Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР



2015-11-27 789 Обсуждений (0)
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР 0.00 из 5.00 0 оценок




Павленко Н. И. и др.

П12 История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Н. И. Павленко, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко.— М.: Про­свещение, 1989.—559 с. ISBN 5-09-000551-6

В учебнике излагается история народов нашей страны в период первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального строя Полу­чили свое освещение основные проблемы социально-экономического и по­литического развития, вопросы истории культуры и общественной мысли, а также быта всех слоев общества рассматриваемого периода Учебник отражает последние достижения исторической науки и соответствует программе для пединститутов

Книга представляет интерес не только для студентов, но и для всех желающих больше узнать о прошлом нашей страны

П4309000000=326„._„„ ББК 63.3(2)

103(03)-89

ISBN 5-09-000551-6© Издательство «Просвещение», 1989


Введение

Настоящий учебник открывает изложение истории нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик. В учебнике прослежен исторический путь народов, населявших нашу страну на протяжении трех формаций — первобытнооб­щинной, рабовладельческой и феодальной. Он изложен с разной степенью полноты, обусловленной наличием или отсутствием соответствующих источников, а также изученностью в исследо­ваниях ученых.

Главная сквозная тема учебника — производительная дея­тельность народных масс. Очень длительное время она протекала в малоблагоприятных условиях — суровый климат, низкое пло­дородие почвы, огромные пространства, которые можно было осваивать только лишь экстенсивным путем, чтобы добывать необходимые средства к существованию,— все это замедляло развитие производительных сил. Хотя географический фактор не является определяющим, он тем не менее играет важную роль, особенно на ранних этапах развития общества, когда зависи­мость человека от природы была большей, чем в последующее время. Именно влияние географических условий приводило к тому, что производительность труда в основной отрасли хозяй­ства— земледелии — веками оставалась низкой. В районах со­средоточения основной массы русского средневекового населения после ордынского нашествия — в современном Нечерноземье — пашня давала чрезвычайно низкие урожаи. Плодородные земли Дона, Кубани и Причерноморья были пущены в достаточно ощутимый хозяйственный оборот только в конце XVIII в.

Народы Закавказья и Средней Азии жили в лучших почвен-но-климатических условиях, однако их земли долгое время явля­лись объектом грабительских походов хищных соседей.

Не способствовало интенсивному росту производительных сил и отсутствие в определенный период морских путей сообще­ния, считавшихся в средние века и новое время самыми деше­выми и удобными.

Наконец, неблагоприятное влияние на развитие страны ока­зало монголо-татарское иго. На русский народ, на народы Сред­ней Азии и Закавказья обрушился удар воинственных полчищ

з


Чингисхана, Батыя и других завоевателей. Нашествие принесло народам нашей страны неисчислимые беды: цветущие города и села были превращены в пепелища, на целые десятилетия исчезли многие виды ремесла, погибли или оказались в плену сотни тысяч горожан и селян. Наступившее вслед за этим иго два с половиной столетия иссушало душу русского народа и по­глощало плоды труда народных масс. Но и после его свержения русские и украинские земли из года в год подвергались опусто­шительным набегам со стороны осколка Золотой Орды — Крым­ского ханства. Набеги крымских феодалов ..а южные уезды Русского государства в XVI—XVII вв. нанесли колоссальный урон экономике и сопровождались потерями сотен тысяч людей, уводимых в плен. Еще более губительным был режим, установ­ленный завоевателями на землях Закавказья, Средней Азии, Сибири.

Совокупность перечисленных выше неблагоприятных условий задерживала развитие производительных сил. В итоге Россия позже ряда стран Западной Европы встала на путь капиталисти­ческого развития. Наши предки заслуживают тем большего ува­жения, что они и в этой обстановке осваивали новые земли, раз­вивали ремесло, сохранили язык и культуру и подарили миру великих ученых и поэтов, зодчих и живописцев, мыслителей и техников.

Развитие производительных сил от собирательства до много­польных систем земледелия и от изготовления рубил до появле­ния мануфактур и фабричного производства с системой машин является важнейшей сквозной темой учебника.

