БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНА Работоспособность спортсмена – это текущие функциональные возможности его организма к эффективному выполнению физических упражнений в условиях тренировок и соревнований. Различают две стороны работоспособности, отражающие: 1) внутренние потенциальные возможности организма обеспечивать энергией мышечную деятельность, 2) его производительность, то есть количество работы, выполняемое спортсменом в единицу времени. В соответствии с этим различия имеют и пути оценки работоспособности: - в первом случае используют методы функциональной диагностики, рассчитывают показатели биоэнергетики, - во втором – применяют энергометрические способы измерения выполненной работы, учитывая объём физических упражнений, их интенсивность и время выполнения. Выделяют общую и специальную работоспособность спортсмена. - Общая работоспособность (далее по тексту – кондиция) отражает уровень здоровья и функционального состояния тех органов и систем, которые обеспечивают выполнение неспецифических двигательных заданий, вовлекающих в работу значительную часть мышечного аппарата. Основными средствами её развития служит круговая тренировка с использованием общих развивающих силовых упражнений и т.д. - Специальная работоспособность спортсмена проявляется при выполнении основного соревновательного упражнения или сходного с ним по динамической структуре движений и режиму мышечной деятельности. Она приобретается в процессе многолетней тренировки как результат морфофункциональной специализации организма (направленного развития тех сторон двигательных способностей, которые обеспечивают спортсмену высокую результативность в избранном виде спорта). - В основе повышения уровня специальной работоспособности лежит механизм индивидуальной долговременной адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Факторы, определяющие специальную работоспособность, изображены на рисунке 3. Рисунок 3.
БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА Образование энергии, необходимой для выполнения спортсменом соревновательных и тренировочных упражнений, осуществляется за счёт анаэробных алактатных, анаэробных гликолитических м аэробных биохимических процессов в организме. В целях более глубокого анализа биоэнергетических возможностей принято выделять три их компонента, от которых зависит величина и характер проявления специальной работоспособности спортсмена в том или ином виде спорта: - Алактатную анаэробную способность, связанную с процессами преобразования энергии в АТФ-фазной и КрФ-киназной реакциях; - Гликолитическую анаэробную способность, отражающую возможность усиления анаэробного гликолитического процесса, в ходе которого происходит накопление молочной кислоты в организме; - Аэробную способность, связанную с возможностью усиления аэробных процессов в митохондриях клеток при одновременном увеличении доставки и утилизации кислорода в работающих тканях. Каждый из названных выше компонентов, в свою очередь, принято характеризовать с помощью биохимических критериев трех типов: - Критериев мощности, отражающих скорость освобождения энергии в метаболических процессах; - Критериев емкости, в которых отражаются размеры доступных для использования субстратных фондов или общий объём метаболических изменений в организме, происходящих за время упражнения; - Критериев эффективности, определяющих, в какой степени высвобождаемая в метаболических процессах энергия используется для специфической мышечной работы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1984)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |