Наиболее распространенные недостатки
Написание курсовой работы – это сложный творческий процесс, который включает изучение различного рода источников (научных монографий, статей и докладов, статистических данных, официальных документов и т.д.), их осмысление, систематизацию полученного знания и обоснование собственных выводов. Кроме того, выполняя курсовую работу, студент приобретает ряд навыков и умений, необходимых для успешной подготовки в будущем выпускной квалификационной работы экономиста, которая является частью итоговой государственной аттестации выпускника по специальности «Мировая экономика». В этом процессе неизбежны трудности, заблуждения и ошибки, которые студент преодолевает с помощью научного руководителя. Однако есть ряд типичных недостатков, которых можно избежать с самого начала, не давая научному руководителю излишнего повода для возвращения курсовой работы на доработку. Отсутствие обоснования целей и задач курсовой работы.Курсовая работа выполняется в рамках определенной учебной дисциплины (например, по экономической теории, по мировой экономике, международным экономическим отношениям и т.д.). Начиная работу, следует четко сформулировать цель, а также определить те задачи, которые необходимо решить для ее достижения. Цель курсовой работы заключается в углубленном изучении какой-либо проблемы в рамках того предметного поля, которое изучает определенная дисциплина учебного плана. Во введении следует обозначить эту проблему, а также выделить те конкретные вопросы, которые необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть ее суть. Как правило, эти вопросы и составляют основу структуры курсовой работы. Следует также определить последовательность их изучения, что поможет в составлении логичного плана. Типичный недостаток заключается в том, что студент во введении неоправданно много внимания уделяет вопросам, которые должны рассматриваться в основной части (например, даются определения, статистические данные, излагаются дискуссионные точки зрения и т.д.), но при этом обоснованию целей и задач курсовой работы уделяет недостаточное внимание. Введение является очень важной ее частью, где студент демонстрирует свое умение кратко (на 1–2 страницах) обозначить суть проблемы, убедительно показать ее актуальность, а также обосновать цели и задачи своего исследования. Эта часть курсовой работы является значимой с точки зрения оценки самостоятельности ее выполнения. Использование устаревших источников и неактуальной информации. Качественная и актуальная информация – это важный элемент любого учебно-научного поиска, в том числе и курсовой работы. К числу качественных источников относят работы авторов, внесших заметный вклад в развитие научного знания, достоверные и актуальные статистические издания, официальные документы. Однако, если в курсовой работе, написанной в 2007 г., нет ни одного источника, датированного позднее 2000 г., то возникает вопрос о том, действительно ли избранная тема сохраняет свою актуальность, коль скоро она не находит отражения в научной литературе. Неактуальная информация и устаревшие источники особенно характерны для случая, когда студент «заимствует» работу, написанную в прошлые годы другими. Устаревшие письменные работы (курсовые работы, рефераты и т.д.) часто размещаются в Интернете на сайтах с соответствующими названиями. Для научного руководителя преобладание устаревших источников в библиографическом списке может служить сигналом о том, что она имеет характер «заимствования». Несбалансированный план. Изучив большой объем материала, студент должен структурировать его, выделив основные аспекты и элементы проблемы. Им посвящаются определенные части работы (главы и параграфы), которые находят свое отражение в плане курсовой работы. План отражает не только ее структуру, но и последовательность изложения. При его составлении необходимо равномерно и сбалансировано распределить изученный материал по главам и параграфам, избегая глав, состоящих из одного параграфа, либо, наоборот, из слишком большого (более 3) числа параграфов. Отсутствие промежуточных выводов. Задача курсовой работы заключается в том, чтобы в результате изучения избранной проблемы прийти к определенным научным выводам. Самостоятельность выводов, полученных в результате выполнения курсовой работы, является одним из важнейших критериев ее оценки. Заключительные выводы излагаются в конце курсовой работы, однако необходимо формулировать и промежуточные выводы, завершая ее очередной подраздел. Они необходимы для того, чтобы логично перейти от одного подраздела работы к другому, обеспечивая последовательность изложения и целостность курсовой работы. Поэтому каждая часть ее основного содержания (параграф, глава) должна завершаться выводом. Отсутствие связи между содержанием работы и заключительными выводами. Самые важные выводы по поводу изученной проблемы излагаются в финальной части курсовой работы – в ее заключении. Здесь студент должен показать те знания, которые он получил в результате выполнения курсовой работы, поэтому они играют особенно важную роль в ее оценке. Типичным недостатком является нарушение связи между основным содержанием работы и заключительными выводами. Это происходит по двум причинам. Во-первых, выводы приобретают формальный характер, если студенту не удалось полно и глубоко изучить проблему. В этом случае в заключении преобладают второстепенные детали, в то время как важные выводы остаются за его пределами. Во-вторых, иногда в заключении неожиданно появляются проблемы, которые в основном содержании не затрагивались. Введение какого-либо нового материала (фактов, суждений) в заключительной части выглядит необоснованно. В заключении необходимо подвести итог всему тому, что было изучено в основной части работы. Неадекватный стиль изложения.При написании курсовой работы студент изучает большой объем литературы, написанной в разных жанрах: это учебники, научные монографии, полемические статьи, публикации в периодических изданиях и т.