Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие стратегии. Метод и стратегия



2015-11-27 1787 Обсуждений (0)
Понятие стратегии. Метод и стратегия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие «стратегия» этимологически происходит от греческого strategia, состоит из двух частей: stratos - войско и ago - веду, т. е. по происхождению является военным термином. Стратегия - это высшая область военного искусства, изучающая закономерности и характер войны, разрабатывающая теоретические основы планирования и ведения военных операций, определяющая стратегические задачи политики и обслуживающая ее.

В экономике термин «стратегическое управление» был введен в 60-70-х годах ХХ в. в связи с обострением конкурентной борьбы. Разработкой проблем стратегического управления занимались многие известные ученые, в частности И. Ансофф, М. Старр и Б. Карлоф. Во многих работах рассматривается традиционное представление о стратегии как специфическом процессе управления организацией:

· стратегия в своем развитии проходит два этапа - разработку и внедрение;

· стратегия состоит из множества решений;

· стратегия относится преимущественно к внешней сфере деятельности организации.

В последнее десятилетие стратегическая мысль существенно развилась, чему значительно способствовало ухудшение экономической ситуации в странах Западной Европы. В настоящее время к стратегическому управлению повышается интерес и в сфере бизнеса.

Классик американского стратегического управления в сфере бизнеса И. Ансофф, анализируя современное понимание стратегии бизнеса, приводит несколько отличительных ее характеристик:

1) процесс формулирования стратегии бизнеса не сводится к немедленным действиям. Устанавливаются общие направления, в соответствии с которыми компания будет развиваться;

2) роль стратегии в разработке долгосрочных проектов, перспективных возможностей заключается в фокусировании внимания на стратегических областях;

3) когда историческая динамика развития организации сама направляет движение компании, то в стратегии нет необходимости;

4) формируя стратегию, невозможно учесть все возможности, которые могут появиться в дальнейшем;

5) эффективная реализация стратегии требует обратной связи;

6) цели представляют собой результаты, которых пытается достичь компания, а стратегия - это средства достижения этих результатов;

7) стратегия и цели взаимозаменяемы: стратегия - эта системная концепция, связывающая и направляющая развитие сложной организации;

8) когда необходимо обратиться к стратегии, оказавшись в изменившихся условиях, компания сталкивается с двумя очень важными проблемами: как правильно выбрать направления развития и как использовать энергию большого количества людей, чтобы ускорить движение в новом направлении.

Решения указанных проблем составляют сущность формулирования и внедрения стратегии. Стратегия становится важным и чрезвычайно необходимым инструментом управления.

По словам И. Ансоффа, «...концепция стратегии - материя тонкая, порой весьма абстрактная. Ее формулирование обычно не приводит к каким-либо немедленным результатам... Возникает вопрос: может ли такая абстрактная концепция, как стратегия, быть действительно полезной для деятельности компании? Сделать выводы о существовании стратегии довольно легко, но дать ее четкое описание практически никогда не удается».

Обратим внимание на то, как метко подметил И. Ансофф: стратегии присуща абстрактность, поэтому четко описать ее не удается. Ученый констатирует, что в современной практике применяются два взаимосвязанных вида стратегии - портфельная и конкурентная. Характеризуя первую, И. Ансофф выделяет четыре основных компонента стратегии: географический вектор роста (определяет масштаб и направление будущей сферы деятельности фирмы), конкурентное преимущество (стремление фирмы достичь успеха в соответствующих областях деятельности), синергизм (возникает между сферами деятельности) и стратегическую гибкость (готовность к изменениям в сфере бизнеса).

Компонентов конкурентной стратегии И. Ансофф не выделил, но сформулировал трудности формирования стратегии:

• крайняя политизация решений, предшествующих разработке стратегии;

• противодействие организации (сложившейся культуры, властных отношений) внедрению стратегии как рациональному ядру перестройки;

• возникновение конфликтных ситуаций между привычной деятельностью, приносящей прибыль, и новыми задачами;

• недостаточность информации о состоянии внешней среды и квалифицированных управленцах.

В процессе стратегического управления предусматривается решение нескольких задач: формирование стратегического видения и миссии компании; постановка цели; разработка стратегии; внедрение и реализация стратегии; оценка деятельности; анализ новых направлений и внесение корректив. Под стратегическим же управлением понимают процесс решения этих задач.

И. Ансофф включает в содержание понятия «стратегический менеджмент» три компонента: аналитическое формулирование корпоративной стратегии, развитие управленческих способностей и управление изменениями.

В табл.1 приведены версии толкования и содержания понятия «стратегия» наиболее известных авторов.

Таблица 1

Определение стратегии различными авторами

Автор Версия толкования термина «стратегия» Содержание понятия «стратегия»
И. Ансофф Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности Содержит общие направления, продвижение по которым обеспечивает развитие и укрепление позиций фирмы. Является «инструментом, который может помочь в условиях нестабильности, обеспечивает сбалансированность и общие направления роста»
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей Комплекс мероприятий, последовательное и параллельное выполнение которых позволяет достичь цели при отсутствии изменений во внешней и внутренней средах
В. Стивенсон Стратегия - это план достиже­ния целей организации. Тактика - это методы и действия, выполняемые для осуществления стратегии. Производственная стратегия - это подход, вытекающий из общей стратегии Если считать цель организации пунктом назначения, то стратегия будет дорожной картой, указывающей путь к этому месту назначения. Стратегия будет фокусом для принятия производственного решения. Общая стратегия организации определяет направления деятельности организции, производственная касается прежде всего собственно производственного аспекта деятельности
Немецкая школа Стратегия - оптимальное средство достижения целей предприятия Определение стратегии связано с поиском альтернатив в стратегическом плане
И. Герчикова Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей Сущность выработки и реализации стратегии состоит в выборе нужного направления развития из множества альтернатив
А. Томпсон, А. Стрикленд Фактически стратегия - это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности Стратегия компании отвечает на вопросы, как расширить бизнес, как удовлетворит потребителей, как превзойти конкурентов, как ответить на изменения рыночных условий, как управлять функциональным подразделением, как достичь целей
Ф. Котлер Стратегия маркетинга - это рациональное логическое построение, руководствуясь которым организация рассчитывает решить свои маркетинговые задачи Включает конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг
П. Дойль Стратегия определяет направление, в котором движется компания, выполняя поставленные задачи В центре стратегии - решения в области маркетинга и инноваций. Наиболее важное решение - выбор рынков
М. Круглов Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс Стратегия компании - это принятые ее высшим руководством направления или способы деятельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочные последствия Стратегия компании - это системный подход к решению проблем развития и функционирования, обеспечивающий сбалансированность ее деятельности Стратегия отличается от плана тем, что разрабатывается в условиях неопределенности внешней среды, когда главная цель компании и соответствующие ей основные и локальные цели не могут быть определены и нельзя выработать конкретное задание (критерий управления) для подразделений компании
В. Белошапка, Г. Загорий Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации Касается сферы, средств и формы деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводит организацию к ее целям

 

Проанализировав определения наиболее известных авторов (табл. 1), приходим к выводу, что строгого понятийного содержания термина «стратегия» пока не сложилось. И. Ансофф, пытаясь дать определение этого понятия, вынужден был признать, что «систематизированное формулирование стратегии - вещь довольно запутанная и неэффективная». В сфере бизнеса вместо понятия «стратегия» часто используют «политика».

Предлагаемое в учебной литературе понимание стратегии как плана, набора правил, средств, системы мер, направления и т. д., скорее, свидетельствует о разнообразии подходов к пониманию стратегического управления. В соответствии с проведенным анализом можно дать такое определение стратегии: стратегия - особый метод организации системной деятельности людей при достижении стратегических целей.

Проанализировав приведенные версии, приходим к выводу о некоторой схожести стратегии с методом организации деятельности. Осуществим дополнительный анализ, чтобы определить различия между ними. Для этого рассмотрим определения понятия «метод» известных ученых.

«Метод выводится, а правила вытекают из метода» (Ф. Беркли).

«Метод есть знание, для которого понятие, душа содержания является средством познания, сущностью познавательной деятельности: это неограниченное всеобщее, сила, которой объект не сопротивляется; метод или механизм движения мысли является источником требований к содержанию; развитие тесно связано с методом, а метод - с мышлением; метод является механизмом развития, как диалектическая машина; метод совмещает содержание и форму мышления; метод - это осознание формы внутреннего самодвижения содержания; форма метода - троичность; к истине можно прийти, лишь подчинившись методу, способу проявления бесконечной силы; способ как субстанциональность вещей - это абсолютная сила разума, и высшее, единственное его побуждение состоит в обретении и познании самого себя во всем через самого себя; метод есть знание, для которого понятие дано не только как предмет, но и как собственное субъективное действование, как орудие, средство, познающее деятельность» (Г. Гегель).

«Метод принадлежит к пространству и типологии норм. Так же, как и нормы, метод подсказывает, предписывает, разъясняет то, как нужно пользоваться способностями, является чем-то внешним для достижения целей деятельности... Метод, как и любая иная адекватная норма, экономит расход сил, времени за счет «выпрямления» траектории реального поведения, действия человека. В методе Г. Гегеля изложение мысли учитывает эмпирический материал, но строится в рамках понятийной конструкции» (О. Анисимов).

