материнского организма.

Период новорожденности начинается с момента перевязки пуповины; это первый этап внеутробной жизни ребенка. Длительность его зависит от физиологической зрелости ребенка (в среднем это 18-24 дня). Для этого периода прежде всего характерно состояние, отражающее процессы приспособления к новым условиям существования. Все основные функции находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения в окружающей среде могут стать причиной тяжелых нарушений важнейших жизненных процессов. В первую очередь это связано с морфологической и функциональной незрелостью и незавершенностью развития организма, особенно центральной и периферической нервной системы, что выражается в слабости всех регуляторных процессов и интегративной деятельности функциональных систем.

Грудной, или младенческий, период протекает в 2 этапа. Первый из них (4-4,5 месяца) условно определяется потребностью ребенка получать в качестве основного питания грудное молоко, а второй (до конца первого года жизни) -- наступлением известной функциональной зрелости всех систем, и прежде всего центральной нервной системы. Это реализуется формированием не только сложных локомоторных актов (функция кисти, самостоятельная ходьба), но и речевой деятельности (понимание речи взрослого и первые слова). К концу первого года жизни достаточно отчетливо проявляется влияние и социальных факторов: сказываются результаты воспитания, формируются привычки и некоторые черты характера.

Совокупность анатомо-физиологических особенностей и незрелость функциональных систем предопределяют и своеобразие патологии у детей этого возраста: у них легко возникают и тяжелее протекают острые и хронические расстройства пищеварения. Сложности формирования иммунных реакций делают детей этого возраста очень чувствительными к капельным и кишечным инфекциям.

Период формирования молочных зубов продолжается от 1 года до 6 лет. Здесь отдельно рассматривают преддошкольный (2-3 года) и дошкольный (4-6 лет) возраст, так как каждый из них имеет свои специфические особенности. Так, до трехлетнего возраста сохраняется очень высокий темп роста и развития, что обусловливает, с одной стороны, высокую чувствительность ребенка к различным повреждающим факторам, а с другой -- пластичность, достаточную для того, чтобы, осуществив соответствующие оздоровительные и реабилитационные мероприятия, не допустить возникновения манифестных состояний или перехода процесса в хронический. В то же время продолжается формирование неспецифической и специфической (в первую очередь иммунитета) систем, и это делает двух- и трехлетнего ребенка все еще очень чувствительным к возбудителям инфекций. Довольно интенсивно проявляются также реакции аллергического типа.

Для детей дошкольного возраста характерно дальнейшее активное развитие интеллекта, физической силы и ловкости. Несколько ослабевает интенсивность обмена энергии, что проявляется постепенным снижением основного обмена и темпа процесса роста. Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов значительно уменьшается, вследствие чего клиническая картина многих болезней приобретает такой же характер, как и у взрослых. Снижается чувствительность и к возбудителям инфекции, хотя аллергический компонент еще играет существенную роль.

К концу этого периода дети по уровню своего физического и интеллектуального развития, а также по состоянию здоровья должны быть готовы к поступлению в школу.

Возрастной период от 7 до 15-16 лет, называемый отрочеством, обычно подразделяют на 2 полупериода: младший школьный возраст -- от 7 до 11-12 лет и средний школьный, или препубертатный, возраст -- от 11-12 до 15-16 лет.

В патологии большую роль играют острые детские инфекции и наиболее отчетливо сказываются результаты неправильного или недостаточного физического воспитания. Возрастает частота ревматизма, заболеваний сердца, нервной системы и т. д. Клиническая картина болезней все больше приближается к таковой у взрослых.

У детей младшего школьного возраста многие органы по гистологическому строению и функциям достигают более полного развития. Можно считать завершенной и морфологическую дифференцировку не только клеток коры большого мозга, но и проводящих путей. Кора большого мозга начинает все больше доминировать над подкорковой областью с ее вегетативными центрами. На этот физиологический процесс формирования высшей нервной деятельности существенно влияют условия окружающей среды, в частности воспитание и обучение ребенка и, конечно же, его собственный «жизненный опыт».

Заметно ускоряется развитие мышечной системы, обозначаются своеобразные интеллектуальный облик и черты формирующегося характера; особенности психофизиологического развития мальчиков и девочек отчетливо отражают влияние пола.

В препубертатном возрасте появляются вторичные половые признаки, усиливается роль гормонов половых желез, щитовидной железы, гипофиза, а роль вилочковой (зобной) железы заметно ослабевает. Нередко бывают ярко выраженными некоторые формы эндокринных дисфункций.

