Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Какие ошибки судов ВС РФ исправлял за последнее время?



2015-11-27 352 Обсуждений (0)
Какие ошибки судов ВС РФ исправлял за последнее время? 0.00 из 5.00 0 оценок




Подведены итоги работы ВС РФ по пересмотру уголовных и гражданских дел.
Приведена практика, касающаяся присуждения компенсаций за судебную волокиту. В частности, разъясняется, что получение подобной выплаты лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за эти же нарушения.
Затронуты вопросы исполнения некоторых договорных обязательств.
Отмечен пример, связанный с неисполнением решения суда о взыскании с заемщика основного долга и процентов, предусмотренных договором.
В этом случае займодавец вправе вновь обратиться в суд - с иском о взыскании процентов. При этом они могут начисляться начиная с даты, по которую названным решением они были присуждены, до дня фактического исполнения судебного акта.
Рассмотрен вопрос о соотношении принципа свободы договора и обязательств, возникающих по предварительной сделке. Заключив последнюю, стороны тем самым выражают свою волю на заключение основного договора на подобных условиях. Соответственно, они должны это сделать.
Проиллюстрированы определенные процессуальные моменты.
Указывается, что факт вступления в силу решения суда о ликвидации организации не препятствует тому, чтобы ее представитель (участвовавший в деле) потребовал пересмотра данного судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Физлицо, являющееся уполномоченным представителем юрлица, вправе самостоятельно уплатить госпошлину при обращении в суд с жалобой, которая подается от имени этой организации.
Споры между хозобществом и физлицами, которые не являются его участниками, рассматривает суд общей юрисдикции, а не арбитражный.
ГПК РФ предусматривает различные способы извещения и вызова в суд.
Подчеркивается, что независимо от того, какой из них используется, должно соблюдаться общее требование - необходима фиксация получения сообщения адресатом (которая позволяет удостовериться в его надлежащем извещении).
Если предприниматель платит взносы на соцстрахование за своих наемных работников, то такой факт сам по себе не дает ему право получать страховые выплаты при его временной нетрудоспособности. Для этого он должен вступить в отношения по соцстрахованию (в добровольном порядке) и платить взносы за себя.
Приведены некоторые примеры из практики Европейского Суда по правам человека.

Назад

Незаконные банковские комиссии или "мелкий шрифт"

16 июня 2011 - Администратор

Банки продолжают зарабатывать на «мелком шрифте». Но действующее законодательство позволяет эффективно бороться с незаконными комиссиями, навязанными страховками и драконовскими штрафами

На рассмотрение Госдумы направлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Он может, во-первых, сделать более совершенным процесс кредитования. Во-вторых, серьезно облегчить жизнь рядового заемщика, а ситуацию «недопонял и попал» отправить в разряд исключений. Ну а пока… хочешь взять кредит — плати.

 

 

Это схема, с которой сталкивались едва ли не девять из десяти заемщиков. Наш собеседник как раз из их числа. «Брал 50 тысяч рублей на два года, заплатил целых три комиссии, а дополнительную плату за ведение счета придется платить каждый месяц, пока действует кредитное соглашение. Цена вопроса — 26 900 рублей», — рассказывает он.

А далее задается вполне логичным вопросом: законны ли все эти поборы? Выясняется, что нет. Более полутора лет назад Высший арбитражный суд вынес решение о незаконности отдельных банковских комиссий при потребительском кредитовании. Число судебных разбирательств между банками и заемщиками резко поползло вверх. На практике суды признают незаконными не только комиссии за ссудный счет, но и целый ряд других — за рассмотрение кредитной заявки, за оформление и обслуживание кредитного договора, за выдачу кредита и его досрочное погашение.

Уже оплаченные комиссии на практике являются прямым убытком заемщика. А раз убытки эти возникли по вине банка, то и возмещать их обязывают банк. Некоторые, держащие нос по ветру, кредитные учреждения добровольно отказались от порочной практики и продекларировали выдачу кредитов без комиссий. Иные, судя по оперативной информации, как брали комиссионные, так и берут, иногда, правда, сменив название платежа. Есть и те, что в принципе идут навстречу клиенту, правда, какой-то извилистой дорогой. Не торопятся расставаться с комиссиями, но бодро рапортуют о снижении их размеров.

Сама практика взимания комиссий зародилась в начале 2000-х, когда рынок кредитования начал складываться как таковой. Пробный шар, а теперь доподлинно и не установишь, кто его запустил, попал точно в цель. Инициатива с энтузиазмом была подхвачена и стремительно внедрена. Комиссии стали брать сплошь и рядом. Они распространились на все виды кредитов, в том числе и потребительские. Это притом что процедура выдачи таковых на законодательном уровне четко прописана. Про комиссии в ней нет ни слова.

Но разве это та преграда, которую нельзя обойти, да еще и при столь заманчивых премиальных? Оформил, скажем, банк 100 тысяч кредитов: с каждого в виде комиссий взял всего лишь по 1 тысяче рублей. На круг вышло целых 100 миллионов. О каких цифрах реально может идти речь? Только Сбербанк и только в прошлом году выдал 1,3 триллиона рублей розничных кредитов, причем это в два раза больше, чем в предыдущем. В рамках ипотечного кредитования в 2010-м ВТБ выдал 31 миллиард рублей, «ДельтаКредит» — 10, ЮниКредит Банк почти 5 все тех же миллиардов. Комиссии при таких объемах могут складываться во вполне весомые суммы. К слову, сама процедура взимания комиссионных выглядит, мягко говоря, не совсем логично, считает Андрей Емельянов, генеральный директор Центра по защите прав: «Она почему-то привязывается к сумме выданного кредита, хотя технически процедура ведения счета выглядит очень просто: на основе входящих денег кассир выдает приходно-кассовый ордер, который генерируется в определенной программе, на его основании со счета списываются деньги, происходит это автоматически. Себестоимость в любом случае стандартная. Так почему человек, который получил 3 миллиона, платит за ведение счета 3 тысячи ежемесячно, а получивший 300 тысяч за ту же самую процедуру — 1 тысячу? Получается, банк оценивает возможность обобрать клиента, исходя из того, сколько ему выдал?»

О свободе договора

Банкиры же в судебных разбирательствах упорно ссылаются на свободу договора. Никто никому ничего не навязывал. Документы подписал, деньги получил — выполняй условия. Вот только речь в данном случае идет о договоре присоединения, корректировать который под себя потребитель не вправе, может только подписать либо нет. А на что в первую очередь смотрит человек перед тем, как поставить подпись? На то, сколько денег ему дают, какова процентная ставка и на размеры ежемесячного платежа. Мало того что кредитный договор являет собой увесистый фолиант, из которого человеку без юридического образования трудно вычленить действительно важное. Так в нем еще и мелкий шрифт практикуется. Глядишь, и не заметит неопытный клиент, что «проценты начисляются ежемесячно на начальную сумму кредита», а вовсе не на остаток.

Кроме того, большинство заемщиков, как выясняется, даже не знают, что банковская комиссия незаконна, тем более что брали ее до недавнего времени практически все банки. Статья 453 ГК РФ утверждает, что, если договорные отношения исполнены, стороны не вправе требовать возврата средств. Получается, пассажир остался, а поезд ушел? Оказывается, нет. В подобных отношениях потребитель заведомо экономически более слабая сторона, соответственно, нуждается в усиленной защите своих прав — это еще в свое время пленум Верховного суда разъяснил. Оно и верно: осилить лексику банковских документов неподготовленному мозгу весьма сложно. Но если удалось-таки выяснить, что один из пунктов договора не соответствует законодательству, его можно и оспорить, и потребовать отменить.

Сейчас в работе только у Центра по защите прав более тысячи дел о незаконном взимании банковских комиссий. Положительных решений по регионам, включая Москву, около пяти тысяч. Обращения поступают практически каждый день. Правда, с закрытыми кредитами возникают порой сложности. Срок исковой давности по таким делам формально — три года. Однако к комиссиям применима норма закона, утверждающая, что срок этот для потребителя наступает в течение года с момента, когда он узнал, что его право нарушено. «Срок давности каждый раз приходится доказывать в суде. Но если человек говорит: такого-то числа, по такому-то радио я услышал нужную информацию, этого уже вполне достаточно, — уверены в Центре по защите прав. — Человек может быть хорошим инженером или врачом, но он не может и, по сути, не должен досконально разбираться в юридических терминах. Рекорд по рассмотрению подобных дел в нашей практике — две недели. Юрист ответчика не отписался шаблонно, как многие это делают, а поднял практику и увидел, что подобные дела заведомо проигрышны. Это значит, что, отправившись в суд, банк попадет не только на комиссию, которую потребитель требует вернуть, но и на оплату морального ущерба, представительских расходов и на 50% штрафа от суммы иска в пользу государства, потому что спор не был урегулирован в досудебном порядке». Но подобная оперативность наблюдается, увы, редко. Бесконечные переносы рассмотрения дела — часто.

А вообще-то корни у истории этой глубокие, получивших кредиты — масса. Представьте, что хотя бы часть из них отправится в суды — оспаривать законность банковского оброка. Сегодня банки спасает, по сути дела, недостаточная информированность людей. И пока не поднялась волна протеста, банкиры спешат прикрыть, так сказать, тылы.

«Самый активный в этом смысле Сбербанк, — утверждает Андрей Емельянов. — Постоянно проигрывают, идут в апелляцию, тоже проигрывают, но снова судятся. Они надеялись в Высшем арбитражном суде получить отказ по иску от потребителя, ссылаясь на свободу договора. Почти год, насколько я знаю, это дело проталкивали. У них же хвост выданных кредитов. Вот и хотят от этого хвоста избавиться. В преддверии выборов президента вряд ли суд примет решение, которое будет ущемлять права потребителей». Суд действительно иск Сбербанка не поддержал. Ну а пока суд да дело, особо настойчивые возвращают свое даже по закрытым кредитам. Пример тому — история жителя Красноярска, который занял 370 тысяч рублей у Импэксбанка (сейчас это, напомню, Райффайзенбанк) еще в июле 2006-го. По условиям, он должен был ежемесячно платить проценты и комиссию за ведение ссудного счета в размере 2960 рублей. Заемщик полностью рассчитался с банком, подтвердив это документально. А узнав, что значительная часть денег взята с него незаконно, обратился в суд. В итоге Райффайзенбанк обязали выплатить красноярцу 127 тысяч рублей только по комиссионным, а еще неустойки, компенсацию морального вреда, госпошлину и штраф в бюджет за то, что добровольно не удовлетворил законные требования своего клиента.

К слову, за последние два года в Красноярском крае по возвратам комиссий было выиграно более двухсот дел. Медленно, но верно складывается положительная практика. На этой же волне и ФАС, запретившая банкам включать в свои затраты комиссии, которые они взимают с поставщиков услуг ЖКХ. Такой подход приводил к тому, что люди платили комиссию дважды: ту, что включена в платежку, и ту, что брал непосредственно банк.

Страховка в нагрузку

Но не только комиссии идут в нагрузку к кредитам. Весьма внушителен у нас опыт выдачи кредитов при условии страхования жизни. И эта кабала уже повесомее будет. Например, сумма страховки одного из истцов составляет 90 тысяч. Учитывая, что кредит взят на 15 лет, помножим эти две цифры — выходит полтора миллиона чистой переплаты. Закон об ипотечном кредитовании, кстати, четко прописывает все отношения в данном случае. Да, банк вправе требовать страхование залогового имущества, потому что это предмет сделки. А вот про страхование жизни и трудоспособности в законе не сказано ничего. Получается, что, страхуя на бумаге вашу жизнь, на практике банк страхует собственный риск, обеспечивая себе запасной аэродром.

Москвичи Ольга и Игорь в августе каждого года платят страховку по ипотечному кредиту в Альфа-Банке. «Мы с ужасом ждем этого месяца, за полгода откладывать начинаем, — рассказывают они. — Неделю назад позвонили в банк узнать, можно ли снять платеж. Консультант отдела ипотечного кредитования сказала: «Конечно, вы можете написать претензию, но вам, скорее всего, откажут. В договоре ведь все прописано».

По мнению Андрея Емельянова, сама процедура ипотечного кредитования усложнена у нас жадностью людей, которые стоят в цепочке. «Как выглядит вся эта структура? Чем более рискованный кредит, тем больше на него процентная ставка, — разъясняет он. — Согласен застраховаться и хочешь получить 300 тысяч? Тебе отписывают 350, в руки дают 300, а остальное кидают на страховку. Но процент капает на 350». Страховку можно оспорить и даже вернуть деньги. Зачастую это составляет до четверти займа. А все потому, что нельзя обусловить приобретение одной услуги обязательным приобретением другой — это из «Закона о защите прав потребителей».

«У судов по этому вопросу еще года полтора назад сформировалась определенная позиция: чтобы защитить заемщика, банки должны предлагать ему кредит — как со страховкой, так и без нее, — поясняет Олег Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков России. — На заре кредитования многие банки пытались спрятать страховку. Сегодня условия должны быть прозрачными. Хотите взять необеспеченный кредит, должны знать, что проценты будут выше. Конечно, необходимо прививать привычку к использованию страхового продукта, как во всем мире. Допустим, с заемщиком случилось несчастье, в семье горе, а тут еще банк требует возврата по кредиту. Когда есть страховка, весь кредит погашает страховая компания. Таким образом, можно избежать неприятных последствий. Но стоить страховка должна разумных денег, а не выглядеть, как попытка спрятать проценты».

Здесь важен еще один момент: а дают ли заемщику возможность самостоятельно выбрать страховую компанию? Или страховать его будет исключительно партнер банка? У нас, как правило, прибегают к второму варианту. Между тем антимонопольная служба подобные действия уже не раз квалифицировала как сговор банка и страховщика. Последнего клиенту навязали, при этом банк взял страховую премию, комиссию за кредит и за присоединение к программе страхования. Число жалоб по этому поводу растет. Так, на портале Банки.ру Светлана, бравшая трехлетний кредит в банке «Ренессанс Кредит» на 150 тысяч рублей, пишет: «Сотрудник банка объяснил, что тарифный план 18,8% годовых без комиссии включает в себя обязательную страховку (0,75% от суммы кредита ежемесячно). При отказе от страхования банк сможет предоставить мне кредит только под 39% годовых. Комиссия составила 40,5 тыс. рублей и, согласно условиям, была внесена в общую сумму кредита — итого 190,5 тыс. рублей». То есть страховка была оформлена как комиссия банку за подключение к программе страхования. Никаких документов, свидетельствующих о заключении страхового договора, заемщик на руки не получил.

«Я пошла на покупку страховки потому, что в противном случае мне бы не дали кредит, — объясняет Светлана. — Но где гарантия, что, если со мной что-то случится, страховая компания выплатит деньги банку, ведь никаких документов, чтобы доказать факт страхования, у меня нет?» На претензии Светланы ей ответили, что услуга предоставляется по внутреннему договору между банком и страховой компанией, а соответствующие документы по запросу клиента не выдаются. В «Ренессанс Кредит» нам, в свою очередь, пояснили, что кредит сегодня можно взять как со страховкой, так и без нее. Допустим, я решила застраховаться, повлияет ли это на процентную ставку по займу? «Естественно, — отвечает сотрудник банка. — Она будет ниже, потому что увеличится общая сумма кредита».

Сейчас в банковском сообществе активно обсуждается идея создания кредитного паспорта. Это доступная пониманию таблица, в которой собрана вся информация о стоимости кредитного продукта и его главных условиях. По всей территории Евросоюза еще год назад банки начали предоставлять потребителям информацию, независимо от сложности договора, в одной и той же стандартной форме, которая предписана законом. «Кредитный паспорт — это первое, что вы получите, обратившись в банк, — пояснил Олег Иванов. — Вам дадут всего две страницы. Посмотрели, не понравилось, пошли в другой банк. За основу паспорта взята типовая форма с четко заданными, а главное, понятными параметрами».

$70 превращаются… в $38 000!

История о том, как 70 долларов сначала пропали в неизвестном направлении, а затем чудесным образом превратились в 38 тысяч долларов, рассматривается сегодня в Черемушкинском районном суде Москвы. А начиналось все вполне невинно. Ежемесячный платеж по кредиту, взятому в ЮниКредит Банке, Гарри Айрапетов привозил туда регулярно. Когда в отечественных рублях, когда — в валюте. Тем временем на каком-то этапе случился сбой. Потерялась (есть предположение, что из-за разницы валютных курсов) часть суммы. Не особо серьезная, всего-то 70 долларов. Да и банк своей обеспокоенности никак не обозначил. Шли месяцы, на задолженность капали проценты, и, наконец, настало время «Х». За восемь месяцев 70 долларов просрочки превратились в 38 тысяч долларов штрафа, о чем заемщику не замедлили сообщить. «В нашей практике это рекорд. Даже бандиты в свое время гуманнее считали, — рассказывает Андрей Емельянов, генеральный директор Центра по защите прав. — Мы обратились в банк с предложением мирно разойтись. А нам в ответ: с ума сошли, уже столько накапало! Исходя из выписки, мы составили иск в суд. Закон четко регламентирует порядок начисления штрафных санкций и порядок списания средств со счета должника в случае, если образовалась просрочка. Банки, как будто и нет этого закона, считают по-своему: штрафы на штрафы, в геометрической прогрессии. Должен ты, например, рубль, за каждый день просрочки предусмотрен 1% штрафа. С тебя берут рубль, приплюсовывают процент, а следующий капает уже на эту сумму. Дальше — больше. Но самое парадоксальное: в банке никак не могли выяснить, откуда взялась задолженность». Интересуюсь в ЮниКредит Банке: «А из чего в принципе складывается сумма штрафа?» Объясняют: «Это 0,2% на сумму ежемесячного платежа». То есть если я не платила несколько месяцев, процент будет капать уже на общую сумму долга. Задаю следующий вопрос: «А что же дальше?» Отвечают: «После определенного уровня задолженности дело передается в коллекторское агентство. Фиксированной суммы долга нет, смотрят на доход клиента, есть ли у него кредиты в других банках, от многих факторов зависит, каждый случай рассматривается индивидуально». По закону кредитор обязан сделать все возможное, чтобы уведомить заемщика о долге и всеми возможными способами урегулировать конфликт. В России по-другому: образовалась задолженность, в банке молчат полгода, а когда она превращается в весомую сумму штрафа — начинают долбить. Таких случаев — море.

Коллекторы

По банковской логике штраф должен, видимо, пугать не только фактом своего существования, но и размерами. В Центр по защите прав обратилась женщина, которая буквально с порога сказала: «Если б не дети, повесилась бы». Взяв потребительский кредит 300 тысяч рублей, выплачивала его исправно, пока не осталась без работы. Подала в банк заявление на реструктуризацию долга. Банк отказал, а само дело передал коллекторскому агентству. Начались звонки с угрозами, письма. «Меня дома не было, приехали коллекторы, начали долбиться в дверь. Бабушка одна с детьми, открывать боится. А ей: продавай детей — отдавай кредит!» — рассказывает заемщик. По истечении полугода на невыплаченные 150 тысяч банк насчитал 1 миллион штрафных санкций. Или, скажем, другой сценарий: приезжают крепкие ребята, интересуются: «Денег банку должен — почему не платишь? Потерял работу, говоришь? Ну, тогда подписывай дополнительное соглашение и отдавай машину в счет долга». Это, кстати, не фантазии на заданную тему, а вполне конкретный случай. Бумагу подписали. Автомобиль увезли, даже не потрудившись оценить его. Зато пообещали забрать еще и дом. Наличие у должника троих детей в расчет не бралось.

 

Но самое парадоксальное, что подобными методами действовала служба безопасности банка, не имея на то никакой официальной санкции (что, впрочем, не исключает негласного распоряжения). «Мы написали письмо в прокуратуру, в РОВД, подняли шум, — рассказывает Андрей Емельянов. — Через некоторое время из Питера (банк был зарегистрирован именно там) прислали письмо его представители: машину возвращаем, штрафные санкции гасим, комиссию, которую взяли за открытие и ведение ссудного счета, засчитываем в сумму долга и все пересчитываем, пусть платит дальше. В банке просто испугались, слишком много всего наворотили. Кстати, ребят из службы безопасности сразу же уволили».

Уже не раз упомянутый кризис многих столкнул в долговую яму. Коллекторы в одночасье стали невероятно востребованными. И с энергией, потерянной для мирных целей, принялись «выбивать долги» и «включать счетчик». Задавшийся вопросом, а насколько законна их деятельность, ответ получит, скорее всего, риторический: законом она никак не регламентирована, но все тем же законом и не запрещена. «Мы своим клиентам говорим: вам коллекторы звонят — радуйтесь, фиксируйте частоту звонков, записывайте, если возможно, разговоры, подавайте в суд на банк о возмещении морального вреда, еще и денег на коллекторах заработаете, — советуют в Центре по защите прав. — 10—12 тысяч на этом можно легко получить. А платить коллекторам ни в коем случае нельзя, деньги надо везти только в банк, там их обязаны принять. Коллекторы очень злятся, когда платят не им».

Если вы приходите в банк и говорите: хочу закрыть кредит досрочно, у вас в руках появляются определенные рычаги. Закон «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель вправе досрочно отказаться от получения услуги, возместив ее поставщику только реально понесенные расходы. Значит, брать проценты за досрочное погашение кредита банк не вправе. И проценты эти в судебном порядке тем, кто уже заплатил, пересчитывают и возвращают. Деятельность Центра по защите прав и ему подобных оптимизма у банков, конечно, не вызывает. Например, в Тюмени год назад сотрудники ОБЭПа изъяли у юристов центра все документы и сервер, якобы по подозрению в неуплате налогов. И выписали штраф на 400 тысяч рублей. «А закончилось все тем, что двух из тех четырех, кто приезжал к нам на обыск, уволили за служебное несоответствие. Из 400 тысяч оставили только двенадцать — штраф за ненадлежащее кассовое обслуживание или что-то в этом роде, — подводит итог Андрей Емельянов. — Потом выяснилось, что организовал всю эту бучу конкретный банк. А скажешь где-нибудь в эфире, что он сговорился с ОБЭПом, — по судам затаскают».

 

Источник: ФАС России

Похожие статьи:

кругозор → Михалкова лишают "мигалки"

кругозор → Как формируются тарифы ЖКХ

кругозор → Кто рисует в космосе красивые туманности?

Поделиться…

Кредитный договор

IV-I. Деньги и банки
3. Банки, вклады и кредит

Кредитный договор

Кредитный договор предусматривает обязательную письменную форму— в противном случае он будет недействителен. Договор должен быть подписан обеими сторонами кредитной сделки и содержать следующие основные разделы с подробным изложением всех условий:

  • общие положения (указываются наименование договаривающихся сторон; предмет договора, вид кредита, его сумма, срок, цель, процентная ставка; условия обеспечения исполнения обязательств по кредиту; порядок выдачи и погашения кредита, а также порядок начисления и уплаты процентов за кредит);
  • права и обязанности заемщика;
  • права и обязанности банка;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешения споров;
  • срок действия договора;
  • юридические адреса сторон.

Кредитный договор и договор залога (если кредит обеспечен залогом) составляются:

  • в двух экземплярах, если не требуется нотариальное удостоверение и регистрация договора залога;
  • в четырех экземплярах, если необходимо нотариальное удостоверение и регистрация договора залога.

Оформление и подписание кредитного договора должно соответствовать следующим требованиям:

  • в текстах документов денежные суммы должны быть обозначены прописью, адреса, фамилии, имена, отчества, наименования написаны полностью;
  • договор подписывается только теми лицами, которые упомянуты в тексте; использование факсимиле недопустимо;
  • каждая страница договора должна быть подписана клиентом.

Один комплект документов получает клиент, другой (с сопроводительными документами) — поступает в кредитное досье банка. Если кредитный комитет требует обязательного страхования обеспечения, клиент должен представить в банк оригинал договора страхования, страховой полис и копию платежного документа об оплате страхового взноса.

Кредитный договор вступает в силу с момента его подписания банком и заемщиком, если иное не предусмотрено договором.

Выдача кредита может производиться путем оплаты расчетных документов за ценности и услуги, минуя расчетный счет заемщика, или непосредственно на расчетный счет заемщика и отражается бухгалтерской проводкой.

