Понятие стратегии. Метод и стратегия
Понятие «стратегия» этимологически происходит от греческого strategia, состоит из двух частей: stratos - войско и ago - веду, т. е. по происхождению является военным термином. Стратегия - это высшая область военного искусства, изучающая закономерности и характер войны, разрабатывающая теоретические основы планирования и ведения военных операций, определяющая стратегические задачи политики и обслуживающая ее. В экономике термин «стратегическое управление» был введен в 60-70-х годах ХХ в. в связи с обострением конкурентной борьбы. Разработкой проблем стратегического управления занимались многие известные ученые, в частности И. Ансофф, М. Старр и Б. Карлоф. Во многих работах рассматривается традиционное представление о стратегии как специфическом процессе управления организацией: · стратегия в своем развитии проходит два этапа - разработку и внедрение; · стратегия состоит из множества решений; · стратегия относится преимущественно к внешней сфере деятельности организации. В последнее десятилетие стратегическая мысль существенно развилась, чему значительно способствовало ухудшение экономической ситуации в странах Западной Европы. В настоящее время к стратегическому управлению повышается интерес и в сфере бизнеса. Классик американского стратегического управления в сфере бизнеса И. Ансофф, анализируя современное понимание стратегии бизнеса, приводит несколько отличительных ее характеристик: 1) процесс формулирования стратегии бизнеса не сводится к немедленным действиям. Устанавливаются общие направления, в соответствии с которыми компания будет развиваться; 2) роль стратегии в разработке долгосрочных проектов, перспективных возможностей заключается в фокусировании внимания на стратегических областях; 3) когда историческая динамика развития организации сама направляет движение компании, то в стратегии нет необходимости; 4) формируя стратегию, невозможно учесть все возможности, которые могут появиться в дальнейшем; 5) эффективная реализация стратегии требует обратной связи; 6) цели представляют собой результаты, которых пытается достичь компания, а стратегия - это средства достижения этих результатов; 7) стратегия и цели взаимозаменяемы: стратегия - эта системная концепция, связывающая и направляющая развитие сложной организации; 8) когда необходимо обратиться к стратегии, оказавшись в изменившихся условиях, компания сталкивается с двумя очень важными проблемами: как правильно выбрать направления развития и как использовать энергию большого количества людей, чтобы ускорить движение в новом направлении. Решения указанных проблем составляют сущность формулирования и внедрения стратегии. Стратегия становится важным и чрезвычайно необходимым инструментом управления. По словам И. Ансоффа, «...концепция стратегии - материя тонкая, порой весьма абстрактная. Ее формулирование обычно не приводит к каким-либо немедленным результатам... Возникает вопрос: может ли такая абстрактная концепция, как стратегия, быть действительно полезной для деятельности компании? Сделать выводы о существовании стратегии довольно легко, но дать ее четкое описание практически никогда не удается». Обратим внимание на то, как метко подметил И. Ансофф: стратегии присуща абстрактность, поэтому четко описать ее не удается. Ученый констатирует, что в современной практике применяются два взаимосвязанных вида стратегии - портфельная и конкурентная. Характеризуя первую, И. Ансофф выделяет четыре основных компонента стратегии: географический вектор роста (определяет масштаб и направление будущей сферы деятельности фирмы), конкурентное преимущество (стремление фирмы достичь успеха в соответствующих областях деятельности), синергизм (возникает между сферами деятельности) и стратегическую гибкость (готовность к изменениям в сфере бизнеса). Компонентов конкурентной стратегии И. Ансофф не выделил, но сформулировал трудности формирования стратегии: • крайняя политизация решений, предшествующих разработке стратегии; • противодействие организации (сложившейся культуры, властных отношений) внедрению стратегии как рациональному ядру перестройки; • возникновение конфликтных ситуаций между привычной деятельностью, приносящей прибыль, и новыми задачами; • недостаточность информации о состоянии внешней среды и квалифицированных управленцах. В процессе стратегического управления предусматривается решение нескольких задач: формирование стратегического видения и миссии компании; постановка цели; разработка стратегии; внедрение и реализация стратегии; оценка деятельности; анализ новых направлений и внесение корректив. Под стратегическим же управлением понимают процесс решения этих задач. И. Ансофф включает в содержание понятия «стратегический менеджмент» три компонента: аналитическое формулирование корпоративной стратегии, развитие управленческих способностей и управление изменениями. В табл.1 приведены версии толкования и содержания понятия «стратегия» наиболее известных авторов. Таблица 1 Определение стратегии различными авторами
Проанализировав определения наиболее известных авторов (табл. 1), приходим к выводу, что строгого понятийного содержания термина «стратегия» пока не сложилось. И. Ансофф, пытаясь дать определение этого понятия, вынужден был признать, что «систематизированное формулирование стратегии - вещь довольно запутанная и неэффективная». В сфере бизнеса вместо понятия «стратегия» часто используют «политика». Предлагаемое в учебной литературе понимание стратегии как плана, набора правил, средств, системы мер, направления и т. д., скорее, свидетельствует о разнообразии подходов к пониманию стратегического управления. В соответствии с проведенным анализом можно дать такое определение стратегии: стратегия - особый метод организации системной деятельности людей при достижении стратегических целей. Проанализировав приведенные версии, приходим к выводу о некоторой схожести стратегии с методом организации деятельности. Осуществим дополнительный анализ, чтобы определить различия между ними. Для этого рассмотрим определения понятия «метод» известных ученых. «Метод выводится, а правила вытекают из метода» (Ф. Беркли). «Метод есть знание, для которого понятие, душа содержания является средством познания, сущностью познавательной деятельности: это неограниченное всеобщее, сила, которой объект не сопротивляется; метод или механизм движения мысли является источником требований к содержанию; развитие тесно связано с методом, а метод - с мышлением; метод является механизмом развития, как диалектическая машина; метод совмещает содержание и форму мышления; метод - это осознание формы внутреннего самодвижения содержания; форма метода - троичность; к истине можно прийти, лишь подчинившись методу, способу проявления бесконечной силы; способ как субстанциональность вещей - это абсолютная сила разума, и высшее, единственное его побуждение состоит в обретении и познании самого себя во всем через самого себя; метод есть знание, для которого понятие дано не только как предмет, но и как собственное субъективное действование, как орудие, средство, познающее деятельность» (Г. Гегель). «Метод принадлежит к пространству и типологии норм. Так же, как и нормы, метод подсказывает, предписывает, разъясняет то, как нужно пользоваться способностями, является чем-то внешним для достижения целей деятельности... Метод, как и любая иная адекватная норма, экономит расход сил, времени за счет «выпрямления» траектории реального поведения, действия человека. В методе Г. Гегеля изложение мысли учитывает эмпирический материал, но строится в рамках понятийной конструкции» (О. Анисимов). Таким образом, стратегия является средством построения и преобразования конкретных норм. В стратегии, прежде всего, усматривается будущее действие, а не ее средственно-мыслительная основа, как в методе. Метод отвечает за правильность мыслительных процедур, стратегия - за организующее начало будущего и последующего действий. Стратегии и методы имеют одну логико-мыслительную генетическую базу, но с разными фокусировками, связанными с различием заказов на нормативные обобщения. Методы - это результат осознаваемой деятельности абстрактного мышления, при конкретизации которого создаются методики и технологии. Человек, реализующий стратегию: · не обязательно осознает, как он это делает; · конкретные ситуации познает на концептуальных основаниях; · ситуационные представления содержания деятельности переводит из фазы случайных фиксаций к существенно значимому предписанию; · осуществляет переход от концепции к стратегии, учитывая сущность деятельности, перевода субъективного в объективное, мышления - в волю, социокультурного бытия субъекта - в социокультурное бытие деятельности. Он осуществляет рефлексию технологии деятельности, проявляет самосознание и интеллектуальную волю. При этом устанавливается «синхронизация» между содержанием мышления и самосознанием, сопровождающим движение самоопределения человека, общества. В жизнедеятельности людей очень важным является самоопределение. Многие негативы, происходящие в обществе, являются следствием неоформившегося его самоопределения. Самоопределение должно осуществляться, прежде всего, относительно стратегии. При этом человеческий субъективизм должен «подгоняться» до уровня всеобщности, до ценностного самосознающего отношения, вытеснив индивидуализированную динамику потребностей. В этом случае самоопределение конкретизируется в стратегии и ценностях. Стратегия и метод, опираясь на концепцию, исповедуемые ценности, способствуют самоопределению человека, коллектива, общества и осуществлению целенаправленной деятельности. Учитывая, что универсум имеет динамику своего цикла бытия и ценностные критерии стратегической деятельности, как правило, направлены на жизнедеятельность системы, можно выделить следующие типы стратегий: становления, функционирования, развития и разрушения. Основанием для построения таких стратегий могут стать внешние и внутренние условия, циклы бытия в универсуме. В процессе исторического развития теории и практики управления людьми использовались стратегии управления: трудовыми ресурсами; персоналом; человеческими ресурсами; человеком. Их и сейчас используют многие корпорации и фирмы в различных странах. Приведенные стратегии воспринимаются как подход, как технология управления персоналом, и это действительно так. Это позволяет проследить, как уровень развития общества, социальных, экономических, политических и прочих отношений определяет целесообразность использования тех или иных стратегий. Человек в жизни использует (подчас даже не осознавая) различные стратегии. В зависимости от социально-экономического положения различают стратегии благополучия, успеха и самореализации. Для разрешения жизненных противоречий, конфликтов используют следующие стратегии: защитные, отказа, приспособления. Исследуя проблемы глобальных трансформаций и безопасности, ученые предложили реализовывать следующие стратегии: безопасности, экономического развития, динамического экономического развития, согласования экономических и социальных аспектов развития, построения гражданского общества и социального государства, долгосрочного выживания, защиты окружающей среды. Начало научному обоснованию разработки и реализации стратегий в сфере бизнеса положил М. Портер, определив следующие стратегии: широкой дифференциации, концентрации на единственном сегменте рынка и стратегии минимальных издержек. В настоящее время эти стратегии предлагаются к изучению всеми учебниками по стратегическому менеджменту. В международном бизнесе наиболее разработаны и используются стратегии: глобальная, многонациональная концентрации, локальная концентрации, локальные высокой рыночной доли. Предложена также передовая кадровая стратегия в сфере бизнеса, элементы которой - стратегические намерения и стратегические направления - изучаются. В практике наиболее часто используют классификацию стратегий, основанную на иерархии их формирования. Здесь выделяются стратегии корпоративные, бизнеса, функциональные и оперативные. Существует множество функциональных стратегий, определяемых той или иной функцией. Сколько функций столько и стратегий. Согласно Б. Карлофу, основными функциями являются развитие, производство, маркетинг и администрирование. Существуют и другие классификации функций. Например, различают функции управления (планирования, организации, мотивации, контроля); внутрифирменного управления (маркетинга, планирования, контроля); определения норм, инноваций, планирования, принятия решений, информации и коммуникации, исполнения, координации и разрешения конфликтов, контроля, ответственности. Представители различных школ управления имеют свои классификации функций, действующие в их организациях. Примечательно, что никто из них не называет функцию управления персоналом. Говоря о многообразии функциональных стратегий, называют основные: производственная, управления персоналом, финансовая.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1787)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |