Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Маркетинговая модель НИР



2015-11-27 1394 Обсуждений (0)
Маркетинговая модель НИР 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

  Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Содержание организационно-экономического обоснования дипломного проекта научно-исследовательского характера  
2. Маркетинговая модель НИР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Оценка научной и научно-технической результативности НИР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4. Планирование НИР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Определение затрат на проведение НИР . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Определение экономической эффективности НИР . . . . . . . .
  Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  1. Методика применения сетевого планирования НИР . . . . .
  2. Методика функционально-стоимостного анализа в процессе проведения НИР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  3. Методика расчета технологической себестоимости детале-операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  4. Примеры расчетов по отдельным разделам методических указаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

 

ВВЕДЕНИЕ

Методическое руководство предназначено для оказания помощи дипломникам всех специальностей при выполнении дипломных работ научно-исследовательского характера и содержит рекомендации по разработке указанных выше разделов дипломного проекта.

Дипломные проекты научно-исследовательского направления выполняются в большинстве случаев по материалам научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, промышленных предприятий или прикладных исследований, которые проводятся на соответствующей профилирующей кафедре. В связи с этим в дипломных проектах научно-исследовательской тематики должны быть использованы методы технико-экономического анализа инженерных решений и определения ожидаемого экономического эффекта, что позволяет выбрать наиболее рациональный и экономически эффективный вариант.

В ряде случаев при решении какой-либо новой задачи, связанной с научными исследованиями, практически невозможно выбрать базу для сравнения предлагаемого варианта решения. По этой причине в некоторых дипломных проектах не может быть выполнено технико-экономическое обоснование в обычном понимании, путем сравнения с базовым вариантом, однако и в этом случае в дипломном проекте должны быть сформулированы экономические преимущества предлагаемого решения поставленной задачи.

Следует оценить возможность организации малого инновационного предприятия для возможного коммерческого использования результатов НИР, в этом случае также в качестве организационно-экономического обоснования дипломного проекта выполняется разработка бизнес-плана по соответствующим методическим руководствам для конкретного объекта бизнеса.

Необходимо иметь в виду, что НИР является этапом инновационного процесса – процесса преобразования научного знания в инновацию, т.е. в новый продукт, услугу, способ их производства, новшество в производственной, организационной, финансовой, других сферах деятельности, усовершенствование, обеспечивающее экономию или создающее условия для такой экономии. Поэтому в процессе обоснования эффективности дипломного проекта научно-исследовательского характера необходимо использовать соответствующий понятийный аппарат системного описания инноваций.

Экономические вопросы должны органически включаться во все разделы дипломного проекта.

Во введении к дипломному проекту должны быть отражены наряду с другими вопросами:

- экономическое значение разрабатываемой темы – степень ее влияния на ускорение научно-технического прогресса, на рост производительности труда и улучшение условий труда, на повышение качества продукции, на организацию производства и т.п.;

- определение характера НИР – является ли научно-исследовательская работа прикладным исследованием, опытно-конструкторской, информационной или опытно-экспериментальной работой;

- краткий обзор предварительных маркетинговых исследований по поводу оценки рыночных позиций результатов НИР и возможности их тиражирования в коммерческих целях;

- уровень научной новизны и ожидаемой научно-технической результативности НИР;

- оценка экономического значения проводимого исследования.

В организационно-экономической части дипломного проекта должны быть освещены следующие вопросы:

- маркетинговая модель НИР;

- оценка научной новизны и научно-технической результативности в виде системы показателей;

- планирование и организации проведения НИР,

- затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создание опытных образцов новой техники;

- определение потребности в инвестициях;

- ожидаемая экономическая эффективность результатов проведенной НИР и социальные последствия ее внедрения.

В заключении должна быть дана общая оценка технико-экономических результатов проведенного исследования и условия, при которых возможно практическое использование результатов НИР.

Графическая часть может содержать рисунки, диаграммы, графики, таблицы, характеризующие основные технико-экономические показатели, сетевой график технической подготовки производства опытного образца или проведения научно-исследовательской работы, диаграмму экономической эффективности – в случае, если данная НИР имеет прикладное значение.

Данное методическое руководство предназначено для оказания помощи дипломникам всех специальностей при выполнении дипломных работ научно-исследовательского характера и содержит рекомендации по разработке указанных выше разделов дипломного проекта.

 

 

Содержание организационно-экономического обоснования дипломного проекта научно-исследовательского характера

Для отнесения тематики дипломной работы к определенной классификационной группе необходимо использование системного подхода к классификации инноваций. Классификация инноваций по ряду признаков представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1. – Классификация инноваций

Классификационный признак Классификационная группировка инноваций
Широта воздействия и масштабность Глобальные Отраслевые Локальные
Степень радикальности инноваций Базисные Улучшающие Псевдоинновации
Источник идеи Открытие Изобретение Рационализаторское предложение Прочие
Вид новшества Конструкция и устройство Технология Материал, вещество Живые организмы
Область применения Промышленные, организационные, управленческие, финансовые, социальные и т.д.
Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Эффективность инноваций Экономическая и технико-экономическая, социальная, экологическая, интегральная
               

Примечание: Отнесение инновации к псевдоинновациям не отрицает их определенной новизны для данной организации или конкретной ситуации.

Приведенная классификация инноваций принята в мировой практике.

 

Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом, являясь его результатом. Инновационный процесс не заканчивается внедрением, так как по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые рынки, новые области применения, новых потребителей. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий, услуг и осуществляется в тесном единстве с социально-экономической средой.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники и технологии, включающий в себя фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, опытно-эксперименталь-ные работы, освоение промышленного производства, процесс промышленного производства и реализации новых товаров, продукции, услуг потребителям, связывая, таким образом, инновационные процессы с рынком.

Дипломные работы научно-исследовательского характера классифицируются по следующим направлениям: прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, информационные работы и опытно-эксперименталь-ные работы.

Прикладные исследованиянаправлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. НИР прикладного характера ставит своей задачей решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов.

Опытно-конструкторские работы предполагают применение результатов прикладных исследований для создания, модернизации, усовершенствования образцов новой техники, технологии, материалов, то есть производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники.

Информационные работы представляют собой научные работы, направленные на улучшение информационного обеспечения и совершенствование анализа научно-технической информации.

Опытно-экспериментальные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новой техники и технологических процессов, в том числе изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.

Отнесение темы дипломной работы к определенной классификационной группе необходимо для определения целей, задач, содержания организационно-экономической части дипломного проекта.

Обоснование экономической эффективности выполнения дипломной работы следует излагать в следующем порядке:

- общая краткая характеристика сущности выполняемого проекта, его основные отличительные особенности, важные для проведения экономического обоснования его внедрения и эксплуатации;

- маркетинговые исследования, маркетинговая модель НИР;

- исследование научной эффективности инновации – оценка при помощи системы коэффициентов степени научной новизны и уровня научно-технической результативности разработки дипломного проекта;

- планирование НИР, общий перечень этапов работы, определение их взаимосвязи и последовательности, трудоемкости работы и расчет общих затрат времени на разработку. Возможно использование методов сетевого планирования для более четкого определения указанных показателей;

- расчеты затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создание опытных образцов новой техники. В некоторых случаях желательно применение методов функционально-стоимостного анализа в целях оптимизации затрат на опытные образцы техники или технологии;

- определение потребности в инвестициях и выбор возможных источников их финансирования на основании расчета затрат на разработку НИР;

- определение факторов получения эффекта от внедрения результатов НИР, расчет технико-экономических показателей, экономической эффективности результатов проведенной НИР и социальных последствий ее внедрения. Если невозможно определить количественные показатели экономической эффективности внедрения результатов НИР, то необходимо дать описание факторов возможного получения экономического эффекта;

- необходимые расчеты к графической части организационно-экономического раздела проекта;

- выводы, содержащие обобщенную оценку технико-экономических результатов проведения работы.

Приведенный перечень разделов не является безусловно обязательным, необходимо согласовать с консультантом по экономической части дипломного проекта конкретные особенности данного дипломного проекта.

Маркетинговая модель НИР

В рыночных условиях хозяйствования любой инженер, в том числе исследователь, должен владеть маркетинго-ориентированным подходом к решению всех научно-технических, организационных, производственных и социальных задач, возникающих в его деятельности. В этом аспекте можно предложить с точки зрения маркетинговой ориентации так называемую «логически-структурную рамку НИР».

В данном контексте заслуживает внимания «молекулярная модель маркетинга услуг» Линн Шостак (Shostack, 1977), которая применяется в зарубежной практике во многих отраслях бизнеса. В центре – основной, нематериальный, нефизический «атом» - выгода от предоставляемой услуги, вокруг – в определенной последовательности (порядке) другие «атомы», представляющие материальные, физические элементы обслуживания.

Данный подход можно применить к любой НИР, представив ее как рыночно-ориентированное исследование для разработки маркетинговой модели НИР, предусматривающей:

· НИР «по замыслу» - характеризует цель проводимого исследования, направленного на разработку различного рода методик по НТНВ, улучшение качественных параметров, расширение функциональных особенностей использования новых материалов и т.д. Это основная выгода, которую можно получить в результате проводимого исследования;

· НИР «в реальном исполнении» - это та материализованная форма, в которую воплощается замысел исследователя, то есть то, что в конечном итоге предлагается потребителю на определенном этапе НИР или по законченному исследованию;

· «область применения НИР» - указывается возможность использования НИР, т.е. в какой отрасли бизнеса или на конкретном объекте производства или в дальнейшей НИР найдет применение данное исследование;

· «результативность НИР» – то, что способствует повышению конкурентоспособности проводимого исследования в различных областях бизнеса;

· «методы исследования» - какие расчетно-аналитические или другие методы исследования используются в проводимой НИР;

· «использование программного обеспечения (ПО), информационных технологий и систем» - какое ПО используется или самостоятельно разрабатывается в ходе НИР, какие применяются информационные технологии или системы при проведении исследования;

· «конкуренция» - какие аналогичные исследования и кем проводятся (отечественные и зарубежные); отличительные особенности проводимых собственных исследований;

· «преимущества у потребителя (исследователя либо организации, использующей результаты НИР)» - что конкретно дает реализация данного исследования потребителю и возможно исследователю (при продолжении научных исследований);

· «преимущества у исследователя» - повышение имиджа исследователя, получение прибыли при реализации НИР, как товара на рынке интеллектуальной продукции.

Маркетинговая модель НИР (рис. 2.1) помогает взглянуть на предлагаемое исследование, исходя из маркетинговой ориентации и системной зависимости между рассматриваемыми направлениями НИР, что позволяет:

- понять смысл и значимость проводимого исследования;

- определить объект возможного бизнеса и уяснить направление использования результатов исследования. Например, новое исследование или продолжение ранее проводимых исследований, новая конструкция или новый технологический процесс, или совершенствование технологии и организации производства, или то и другое;

- уточнить, носит ли НИР прикладной характер и ее результаты используются в организации или может быть оформлена как объект интеллектуальной собственности (товар), предлагаемый на рынке НТНВ.

 

 


Рис. 2.1. Маркетинговая модель НИР

Данная модель по согласованию с консультантами дипломного проекта может быть расширена или сокращена в зависимости от особенностей проводимых исследований, может быть рекомендована как графическая часть экономического обоснования дипломной работы в форме листа формата А4 или презентации.

Примеры оформления маркетинговых моделей НИР по различным темам приводятся в приложении.

 



2015-11-27 1394 Обсуждений (0)
Маркетинговая модель НИР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Маркетинговая модель НИР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)