В последние годы широкое распространение получило потребительское кредитование, когда кредит выдается под покупку конкретного товара, а кредитный договор заключается непосредственно в торговом зале магазина или в соседнем помещении. Многие банки осуществляют деятельность, связанную с кредитованием граждан, через многочисленные "дополнительные офисы», "кредитно-кассовые офисы», "центры кредитования» и иные подразделения, создающиеся, как правило, в крупных предприятиях сетевой торговли. При этом обычно от покупателя не требуется никакого обеспечения, достаточно предъявить паспорт.

Банк России в рамках работы по повышению финансовой грамотности населения подготовил "Памятку заемщика по потребительскому кредиту". Эту памятку рекомендуется размещать в банках таким образом, чтобы заемщики имели возможность с ней ознакомиться (например, в местах обслуживания клиентов).

Согласно Памятке, получение кредита предполагает обязанность вернуть в установленные кредитным договором сроки основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также комиссии и платежи за:

  • рассмотрение документов на получение кредита;
  • открытие и ведение банковского счета;
  • осуществление переводов денежных средств и т.п.;
  • договоры страхования, залога, перевода средств через отделения связи или иные банки и т.п.

Если какие-либо предусмотренные кредитным договором платежи не осуществляются или осуществляются несвоевременно и/или не в полном объеме, банком может быть предъявлено требование об уплате неустойки (штрафа, пени).

Перед принятием решения о получении потребительского кредита необходимо оценить свои потребности в его получении, а также возможности по его своевременному погашению — какую сумму денежных средств исходя из личного бюджета потребитель реально может направить на уплату всех причитающихся платежей по кредиту.

Право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено законом. К такой информациив том числе относятся:

  • размер кредита;
  • график его погашения;
  • полная стоимость кредита в процентах годовых (в расчет полной стоимости кредита включаются платежи по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи в пользу третьих лиц, определенных в кредитном договоре).

Кредитным организациям рекомендуется адаптировать к этим требованиям политику взимания процентов за пользование кредитом и иных платежей, связанных с выдачей кредита, в частности — комиссионного вознаграждения.

Для того, чтобы граждане могли оценить реальные затраты при кредитовании, в законодательстве введено понятие полной стоимости кредита. В расчет полной стоимости кредита, исчисляемого в процентах годовых, включаются:

  • платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения кредитного договора:
    • по погашению основной суммы долга по кредиту;
    • по уплате процентов по кредиту;
    • сборы (комиссии) за рассмотрение заявки по кредиту;
    • комиссии за выдачу кредита;
    • комиссия за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика;
    • комиссии за расчетное и операционное обслуживание, за выпуск и годовое обслуживание кредитных и расчетных (дебетовых) карт;
  • платежи заемщика в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица (например, страховые компании, нотариальные конторы, нотариусы). К таким платежам относятся:
    • платежи по оценке передаваемого в залог имущества (например, квартиры);
    • платежи по страхованию жизни заемщика, ответственности заемщика, предмета залога (например, квартиры, транспортного средства);
    • другие платежи.

Кредитные организации обязаны определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика, связанных с несоблюдением им кредитного договора. Аналогичные правила вводятся и при изменении условий кредитного договора, влекущих изменение стоимости кредита.

Необходимо внимательно изучить условия кредитования, обратив внимание на ссылки на тарифы осуществления банком услуг. Принятию наилучшего решения может способствовать изучение предложений нескольких банков, выдающих потребительские кредиты.

Обо всех спорных вопросах необходимо сообщать в территориальное учреждение Банка России по надзору за деятельностью банков.

Некоторые недобросовестные кредитные организации пользуются недостаточной осведомленностью граждан об их правах, а также тем, что многие граждане под влиянием рекламы или поддавшись уговорам агента подписывают договоры, не прочитав их внимательно. Наиболее распространенными нарушениями в этой сфере являются:

  • непредставление необходимой информации или представление недостоверной информации об услугах кредитных организаций и о самих исполнителях услуг (их представителях);
  • введение в заблуждение потребителей о правовой сущности заключаемых договоров;
  • несоблюдение письменной формы договора;
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
  • навязывание дополнительных ("сопутствующих") услуг;
  • несоблюдение особых процессуальных прав потребителей.

Известны случаи, когда недобросовестные банки выдавали кредиты явно неплатежеспособным гражданам или людям, не вполне отдающим себе отчет в своих действиях, в расчете на то, что задолженность будет погашена их родственниками.

Доказать факты нарушений со стороны банков иногда бывает затруднительно. Недобросовестные кредиторы крайне неохотно предоставляют надлежащим образом оформленные документы о размерах задолженности и ее основаниях, которые можно было бы оспорить в суде.

Иногда банки включают в кредитный договор условие о так называемой договорной подсудности. Подписывая договор с таким условием, потребитель должен отдавать себе отчет в том, что тем самым он отказывается от права выбора способа защиты в суде по территориальному признаку, в том числе по месту его пребывания.

О случаях ущемления прав граждан, вызванных нарушениями банковского законодательства, законодательства о защите прав потребителей или гражданского законодательства, следует сообщать в Центральный банк РФ, его территориальные учреждения, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или обращаться в суд.

Ставка определяется в процессе переговоров и зависит от:

  • конъюнктуры на рынке ссудного капитала;
  • риска, присущего данной ссуде;
  • размера кредита;
  • срока погашения;
  • состояния депозитного счета заемщика;
  • обеспечения;
  • обычаев делового оборота и традиций;
  • конкуренции между банками;
  • установленного законом максимального размера процентной ставки;
  • оценки банкирами и заемщиками перспектив хозяйственного развития;
  • других факторов.

Размер процентной ставки, порядок, форма и срок уплаты фиксируются в кредитном договоре. Процентная ставка за кредит может пересматриваться банком в течение срока действия кредитного договора при изменении учетной ставки ЦБ РФ, а также при изменении уровня ставок на рынке кредитных ресурсов.

По кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином начиная с апреля 2010 г., кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом):

  • сократить срок действия этого договора;
  • увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения;
  • увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям.

Изменение процентной ставки должно оформляться дополнительным соглашением к кредитному договору. Изменение ставки в одностороннем порядке возможно только если в кредитном договоре величина процентной ставки по кредиту определена в зависимости от изменения условий, предусмотренных договором. Например, если в договоре есть пункт такого содержания: "Банк вправе в одностороннем порядке увеличить размер платы за кредит в случае увеличения процентных ставок ЦБ РФ или повышения стоимости привлекаемых ресурсов».

Начисление и взыскание процентов авансом в момент выдачи кредита не допускается.Проценты начисляются только на задолженность, возникающую в момент использования кредита, до даты погашения этой задолженности и уплачиваются, как правило, ежемесячно или в оговоренные договором сроки, но не реже одного раза в квартал. Проценты на просроченную задолженность заемщик уплачивает по повышенной ставке, предусмотренной в кредитном договоре. Поступающие от заемщика денежные средства в первую очередь направляются на уплату процентов, включая просроченные.

Для того, чтобы граждане могли оценить реальные затраты при кредитовании, законодательством введено понятие полной стоимости кредита. В расчет полной стоимости кредита, исчисляемого в процентах годовых, включаются платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения кредитного договора:

  • по погашению основного долга по кредиту;
  • по уплате процентов по кредиту;
  • сборы (комиссии) за рассмотрение заявки (оформление кредита);
  • комиссии за выдачу и сопровождение кредита;
  • комиссии за открытие, ведение (обслуживание) необходимых счетов;
  • комиссии за расчетное и операционное обслуживание;
  • за выпуск и годовое обслуживание кредитных и расчетных (дебетовых) карт;
  • платежи заемщика в пользу третьих лиц, в случае если обязанность их внесения заемщиком вытекает из условий договора, в том числе платежи за:
    • услуги нотариуса;
    • услуги по государственной регистрации и (или) оценке передаваемого в залог имущества (в том числе квартиры);
    • услуги по страхованию жизни заемщика, ответственност


2015-11-27 352 Обсуждений (0)
Какие ошибки судов ВС РФ исправлял за последнее время? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Какие ошибки судов ВС РФ исправлял за последнее время?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)