Следующая сквозная тема — рассмотрение процесса форми­рования могущественного государства, от Киевской Руси до Российской империи, от полунезависимых княжеств до многона­циональной страны, объединившей родственные русский, украин­ский и белорусский народы, а также другие народности, от скромного по размерам Московского княжества до государства, чьи границы простирались от Тихого океана до берегов Балтики и от Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей. В ходе длительного процесса складывания государств русскому и дру­гим народам нашей страны не раз приходилось браться за ору­жие, чтобы отстоять свою независимость.

В средние века на суверенитет нашей Родины покушались шведские феодалы и немецкие рыцари, монголо-татарские ханы и польские феодалы. В новое время наша страна подверглась на­падению двух агрессоров, вторгшихся на ее территорию: швед­ского короля Карла XII и французского императора Наполеона. Учебник повествует о славных страницах прошлого, о героизме и жертвах, понесенных народами нашей страны в ходе борьбы за свою независимость.

Третья сквозная тема — история социальных конфликтов рабовладельческого и феодального общества. Наша страна про-


шла через все три эпохи цивилизации, о которых писал Ф. Эн­гельс: «Рабство — первая форма эксплуатации, присущая антич­ному миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое время Таковы три великие формы пора­бощения, характерные для трех великих эпох цивилизации...»'. Двум классовым формациям (из которых рабовладельческая существовала не повсеместно), пережитым народами нашей страны, соответствуют свои формы эксплуатации трудящихся и их борьбы с угнетателями — от восстания Савмака до кресть­янских войн, от городских восстаний в Древнерусском государ­стве до Чумного бунта и восстаний военных поселян, а также многочисленных локальных выступлений.

Самой тяжелой форме эксплуатации, связанной с установле­нием крепостнического режима, сопутствовала самая суровая форма сопротивления — крестьянские войны. Крестьянские вой­ны, как известно, были проявлением классовой борьбы, прису­щей средневековью, они не сопряжены с появлением нового спо­соба производства, участники их добивались облегчения своего положения в рамках существовавших феодальных общественных отношений, но при смене лиц в верхней части иерархии и умень­шения уровня эксплуатации.

Четвертая сквозная тема — развитие государственности, про­шедшее тоже длительный путь от ее примитивных форм в виде княжеской администрации до образования единого государства и создания высшей формы феодального государства — абсолют­ной монархии Усложнение государственного устройства нахо­дилось в прямой зависимости от усложнения социально-экономи­ческой структуры общества и форм борьбы с угнетателями

К сквозным темам относится и история культуры во всех ее проявлениях — от наскальных изображений до полотен Кипрен­ского и Федотова, от «Слова о полку Игореве» до поэзии Пуш­кина и Лермонтова, от зодчих, воздвигавших храмы и крепост­ные стены, до архитекторов, создававших величественные соору­жения гражданского назначения.

В разделах учебника, посвященных культуре, прослеживают­ся этапы ее освобождения от религиозных оков и проникновения в нее светского начала.

Авторы сочли целесообразным включить в учебник для сту­дентов пединститутов шестую сквозную тему — быт. Необходи­мость этой гемы продиктована стремлением вооружить будущих учителей хотя бы элементарными сведениями об условиях по­вседневной жизни различных слоев феодального общества. Авто­ры отдают себе отчет в том, что вследствие неразработанности многих аспектов истории быта в научной литературе эта тема не освещена с должной полнотой и в учебнике.

Маркс К, Энгельс Ф Соч — Т 21 — С 175


Излагая историю нашей Родины, авторы руководствовались марксистско-ленинским учением о закономерностях историче­ского процесса. Но, подчеркивая общее, текст учебника не игно­рирует и особенное: такие, например, специфические для истории России явления и процессы, как отсутствие рабовладельческой формации в Древнерусском государстве, особенность социально-экономической природы русской мануфактуры, условий возник­новения абсолютизма и др.

Учебник написан профессорами В. Б. Кобриным (гл. I—VII), Н. И. Павленко (гл. VIII—XX и текст о «Слове о полку Игореве» в главе IV) и В. А. Федоровым (гл. XXI— XXVI). Общее редакти­рование учебника принадлежит заслуженному деятелю науки РСФСР Н. И. Павленко.


Глава I.

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР



2015-11-27 789 Обсуждений (0)
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)