д. Они заметно различаются по стилю изложения. Например, учебная и научная литература, как правило, отличается строгим стилем изложения, в то время как для полемической и публицистической литературы характерна яркая эмоциональная окраска. Очень часто студент оказывается под заметным влиянием жанра и переносит в свою работу выражения, которые несут слишком большую эмоциональную нагрузку и выглядят неуместно в курсовой работе, например, «к большому сожалению», «к счастью», «огромный», «прекрасный» и т.д. При написании курсовой работы необходимо избегать такого влияния, следует сосредоточить свои усилия на выработке навыков научного стиля изложения своих мыслей. Отсутствие алгебраической и геометрической интерпретации. К числу современных требований экономической науки относят вооруженность специалиста формально-логическими методами исследования. Экономист должен владеть приемами количественного анализа и экономико-математическими методами, которые дополняют такие известные общенаучные методы, как анализ и синтез, метод научной абстракции, сравнительный анализ и т.д. В работе будущего экономиста это требование должно соблюдаться. Минимальный уровень владения формально-логическими методами проявляется в способности студента давать алгебраическую и геометрическую интерпретацию изучаемого предмета. Отсутствие графических иллюстраций.Экономические проблемы всегда имеют количественные характеристики, выраженные в определенных показателях. Экономист должен уметь обобщать статистические данные, группировать их в целях обоснования своих выводов. Полезным инструментом работы со статистикой и средством ее презентации являются таблицы, рисунки, гистограммы, различного вида графики, диаграммы и т.д. Их использование всегда ведет к более содержательному и убедительному изложению материала. Отсутствие связи между содержанием работы и материалами, размещенными в приложении. Часть материала, представленного в таблицах, диаграммах, графиках, целесообразно разместить в приложении. Однако в основном содержании работы необходимо давать соответствующие ссылки на эти материалы. Отсутствие связи между содержанием работы и библиографическим списком. Изучениенаучной литературы и других источников по избранной теме – важная часть курсовой работы. При написании работы и при составлении списка литературы студент должен точно и как можно более полно отразить те источники, которые он изучил. Полнота информационного обеспечения курсовой работы характеризуется не только библиографическим списком, но и теми сносками, которыми автор обозначает использование того или иного источника. Типичный недостаток заключается в том, что студент в основном содержании работы не всегда дает ссылки на использованную литературу. Отсутствие связи между библиографическим списком и содержанием работы приводит к тому, что список литературы приобретает формальный характер, а сама работа выглядит легковесно и неубедительно. Неправильное оформление списка литературы.Список литературы имеет очень большое значение, так как он характеризует те информационные ресурсы, которыми воспользовался студент для выполнения курсовой работы. Требования к оформлению библиографического списка широко известны, они установлены для того, чтобы как можно более полно и точно охарактеризовать использованные ресурсы. Однако студенты часто недобросовестно относятся к этой обязательной части работы. Наиболее распространенным является случай, когда при использовании статьи из журнала в списке не указывается ни ее автор, ни название и дается лишь ссылка на название журнала. Очень часто неправильно оформляются источники Интернета: указывается лишь адрес сайта и не дается никаких указаний на то, какой организации он принадлежит, и какой конкретно документ изучался при выполнении курсовой работы. При использовании информационных ресурсов Интернета необходимо давать полную информацию об источниках.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Развитие внешней торговли России в период перехода к рыночной экономике. 2. Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения её экономической эффективности. 3. Государственная импортная политика России в отношении товаров и услуг. 4. Россия и ВТО: возможные последствия вступления. 5. Внешняя торговля СССР и современной России: общие черты и различия. 6. Особенности цен мирового рынка, внутренних цен России и мировых. 7. Государственная экспортная политика на международном торговом рынке. Её российские особенности. 8. Развитие в России современных организационных форм международной торговли. 9. Проблема «бегства капитала» из России и пути её решения. 10. Государственная политика России в отношении импорта капитала. 11. Иностранные инвестиции и национальная безопасность России. 12. Экономические последствия прихода в Россию иностранного капитала. 13. Структура иностранных инвестиций, вкладываемых в Россию и её динамика в сравнении с соответствующими показателями развитых стран. 14. Политика России в отношении импорта и экспорта рабочей силы. Её особенности по сравнению с другими странами. 15. Транспортные и многонациональные корпорации в современном мире. Российский олигархический капитал и его международная деятельность. 16. Общая аграрная политика ЕС, необходимость и возможность её использования в России. 17. Международная экономическая интеграция на постсоветском пространстве в период после распада СССР. 18. Особенности экономических отношений «Север – Юг». 19. Система регулирования развития мировой экономики государственными и негосударственными организациями. 20. Эволюция процесса международной экономической интеграции в Западной Европе. 21. Система управления деятельностью ЕС. 22. Процесс международной экономической интеграции на американском континенте. 23. Процесс международной экономической интеграции в Азии. 24. Особенности формирования мировых цен на нефть и нефтепродукты: их динамика. 25. Программа глобализации сферы международных экономических отношений и формы её осуществления.
