Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретико-концептуальные основы Т-групп



2015-11-27 768 Обсуждений (0)
Теоретико-концептуальные основы Т-групп 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарождение Т-групп или групп социально-психологического тренинга (далее Т-группы) связано с именем известного социального психолога Курта Левина, который работал в США над проблемами групповой динамики и социального действия.

В попытке объяснить феномены группового взаимодействия К. Левин разрабатывает свою теорию поля – жизненного пространства, под которым он понимает «совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. Он заметил, что будучи членами общества все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга.

В условиях воинской среды Т-группы большей частью создаются для воздействия в системе межличностных отношений с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия для эффективного решения задач, стоящих перед ними. В них обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основные задачи, которые решают Т-группы: обучение деловому и личностному взаимодействию между людьми, организации их совместной деятельности и руководству подчиненными. Иногда Т-группы применяются для оказания психотерапевтического эффекта и личностного роста с целью изменения их индивидуальной психологии.

В зависимости от целей и задач, решаемых в тренинге различают следующие направления Т-групп: тренинг руководителей, тренинг сензитивности, тренинг личностного роста, тренинг коммуникативных навыков, тренинг общения, тренинг лидерских качеств, группы организационного развития и др.

К основным принципам организации Т-групп можно отнести:

1. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников. В случае доминирования одного из участников или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

2. Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Такая информация часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих людей. Обратная связь позволяет участникам группы корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать наиболее оптимальную стратегию поведения.

3. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят, и не следует требовать этого от участников.

4. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть имеет постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

5. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.

6. Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает.

7. Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения.

Этапы развития группы.

1) Представление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности («Какой я?»).

2) Получение реакции от других людей на собственные высказывания и поведение («Какой ты?», «Каким мы видим тебя?»).

3) Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.

4) Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

Особое значение здесь придается непосредственным переживаниям участников, их самопознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь», то есть анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников.

Основной метод в Т-группах – свободная дискуссия без предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми, психогимнастикой и другими приемами (более подробно эти методы будут рассмотрены далее на примере тренинга личностного роста). Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др. и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность тренингов, предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.



2015-11-27 768 Обсуждений (0)
Теоретико-концептуальные основы Т-групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретико-концептуальные основы Т-групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)