Таким образом, стратегия является средством построения и преобразования конкретных норм. В стратегии, прежде всего, усматривается будущее действие, а не ее средственно-мыслительная основа, как в методе. Метод отвечает за правильность мыслительных процедур, стратегия - за организующее начало будущего и последующего действий. Стратегии и методы имеют одну логико-мыслительную генетическую базу, но с разными фокусировками, связанными с различием заказов на нормативные обобщения.

Методы - это результат осознаваемой деятельности абстрактного мышления, при конкретизации которого создаются методики и технологии.

Человек, реализующий стратегию:

· не обязательно осознает, как он это делает;

· конкретные ситуации познает на концептуальных основаниях;

· ситуационные представления содержания деятельности переводит из фазы случайных фиксаций к существенно значимому предписанию;

· осуществляет переход от концепции к стратегии, учитывая сущность деятельности, перевода субъективного в объективное, мышления - в волю, социокультурного бытия субъекта - в социокультурное бытие деятельности.

Он осуществляет рефлексию технологии деятельности, проявляет самосознание и интеллектуальную волю. При этом устанавливается «синхронизация» между содержанием мышления и самосознанием, сопровождающим движение самоопределения человека, общества.

В жизнедеятельности людей очень важным является самоопределение. Многие негативы, происходящие в обществе, являются следствием неоформившегося его самоопределения. Самоопределение должно осуществляться, прежде всего, относительно стратегии. При этом человеческий субъективизм должен «подгоняться» до уровня всеобщности, до ценностного самосознающего отношения, вытеснив индивидуализированную динамику потребностей. В этом случае самоопределение конкретизируется в стратегии и ценностях.

Стратегия и метод, опираясь на концепцию, исповедуемые ценности, способствуют самоопределению человека, коллектива, общества и осуществлению целенаправленной деятельности. Учитывая, что универсум имеет динамику своего цикла бытия и ценностные критерии стратегической деятельности, как правило, направлены на жизнедеятельность системы, можно выделить следующие типы стратегий: становления, функционирования, развития и разрушения. Основанием для построения таких стратегий могут стать внешние и внутренние условия, циклы бытия в универсуме.

В процессе исторического развития теории и практики управления людьми использовались стратегии управления: трудовыми ресурсами; персоналом; человеческими ресурсами; человеком. Их и сейчас используют многие корпорации и фирмы в различных странах. Приведенные стратегии воспринимаются как подход, как технология управления персоналом, и это действительно так. Это позволяет проследить, как уровень развития общества, социальных, экономических, политических и прочих отношений определяет целесообразность использования тех или иных стратегий.

Человек в жизни использует (подчас даже не осознавая) различные стратегии. В зависимости от социально-экономического положения различают стратегии благополучия, успеха и самореализации. Для разрешения жизненных противоречий, конфликтов используют следующие стратегии: защитные, отказа, приспособления.

Исследуя проблемы глобальных трансформаций и безопасности, ученые предложили реализовывать следующие стратегии: безопасности, экономического развития, динамического экономического развития, согласования экономических и социальных аспектов развития, построения гражданского общества и социального государства, долгосрочного выживания, защиты окружающей среды.

Начало научному обоснованию разработки и реализации стратегий в сфере бизнеса положил М. Портер, определив следующие стратегии: широкой дифференциации, концентрации на единственном сегменте рынка и стратегии минимальных издержек. В настоящее время эти стратегии предлагаются к изучению всеми учебниками по стратегическому менеджменту.

В международном бизнесе наиболее разработаны и используются стратегии: глобальная, многонациональная концентрации, локальная концентрации, локальные высокой рыночной доли. Предложена также передовая кадровая стратегия в сфере бизнеса, элементы которой - стратегические намерения и стратегические направления - изучаются.

В практике наиболее часто используют классификацию стратегий, основанную на иерархии их формирования. Здесь выделяются стратегии корпоративные, бизнеса, функциональные и оперативные.

Существует множество функциональных стратегий, определяемых той или иной функцией. Сколько функций столько и стратегий. Согласно Б. Карлофу, основными функциями являются развитие, производство, маркетинг и администрирование.

Существуют и другие классификации функций. Например, различают функции управления (планирования, организации, мотивации, контроля); внутрифирменного управления (маркетинга, планирования, контроля); определения норм, инноваций, планирования, принятия решений, информации и коммуникации, исполнения, координации и разрешения конфликтов, контроля, ответственности.

Представители различных школ управления имеют свои классификации функций, действующие в их организациях. Примечательно, что никто из них не называет функцию управления персоналом. Говоря о многообразии функциональных стратегий, называют основные: производственная, управления персоналом, финансовая.

 



2015-11-27 1787 Обсуждений (0)
Понятие стратегии. Метод и стратегия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие стратегии. Метод и стратегия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1787)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)