8. Вопросы к экзамену и зачету по всему курсу (первые 30 вопросов – для зачета)
1. Предмет изучения курса МЭО. Основные составные части всемирной системы международных экономических отношений. 2. Участники международной торговли и основные задачи, решаемые ими. 3. Выставки-ярмарки (салоны) 4. Международные торги (тендеры) 5. Биржевая торговля. 6. Механизм биржевой спекуляции при сделках на срок. 7. Аукционы. 8. Механизм денежных расчетов во внешней торговле. 9. Неодинаковость цен товаров в различных странах как одна из причин, заставляющих промышленных и торговых капиталистов предпочитать вывоз товаров их продаже в собственной стране. 10. Условия, делающие прибыльным экспорт товаров в страны с более высокими ценами, чем в других странах. 11. Воздействие величины оптимальных размеров производства в различных отраслях на экспорт товаров и услуг. 12. Влияние различий в соотношении факторов производства в странах современного мира на отраслевую структуру экспорта товаров. 13. Парадокс Леонтьева. 14. Экспорт товаров как средство увеличения их жизненных циклов. 15. Основные направления положительного воздействия импорта товаров на экономику стран-экспортеров. 16. Основные направления отрицательного воздействия импорта товаров на экономику стран-импортеров. 17. Основные направления положительного воздействия экспорта товаров на экономику стран-экспортеров. 18. Основные направления отрицательного воздействия экспорта товаров на положение стран-экспортеров. 19. Две крайности внешнеторговой политики государства: всеобъемлющий протекционизм и полная свобода торговли. Условия, воздействующие на политиков и экономистов при решении вопроса об отношении к этим направлениям внешнеторговой государственной политики. 20. Дифференциация импортной политики государства в зависимости от соотношения внутреннего производства товаров и характера потребностей, удовлетворяемых этими товарами. 21. Экспортная государственная политика. 22. Дифференциация внешнеторговой государственной политики в зависимости от характера отношений между странами. 23. Импортные торговые пошлины: задачи, решаемые с помощью их применения, и основные формы. Таможенный тариф. 24. Импортные квоты. 25. Государственное лицензирование и эмбарго. 26. Скрытые формы ограничения импорта. 27. Средства государственного стимулирования и ограничения экспорта товаров и услуг. 28. Дифференциация государственной политики в зависимости от характера отношений между странами. 29. Международный (мировой) рынок и его составные части. 30. Инкотермс. 31. Мировые цены и цены международного (мирового) рынка. 32. Сущность и основные формы движения капитала. Формы экспорта капитала. 33. Причины экспорта капитала. 34. Замена международной торговли экспортом капитала. Ее преимущества. 35. Международная вертикальная интеграция и ее значение для современной экономики. 36. Значение импорта капитала как средства ускорения экономического роста принимающей страны, разрыв «порочных кругов», слаборазвитости и застоя производства. 37. Превращение импорта капитала из средства получения страной дополнительных денежных средств в случае их потери. 38. Иностранные инвестиции и государственный суверенитет страны. 39. Режимы государственного регулирования международного движения капитала. 40. Сущность и формы международной трудовой миграции. 41. Режимы государственного регулирования импорта капитала. 42. Сущность и формы международной трудовой миграции. 43. Причины международной трудовой миграции. 44. Основные направления международной трудовой миграции. 45. Последствия международной трудовой миграции для стран экспортеров и импортеров рабочей силы. 46. Государственная и межгосударственная политика в сфере международной трудовой миграции. 47. Сущность международной экономической интеграции и основные задачи, решаемые в процессе ее осуществления. 48. Основные различия международной экономической интеграции XIX и XX вв.. 49. Причины современной международной экономической интеграции. 50. Ступени международной экономической интеграции.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |