Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Александр Николаевич Островский



2015-11-27 1788 Обсуждений (0)
Александр Николаевич Островский 0.00 из 5.00 0 оценок




(1823–1886)

Драма «Гроза» (1859)

Островский — основоположник национального театра

Традиционный театр Театр Островского
- театр не имел постоянной труппы профессиональных актеров; - спектакль ориентировался на одного ведущего актера; - отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком; - спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ) - отстаивает принципы авторского театра; - организован по образцу театров У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И.-В. Гете; - вводит постоянный состав труппы; - ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей; - Островский становится одновременно автором и режиссером-постановщиком; - драматург пишет произведения с расчетом на их реальную сценическую постановку; - выводит на сцену купечество; - ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушенный зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься»; - Островский делает театр истинно народным, создает для него типично русский репертуар
А. А. Григорьев: «Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского»
И. А. Гончаров: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”»

История создания и постановки

Островский пишет «Грозу» с июня–июля по 9 октября 1859 г.
Автор обращается к злободневным темам своего времени, показывая кризис патриархальных устоев жизни (тема «темного царства») и появление положительного, светлого начала, героини из народной среды (тема «горячего сердца»)
Премьера спектакля состоялась 16 ноября 1859 г. на сцене московского Малого театра и имела огромный успех.
Опубликована в 1860 г. в журнале «Библиотека для чтения»

Русская критика о драме

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», 1860 г.
Добролюбов считает, что «темное царство» порождает самодуров и их жертв: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца». Этот бунт исходит из глубин народной жизни. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Критик замечает, что «жить в «темном царстве» хуже смерти»
А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского», 1860 г.
В «Грозе» показаны фундаментальные начала народной жизни. Островский «не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не “самодурство”, а “народность”». Катерина и Кабанова представляют два полюса народной жизни
Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы», 1864 г.
«Темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые — пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других». Героиня — не «луч света», она «вечный ребенок», который своим ужасным поступком, самоубийством, делает «последнюю и величайшую нелепость». Будущее — за Базаровым

Символика названия

Композиционная роль В первом действии начинает надвигаться гроза, когда Катерина упоминает о своей любви. В четвертом гроза предвещает гибель: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь». Разражается гроза в кульминационной сцене признания Катерины
Тихон Называет грозой брань своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
Кулигин «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» В грозе таятся созидательные и разрушительные силы
Дикой «Гроза-то нам в наказание посылается…»
Катерина Боится грозы: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Гроза у героини ассоциируетсяс Божьей карой

Сюжет и композиция

Действие первое Действие начинается в «общественном саду на высоком берегу Волги» в городе Калинове. Дикой распекает своего племянника Бориса, который зависит от воли дяди. Кабанова с сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной гуляют в саду. Мать все время упрекает Тихона и Катерину в нелюбви к ней. Хочет, чтобы сын был построже с женой. Катерина рассказывает Варваре о своем детстве, о прекрасной жизни с маменькой, о своем несчастливом положении в замужестве. Надвигается гроза
Действие второе Варвара признается, что знает о любви Катерины к Борису. Тихон уезжает, во время прощания Кабанова велит сыну дать приказания жене, как вести себя. Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы девушка увиделась с Борисом
Действие третье Кабанова общается с Диким. Ночью в саду Варвара встречается с Кудряшом, Катерина и Борис объясняются в любви
Действие четвертое Тихон возвращается домой. Гремит гром, Катерина не может молчать о своем грехе, признается при всех, что она десять ночей встречалась с Борисом
Действие пятое Тихон рассказывает Кулигину, как любит жену и страдает в одиночестве. Варвара сбегает из дома. Катерина прощается с уезжающим в Сибирь по воле Дикого Борисом и бросается в Волгу. Тихон обвиняет мать в смерти жены, жалеет, что он сам остался жив

 

Автор расширяет пространство сценического действия. События происходят в «Грозе» не только в комнатах, но и на природе, и эта природа становится неотъемлемой частью сюжета

Система персонажей

«Темное царство» Жертвы «темного царства»
Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих. Представители косного, неподвижного», типа мышления: Кабаниха; Дикой Катерина; Тихон; Борис; Варвара; Кулигин; Кудряш

Главные герои

Катерина

Детство До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией, любовью. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла», «пойдем с маменькойв церковь, все и странницы, у нас полон дом был странниц; да богомолок…», «ничего мне не надобно, всего у меня было довольно.А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» Выйдя замуж, она теряет свой внутренний рай. Теперь и голоса «поют, точно кого хоронят»
После замужества Жизнь в доме Кабановой «все как будто из-под неволи». Катерина вынуждена покоряться безрассуднымуказаниям свекрови, слушать упреки.Она все время находится в состоянии внутреннейнесвободы
О Катерине Борис: «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится». Варвара: «Ты какая-то мудреная». Катерина: «Такая уж я зародилась, горячая!»
Отношение к мужу «Как не любить! Мне жалко его очень!» Катерина чувствует к Тихону только жалость, настоящей искренней любви между ними нет. После признания осознает: «Ласка-то его мне хуже побоев»
Предвестия гибели Барыня: «Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут». Катерина: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить». Тихону: «Быть беде без тебя! Быть беде!» «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». «Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю». Любовь искренняя невозможна в пространстве «темного царства». Она приводит только к смерти
Отличие от других героев Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу, боится греха. Любит детей — ангелов божьих. Внутренние моральные устои не позволяют ей лгать, притворяться. Главное для Катерины — быть свободной: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Она боится не людской молвы, а Божьей кары: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Смерть Измена законному мужу для нее — величайший грех: «Душу свою я ведь погубила». Но жить в нелюбви девушка не в состоянии. Борис уезжает и не берет ее с собой в Сибирь. В дом, где «все и ходят» за ней «целый день и смеются» «прямо в глаза», она вернуться не может. «В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!» Существовать во внутреннем конфликте с собой Катерина больше не в силах, как и не готова она согласиться на неполную, неподлинную жизнь. Героиня совершила грех, за который не находит себе прощения. Она делает выбор: лучше не жить вовсе, чем мучиться в «темном царстве». С этической точки зрения самоубийство оказывается единственным выходом. Смерть для Катерины — избавление. Н. А. Добролюбов говорит о финале драмы: «Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» <…> Слова Тихона <…> заставляют зрителя подумать <…> обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам!»


2015-11-27 1788 Обсуждений (0)
Александр Николаевич Островский 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Александр Николаевич Островский

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)