Последним периодом детства является этап полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст). Время наступления этого этапа значительно колеблется в зависимости от пола ребенка, его индивидуальных особенностей, климатических, экологических и других факторов. У девочек период полового созревания начинается с 13-14 лет и заканчивается к 18 годам, у мальчиков начинается с 15-16 лет и заканчивается к 19-20 годам. Пропорции тела и функциональные особенности всех органов детей во время полового созревания постепенно приближаются к таковым у взрослых. Особенно характерны сдвиги эндокринной системы, отчетливо проявляется функциональная зрелость полового аппарата и заканчивается развитие вторичных половых признаков. В гормональном статусе происходят весьма существенные сдвиги: гормоны половых желез несколько подавляют функцию щитовидной железы, более ощутимым становится влияние гормонов надпочечников и островкового аппарата поджелудочной железы, вилочковая железа заканчивает инволюцию.

Здесь следует подчеркнуть, что ребенок в своем развитии последовательно проходит определенные стадии онтогенеза. При нормальном протекании морфологических и функциональных процессов человеческий организм не может миновать ни одну из ступеней возрастного развития. Так, постоянные зубы появляются только после прорезывания и завершения роста молочных, рост скелета прекращается после достижения определенных размеров отдельных костей.

В это время учащаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, часто возникают неврозы, аномалии полового созревания. Острые детские инфекции наблюдаются значительно реже, туберкулез же чаще дает серьезные обострения.

К критическим состояниям развития можно отнести следующие:

* физиологическая анемия у детей 1-го года жизни

* физиологическая гипоиммуноглобулинемия у детей 1-2-го года жизни

* нарушения дыхания и ритма сердца (риск синдрома внезапной смерти) у детей в возрасте 2-6 месяцев жизни

* ожирение и гиперлипидемия у детей 1-го года жизни

* рахит или остеоидная гиперплазия и краниотабес у здоровых быстрорастущих детей 1-2-го года жизни

* вегетососудистые дистонии интенсивного вытягивания у детей в возрасте 10 лет и старше и связанные с ними астеноневротические состояния и патология пищеварительного тракта

* остеопорозы, тенезопатии, фибромиалгии у детей в возрасте 10 лет и старше.

В последние десятилетия здоровье наших детей ухудшилось -- в силу целого комплекса известных социально-экономических причин: загрязнение окружающей среды, ухудшение качества питания, увеличение числа стрессовых ситуаций в повседневной жизни плюс несовершенство существующей системы медицинского обследования, уменьшение объема профилактических программ в амбулаторном звене здравоохранения, отсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у детей культуры здоровья и способствующих их гармоничному развитию, и др. Это настоятельно требует разработки новых подходов к профилактике и ранней диагностике риска нарушений оптимального развития и здоровья.

Восточные системы оздоровления организма в корне отличаются от тех, к чему привыкли европейцы. Занимаясь йогой, мы совершенствуемся одновременно в духовном, нравственном и физическом планах.

Преимущество восточных методик в том, что они соединяют в себе не только приемы тренировки и разминки тела, но и «работают» с энергетикой человека.

Восточные оздоровительные системы учитывают саморегулирующие способности организма как единого целого, и даже при болезнях учат вначале восстанавливать нарушенное равновесие организма, его активность, нормализовать деятельность функциональных и регулирующих систем жизненно важных органов, усиливать защитные силы организма, повышать устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Гармония движений с окружающим миром, концентрация внимания на определенных участках тела снимают нервно-мышечное напряжение и восстанавливают равновесие жизненных энергий, тело делается легким и жизнерадостным. Главное требование к движениям — плавностьи ритмичность. В оздоровительных системах Китая и Японии (цигун, Шиацу и др.) главное внимание уделяется целостности организма как сложной саморегулируемой системе, находящейся в динамическом равновесии с окружающей средой. Согласно древнекитайским медикам, для сохранения здоровья необходима правильная циркуляция энергии Ци. Различные «зажатости», искривления создают пробки в энергетических каналах или других системах физического тела. Поддержание правильной осанки, чередование движения и покоя, саморегуляция и поддержание спокойного психического состояния, познание человеком самого себя — непременное условие гармоничного функционирования этих систем.

Система Шиатсу считает, что организм человека обладает способностью к самовосстановлению, стараясь самостоятельно справиться с различными нарушениями в своей работе. Задача человека — поверить в свои естественные силы, помочь организму мобилизовать защитные функции. Во многом это связано с работой мышц: если мышцы сокращаются неправильно, нет должного расслабления, возникают нарушения в костно-суставном аппарате, расстройства кровеносной и нервной систем. Чтобы предотвратить неправильное сокращение и перегрузку мышц, мастера Шиатсу рекомендуют делать растяжки, улучшающие кровоснабжение и питание тканей, энергетический тонус человека.

Тайцзи-цюань

Тайцзи-цюань — одно из богатейших культурных наследий Китая.

Как поддерживающее средство и средство, предотвращающее заболевания, учение Тайцзи-цюань широко практиковалось в Китае. В связи с принятием упрощенной системы упражнения Тайцзи-цюань начали изучаться в школах, на предприятиях и стали составной частью лечения в больницах и санаториях Китая.

Широкое распространение Тайцзи-цюань связано с терапевтическим эффектом, выраженным в предотвращении и лечении простудных заболеваний, гипертонии, атеросклероза, туберкулеза легких, функциональных расстройств сердечной деятельности, болезней нервной системы, гастрита, остеопороза и даже некоторых форм рака. С точки зрения современной медицины, указанные положительные эффекты связаны с общей или направленной активацией физиологических процессов организма.

Выполнять движения следует легко и непринужденно, сохраняя устойчивость тела на всем протяжении занятий. Мышцы при этом расслаблены. Во время занятий Тайцзи-цюань необходимы гибкость и естественность. Однако движения не должны быть неточными и безжизненными. Передвигаться нужно легко и мягко. Некоторые классические учителя описывали перемещения так: «Когда делаете шаг, это должно быть так тихо, словно ходит кошка».

Не забывайте координировать работу ног, талии и рук, так как в Тайцзи-цюань они представляются как целое. Нельзя фокусировать внимание только на руках, пренебрегая талией и ногами, которые являются главными «несущими» частями. Конечно, всему следует учиться постепенно.

Дышать необходимо животом, то есть диафрагмой. Старайтесь соблюдать полное сосредоточение и спокойствие, учитывая, что мысль «определяет движение». При выполнении движений ваш взгляд должен следовать за руками или быть направлен вперед.

Так как концентрации мысли в Тайцзи-цюань придается особое значение, возникает возможность регулирования физиологических процессов организма. Поэтому некоторые специалисты сравнивают систему Тайцзи с «физическими упражнениями сознания» или «терапевтическими упражнениями пустой головы».

Предлагаем вам простейший комплекс упражнений Тайцзи-цюань, который поможет вам:

  • продлить молодость и предотвратить переломы, вывихи и дистрофические изменения мышечной ткани (особенно у пожилых людей);
  • укрепить мышцы и суставы;
  • восстановить ткани после травм или периода длительного покоя, вызванного болезнью;
  • улучшить координацию движений, общую гибкость, способствовать поддержанию общего тонуса организма.

Йога

Термин «Йога» (в переводе с санскрита «связь, единение, сосредоточение, усилие, обуздание») встречается в текстах, восходящих еще к устной традиции IХ-VIII вв. до н.э.

В самом общем смысле Йога — это теория и методология управления психикой и психофизиологией состояний, например, религиозного озарения или духовного экстаза. В этом смысле Йога представляет собой неотъемлемую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии и является важнейшим средством реализации этических и религиозных идеалов, высшее из которых — полное освобождение человека от пут материального существования.

Согласно учению йоги, все наши болезни, нарушения, недомогания являются следствием порочного образа жизни, вредных привычек, нарушения питания, неправильных представлений о предметах, имеющих большое значение в жизни человека. Болезни — это результат нарушения функционирования систем организма, вызванный внутренним дисбалансом, который, как правило, возникает вследствие определенных ошибок, совершаемых человеком. Причина болезней — ошибки, лечение — исправление этих ошибок. Таким образом, сам человек ответственен как за возникновение, так и за лечение болезней.

Йоговский метод лечения включает три компонента: 1) правильное питание; 2) правильные практические занятия йогой; 3) правильные представления о вещах, которые имеют значение в жизни человека. Если их соблюдать, болезнь излечивается.

Как бы ни был составлен ваш пищевой рацион, вы должны соблюдать определенные принципы питания: есть медленно, съедать только 85% желаемого количества пищи, принимать пищу последний раз не менее чем за 2 часа до отхода ко сну, избегать пить воду во время еды, не употреблять горячую, острую, жареную, переперченную пищу, выпивать не более 1-2 чашек кофе или чая в день, а лучше вообще отказаться от них, избегать употребления алкоголя и табака.

Асаны — позы, при выполнении которых достигается управление физическим телом, перераспределение энергии в организме.

Пранаямы — дыхательные упражнения, выполнение которых помогает научиться управлять праной (жизненной энергией, внутренними жизненными токами).

Крийи — название всех видов йогических упражнений.

Бандха — фиксация частей тела в фазе прекращения дыхания в таком положении, при котором облегчается продвижение энергии по определенным каналам.

Мудра — положение тела, обеспечивающее циркуляцию энергии по замкнутым каналам, что исключает ее потери и питает определенные структуры.

Отметим, что регулярные занятия по 15 минут ежедневно или хотя бы 5 раз в неделю приведут к прекрасным результатам.

Цигун

Многовековой опыт китайской народной медицины, обобщенный знаменитыми врачами древности, воплотился в систему оздоровительной гимнастики цигун.

Цигун можно определить как искусство тренировки Ци (жизненной энергии) и разума (психического сознания). Китайский иероглиф «Ци» означает дыхание, а «Гун» — процесс тщательной работы, в данном случае — непрерывного регулирования дыхания и положения тела, контроль за которыми осуществляет сознание.

Гимнастика цигун — совершенно уникальная система тренировки тела и психики посредством взращивания «жизненной эссенции», жизненной энергии и жизненного духа.

Цигун — достаточно сложный и многообразный комплекс упражнений, представляющих единство искусства дыхания и движения, который помогает сохранить здоровье, бодрость, спокойствие, легкость движений, остроту восприятия и целостность окружающего мира, справиться со многими заболеваниями органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Особенно полезен этот вид гимнастики для людей, не имеющих возможности уделять много времени активным занятиям спортом. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой цигун позволят вам улучшить ваше здоровье, помогут постоянно находиться в хорошем настроении, научат управлять своими эмоциями, быстро восстанавливаться после напряженного трудового дня.

В настоящее время существует множество школ цигун как в Китае, так и за его пределами.
Формы статического цигуна (цзингун, «статическая работа») характеризуются сидячими, лежачими и стоячими позами, внешне статичными. В статическом цигуне вся работа происходит «внутри» — работают лишь дыхание и мысль, тело при этом кажется неподвижным. Применяются такие методы как успокоение, релаксация, концентрация, правильное дыхание, делается упор на внутреннее закаливание тела. Однако, будучи методом тренировки, статические виды цигуна не обходятся совсем без движений.

Динамический цигун (дунгун, или «динамическая работа») использует приемы движения конечностей в сочетании с работой сознания и энергии Ци, а также самомассаж и другие приемы с целью тренировки внутренних органов, укрепления костной и мышечной тканей, поддержания эластичности кожи. Этот вид цигуна предполагает движения, проявляющиеся вовне, упражнения выполняются в условиях концентрации внимания и спокойного сознания. В процессе занятий динамическим цигуном вы совместите внешнюю работу с телом и внутреннюю работу с энергией Ци.

Смешанные формы цигуна — это соединение приемов статического и динамического цигуна. Смешанный цигун базируется на «внешней динамичности и внутренней статичности», то есть «внешнем движении и внутреннем покое».

По степени твердости цигун разделяется на жесткий и мягкий: все зависит от целей, которые преследуются в работе с энергией. Мягкие цигуны гармонизируют энергию Ци и позволяют ей течь плавно и без рывков, способствуют ненасильственной балансировке энергетики, ума и тела. Через жесткие формы цигуна достигают мгновенных результатов, например, мощной концентрации энергии в определенном месте для выполнения сильного и быстрого движения или для активизации сил в той или иной сложной ситуации.

Форма цигуна под названием цзяньфэй не очень широко известна. В переводе с китайского «цзяньфэй» означает «сбросить жир». Этот комплекс включает 3 упражнения- «волна», «лягушка» и. «лотос» — благодаря им можно за короткий срок похудеть, на протяжении всей жизни поддерживать стройность фигуры, сохранять прекрасное состояние здоровья. Результаты достигаются только за счет правильного дыхания, без диет и «сжигателей жира». Считается, что регулярные занятия этой формой цигуна позволяют сбросить 4 — 4,5 килограмма в месяц.

Особенность данного комплекса в том, что упражнения позволяют полностью избавиться от ощущения голода или существенно снизить аппетит, помогают сократить объем потребляемой пищи, в том числе людьми, которые не могут сесть на диету из-за появления слабости, головных болей и т.д., снимают усталость, нормализуют обмен веществ, предупреждают обострение имеющихся хронических заболеваний.



2015-11-27 2267 Обсуждений (0)
Критические периоды развития 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Критические периоды развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)