Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 17: Бихевиористическая концепция личности. Техника поведенческой психотерапии



2015-11-27 1260 Обсуждений (0)
Вопрос 17: Бихевиористическая концепция личности. Техника поведенческой психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристика бихевиористического направления в теории личности. Концепция личности Б.Скиннера. Человек - организм, обладающий приобретенным набором поведенческих реакций. Личность как сумма паттернов. Подкрепление. Режимы подкрепления. Теория оперантного и респондентного поведения. Концепция подкрепления и режимы подкрепления. Применение принципов оперантного научения. Методы аверсивного контроля поведения. Позитивное и негативное подкрепление. Позитивное и негативное наказание. Генерализация стимула. Различение стимула.

Области применения концепции скиннеровского оперантного научения в практике социального работника. Поведенческая психокоррекция. Имаготерапия. Цели терапии. Поведенческая оценка. Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации. Иммерсионные методы. Методы, основанные на принципе биологической обратной связи. «Жетонный» метод. Метод Морита. Холдинг. Имаго-метод.

Стимул-реактивная (S-R) теория (бихевиористическая) может быть точно обозначена как лабораторная теория — в противовес другим, где более важна была роль клини­ческого или естественного наблюдения. Этому соответствует ясность позиции, экономичность формулировок и серьезные усилия в плане поиска эмпирических соответствий основным теоретическим понятиям.

Это направление в психологии связано с именами Ивана Петровича Павлова, Джона Б. Уотсона и Эдварда Л. Торндайка. Выдающий русский физиолог И.П.Павлов открыл тип научения, который известен как классическое обусловливание.

Джон Б.Уотсон был лидером этого направления. Он отрицал доминировавшее тогда представление о психологии как об уникальной науке, направленной на раскрытие структуры сознания на основе самонаблюдения. Психология, полагал он, должна изучать поведение, используя те же типы объективных техник, что и естественные науки. Он взял павловский принцип обусловливания и, сочетая его с уже разработанными им самим идеями, представил миру точку зрения, которую назвал бихевиоризмом.

Эдвард Торндайк показал важность награды и наказания в процессе науче­ния, а его «закон эффекта» стал одним из краеугольных камней современной теории научения.

Эдвард Толмен, один из основных теоретиков этого наравления, разделял точку зрения, что эмпирическая задача — идентифицировать влияние среды, детерминирующее поведение, но рассматривал научение как развитие организованных когнитивных процессов относительно сен­сорных, или стимульных, событий.

Большая часть экспериментальной работы представляла исследование относительно простых форм научения, в частности, у животных. В последние десять-пятнадцать лет экспери­ментальные психологи демонстрируют возросший интерес к освоению языка, па­мяти, сложным мыслительным процессам человека.

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружа­ющей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено воз­можностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действи­ем и видимыми последствиями.

Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт лично­сти).

Возражение Скиннера против интрапсихических причин состоит не в том, что они суть неприемлемый феномен для изучения, а скорее в том, что они окутаны терминологией, не позволяющей давать рабочие определения и осуще­ствлять эмпирическую проверку.

Скиннер утверждал, что человеческий орга­низм — это «черный ящик», чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмо­ции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования. По Скиннеру, адекватные толкования можно сделать не обраща­ясь к каким-либо иным объяснениям, кроме тех, что отвечают за функциональные отношения между различными стимулами и поведенческими реакциями, открыто проявляемыми человеком. Однако Скиннер не отвергал категорически изучение внутренних явлений или того, что иногда называют «высшими психическими процессами». Действительно, он полагал, что психологи должны давать адекват­ные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить. Именно этот акцент на объектив­ность характеризует попытку Скиннера признать законность внутренних состоя­ний и явлений.

В отличие от большинства психологов Скиннер не подчеркивал важность нейрофизиологических или генетических факторов, отвечающих за поведение человека. Это пренебрежение физиолого-генетическими концепциями поведения было осно­вано на убеждении, что нельзя экспериментальным путем определить их влияние на поведение. Скиннер не отрицал валидность биолого-генетических элементов поведения, а скорее игнорировал их, потому что они не поддаются (по крайней мере, в данный момент) изменению посредством контролируемого воздействия.

Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональ­ный анализ поведения организма. Такой анализ устанавливает точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) орга­низма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас, быть очевидными и опреде­ляемыми количественно. Причинно-следственные отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении. Практической целью является возможность манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные).

Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма, доктрины, заранее допускаю­щей существование чего-то похожего на дух, который изнутри двигает тело. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный ана­лиз характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врож­денных способностей.

В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций. Он — не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему.

По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и ре­зультатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивиду­альные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведе­ние — окружение во времени.

При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Чтобы лучше понять принципы скиннеровского оперантного научения, мы сначала обсудим респон­дентное поведение.

Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется со­бытиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведе­ние в будущем. Скиннер понимал, что бес­смысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам не­известны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воз­действием на последующую частоту реакций, которые непосредственно пред­шествовали ему. И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Скиннер полагал, что, следо­вательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремит­ся повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зави­сит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления — правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Са­мым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного под­крепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного науче­ния, когда организм учится производить правильную реакцию. В большинстве ситуаций повседневной жизни, однако, это либо неосуществимо, либо неэкономич­но для сохранения желаемой реакции, так как подкрепление поведения бывает не всегда одинаковым и регулярным. В большинстве случаев социальное поведение человека подкрепляется только иногда.

1. Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС). В данном режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций.

2. Режим подкрепления с постоянным интервалом (ПИ). В режиме подкреп­ления с постоянным интервалом организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит с момента пре­дыдущего подкрепления.

3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС). В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. Возможно, наиболее драматической иллюстрацией поведения человека, находящегося под контролем режима ВС, является захватывающая азартная игра.

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (ВИ). В этом режиме организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный вре­менной интервал.

С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных мето­да аверсивного контроля — это наказание и негативное подкрепление. Эти тер­мины часто используются как синонимы для описания концептуальных свойств и поведенческих эффектов аверсивного контроля.

Подкрепление Позитивное   Негативное
Предъявление положи­тельного стимула   Удаление аверсивного сти­мула
Наказание   Предъявление аверсив-ного стимула Удаление положительно­го стимула

 

Как подкрепление, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Подкрепление усиливает реакцию; наказание — ослабляет ее.

Скиннер боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения.

Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер рекомендо­вал позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения.

Логическим расширением принципа подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столк­нется с другими ситуациями, напоминающими ее. В теории Скиннера тенденция подкреплен­ного поведения распространяться на множество подобных положений называется генерализацией стимула.

Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие проис­ходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способ­ностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение так, чтобы максимизи­ровать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.

 

 



2015-11-27 1260 Обсуждений (0)
Вопрос 17: Бихевиористическая концепция личности. Техника поведенческой психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 17: Бихевиористическая концепция личности. Техника поведенческой психотерапии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)