В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл
Митрофан
Недоросль в умственномотношении: не знает ни арифметики, ни географии,
не может отличить
прилагательное от существительного
Недоросль в моральномотношении: не умеет уважать достоинство
других людей
Недоросль в гражданскомсмысле: не дорос до понимания своего долга перед
государством: «Ну что для отечества может выйти изМитрофанушки?..»
(Стародум)
Система персонажей комедии
Четко выделены три группы: в каждой три мужских и один женский образ
Положительные герои
Отрицательные герои
Воспитатели
Софья;
Стародум;
Правдин;
Милон
Простакова;
Простаков;
Скотинин;
Митрофан
Еремеевна;
Цыфиркин;
Кутейкин;
Вральман
Отрицательные герои
Простакова
Значение имени
От «простой, простак». В XVIII в. Слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»
Черты характера
- Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать.
- Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.
- Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.
- Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его
Воспитание и образование
Простаковой
- Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей.
- Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей.
- Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами.
- Необразованна, не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний
Неоднозначность образа
- В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.
- Характер и жизненные установки Простаковой — не ее вина, а результат дурного воспитания
Функции в развитии сюжета
- До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением.
- В доме Простаковой происходит действие комедии.
- Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем — за сына Митрофана.
- Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном
Простакова
- «Я люблю, чтоб и чужие меня слушали».
- «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
- «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».
- «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».
- «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?»
- «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
- Простакова о своем отце: «Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»
Правдин о Простаковой
- «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
- «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья» (Митрофану)
Софья о Простаковой
«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости»
Скотинин
Значение имени
Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой
стороны, характеризует его как грубого, подлого человека
Черты характера
- Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток,чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).
- Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»).
- Умственно не развитый.
- Главная страсть — любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица»)
Воспитание
- Воспитывался в той же среде, что и Простакова.
- Кичится своей необразованностью
Функции в развитии сюжета
- Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем — чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.
- В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым
Митрофан
Значение имени
В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания
Черты характера
- Избалованный, капризный, эгоистичный.
- Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее.
- Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется больным.
- Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду — все время проводит на голубятне.
- В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери.
- Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин)
Воспитание и образование
- Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя. «Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
- Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
- Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой
Функции в развитии сюжета
- Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью.
- Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов
Простаков
- Наименее разработанный персонаж комедии.
- Его функции сводятся к раскрытию деспотизма Простаковой и противопоставлению положительным персонажам.
- Общие отрицательные черты (ограниченность, грубость, рабская психология, стремление к наживе) слабо индивидуализированы
Положительные герои
Стародум
Значение имени
Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе
Черты характера
- Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».
- Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»).
- Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»).
- Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе
Критика двора и монарха
- «По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее».
- «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле».
- «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила».
- «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
- Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны»
Наставления Стародума Софье
- «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
- «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами».
- «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
- «С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».
- «Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек»
Воспитание и образование
- «Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову».
- «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»
Функции в развитии сюжета
- С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи.
- Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев
- Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всем повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон — одно лицо.
- Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии
Правдин
Значение имени
Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит. Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость: «Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали»
Деятельность Правдина
- Служит чиновником в наместничестве — учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
- Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»
Функции в развитии сюжета
В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами
Милон
Характеристика
- Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный.
- Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.
- «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»
Функции в развитии сюжета
- Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов — Скотинина и Митрофана.
- Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой.
- Спасает Софью от похищения
Софья
Значение имени
В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)
Характеристика
- Скромная, благоразумная, добродетельная.
- Является воплощением «добродетели в руках порока».
- Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры
(«Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»).
- Уважает старших
Функции в развитии сюжета
- Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы.
- Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии.
- В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку
Воспитатели
Еремеевна
- «Мама», т. е. кормилица Митрофана.
- Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана.
- За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
- Рабская натура, не имеет чувства собственного достоинства
Пафнутьич Цыфиркин
- Учитель математики, бывший солдат.
- Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берется не за свое дело.
- Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился:
«Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму».
Это вызывает уважение у положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания
Сидорыч Кутейкин
- Учитель русского и церковнославянского языков.
- Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ:
«Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».
- Хитер, жаден, за что в финале наказывается
Вральман
- Учитель истории, немец.
- Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя.
- То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей