Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 18: Экзистенциально-феноменологический подход в теории личности и его реализация в деятельности специалиста по социальной работе. Психокоррекция центрированная на клиенте



2015-11-27 722 Обсуждений (0)
Вопрос 18: Экзистенциально-феноменологический подход в теории личности и его реализация в деятельности специалиста по социальной работе. Психокоррекция центрированная на клиенте 0.00 из 5.00 0 оценок




Концепция личности К.Роджерса. Тенденция к актуализации - основной мотив, регулирующий поведение человека. Феноменология личности. Реальность индивида как внутренняя система координат человека или субъективного мира. Я-концепция - продукт процесса социализации человека. Условия, необходимые для развития Я-концепции: потребность в позитивном внимании, условия ценности, обусловленное и безусловное позитивное внимание. Механизмы защиты Я. Полноценно функционирующий человек и его основные личностные характеристики.

Психокоррекция, центрированная на клиенте. Принципы психокоррекции, центрированной на клиенте. Энкаунтер – группы.

Экзистенциальное консультирование. Бытие и не-бытие. Формы бытия. Нормальная и невротическая тревога. Вина: нормальная, невротическая, экзистенциальная. Предельные экзистенциальные беспокойства: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Цели психокоррекции. Отношения консультант-клиент. Техники и принципы психокоррекции.

Логотерапия. Свобода воли. Стремление к смыслу жизни. Смысл жизни и смерти. Самотрасценденция. Источники смысла. Сверхсмысл. Экзистенциальный вакуум. Логотерапевтические методы.

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстаются как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим.

Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом.

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения.

Тенденция актуализации подразумевает повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции актуализации. Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней.

Теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности. Феноменологическое направление считает реальным для индивида (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени.

Большое значение для феноменологического направления теории личности имеет то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, нам необходимо постичь его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения.

Он поддерживал холистическую точку зрения на личность — представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности.

Самость, или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый.

Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Следовательно Я-концепция может включать некий набор образов «Я».

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент «Я» называется Я-идеальное. По Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Структура «Я» впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры, другие родственники). Иначе говоря, по мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.

По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка — это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать. Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.

Можно видеть, что акцент Роджерса на безусловном позитивном внимании как на идеальном подходе к воспитанию ребенка не подразумевает отсутствие дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Подобный подход означает создание атмосферы, в которой ребенка ценят и любят просто за то, что он есть.

«Полноценно функционирующий» — это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализу­ют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих пережива­ний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей.

1. Первая и главная характеристика полноценно функционирующего челове­ка — это открытость переживанию. Открытость переживанию полярно проти­воположна беззащитности.

2. Вторая характеристика оптимально функционирующего человека — экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить пол­но и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое пережива­ние воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее.

3. Третьей чертой полноценно функционирующего человека яв­ляется организмическое доверие. Полноценно функционирующие люди зависят от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать.

4. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека является эмпирическая свобода - человек может свободно жить так, как хочет, без ограниче­ний или запретов. Субъективная свобода — это чувство личной власти, способ­ность делать выбор и руководить собой.

5. Пятая характеристика, связанная с оптимальной психологиче­ской зрелостью, — креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, про­екты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью.

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИ­ХОТЕРАПИЯ.Относится к числу кон­цепций экзистенциально-гуманистическо­го направления, разработана Роджерсом.

Использование автором понятия «кли­ент» наряду с «пациент» подчеркивает при­знание потенциала самостоятельности, ак­тивности больного на всех этапах психоте­рапии, начиная с постановки задачи. Суть метода заключается в том, что психотера­певт входит в такой контакт с пациентом, который воспринимается им не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.

Согласно Роджерсу, индивид взаимо­действует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к раз­витию своих возможностей, обеспечиваю­щих его усложнение и сохранение. Осу­ществляется организмический оценочный процесс: организм испытывает удовлетво­рение при тех стимулах или поведенчес­ких актах, которые усложняют и сохраня­ют организм и Я как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем; поведение направлено в сторону прибли­жения к положительно оцениваемым опыт­ным данным и избегания данных, получив­ших отрицательную оценку.

По мере возникновения осознания Я у индивида развивается потребность в поло­жительной оценке значимым окружением. В дальнейшем удовлетворение или фрус­трация положительной оценки начинает переживаться независимо от взаимодей­ствия с социумом и обозначается как са­мооценка. Так как Я-переживания инди­вида воспринимаются значимыми людь­ми как менее или более заслуживающие положительной оценки (т. е. Я-пережива­ния приобретают условия оценки), то и самооценка становится селективной. Из-за этой избирательности опыт восприни­мается тоже селективно, на основе условий оценки, он может быть искажен и неосоз­наваем.

Вследствие этого индивид утрачивает интеграцию, его концепция Я включает искаженные восприятия, неправильно ре­презентирующие опыт; поведение регули­руется то со стороны Я, то теми аспектами опыта, которые не включены в Я, что со­провождается напряженным и неадекват­ным функционированием. Это — главное отчуждение в человеке. Он изменяет при­родному, организмическому оцениванию, которое перестает быть регулятором пове­дения. Ради сохранения положительной оценки индивид начинает фальсифици­ровать свои переживания и воспринимать их по критерию ценности для окружаю­щих. Как следствие такой неконгруэнтно­сти (несоответствия) между Я и опытом неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает, и тогда имеет место дезорга­низация функционирования индивида.

Теория психотерапии состоит из мно­жества «если... то». Если существуют оп­ределенные условия, то будет происходить процесс, включающий определенные ха­рактерные элементы. Если данный про­цесс происходит, то последуют определен­ные изменения личности и поведения.

1. Условия психотерапевтического про­цесса:

1) два индивида состоят в контакте;

2) пациент находится в состоянии не­конгруэнтности, являясь ранимым или тревожным;

3) психотерапевт является конгруэнт­ным в отношениях;

4) психотерапевт переживает безуслов­ную положительную оценку по отношению к пациенту;

5) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы ко­ординат пациента;

6) пациент переживает, хотя бы в ми­нимальной степени, условия 4-е и 5-е, т. е. безусловную положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапев­том.

Коммуникации психотерапевта могут иметь как вербальную, так и невербальную природу, важно лишь, чтобы, как это указа­но в условии 6, коммуникация была вос­принята, была эффективной. Технические средства являются дополнением позиции психотерапевта и сами по себе не обеспе­чивают психотерапевтического продвиже­ния. Наиболее используемыми приемами являются:

вербализация — высказывание дру­гими словами того, что сообщил пациент, избегая истолкования, привнесения своего материала. Это перефразирование, имею­щее целью выделить наиболее существен­ное и обратить внимание больного на «ос­трые углы», а также показать, что его не только слушают, но и слышат;

— умелое использование молчания, мол­чаливое принятие;

— отражение эмоции — повторяются те слова пациента, в которых непосредствен­но выражаются эмоции.

Роджерс подчеркивал, что вопрос дол­жен стоять не о том, как вести себя психоана­литику, а о том, каким ему быть. Он являет­ся яростным противником нозологии, лю­бых классификаций, так как они представ­ляют собой результат интеллектуальных усилий психотерапевта, при наличии кото­рых непосредственно воспринимаемая си­туация пациента искажается опытом врача. В К.-ц. п. считаются приемлемыми одни и те же условия, независимо от частных ха­рактеристик самого пациента. Со ссылкой на опыт автор метода указывает, что нет ни необходимости, ни пользы в том, чтобы стро­ить определенные отношения в зависимос­ти от типа пациента.

Доминанта этой части концепции — пункт 3, конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта в отношениях, т. е. психо­терапевту следует правильно символизи­ровать собственный опыт. Общая тенден­ция направлена на выражение или сооб­щение пациенту своих устойчивых чувств.

Однако не следует ожидать от психо­терапевта, чтобы он был вполне конгруэн­тной личностью в каждый конкретный момент. Вышеприведенные условия — это условия идеальные, т. е. должны соблю­даться до определенной степени. Но чем более они выражены, тем с большей веро­ятностью будет идти процесс психотера­пии и тем значительнее степень происхо­дящей при этом реорганизации личности.

2. Процесс психотерапии.

Когда созданы указанные выше усло­вия, осуществляется психотерапевтический процесс, для которого характерно следую­щее:

1) пациент все более свободен в выра­жении своих чувств, которое осуществ­ляется по вербальным и моторным кана­лам;

2) его выраженные чувства имеют все большее отношение к Я и все реже остают­ся безликими;

3) все чаще он дифференцирует и рас­познает объекты своих чувств и восприя­тий, включающие среду, окружающих лиц, собственное Я, переживания и взаимоотно­шения между ними;

4) его выраженные чувства все боль­ше относятся к несоответствию между ка­ким-то из его переживаний и его концеп­цией Я;

5) пациент начинает осознавать угро­зу такого несоответствия;

6) он осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмеча­лись отказы или искажения;

7) концепция Я реорганизуется та­ким образом, чтобы ассимилировать и включить эти, ранее искажаемые и подав­ляемые, переживания;

8) по мере реорганизации концепция Я включает такие переживания, которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться. Иными словами, ослабляют­ся механизмы защиты;

9) пациент развивает способность пе­реживать безусловное положительное отно­шение со стороны психотерапевта без ка­кого бы то ни было чувства угрозы;

10) он все отчетливее чувствует безус­ловную положительную самооценку;

11) источником представления о себе все в большей степени являются собствен­ные ощущения;

12) пациент реже реагирует на опыт, ис­ходя из оценок, даваемых значимым окру­жением; чаще как удовлетворительные рас­цениваются те стимулы или поведенческие акты, которые сохраняют и усложняют организм и Я как в непосредственном на­стоящем, так и в отдаленном будущем.

Такая последовательность наблюдается на практике, и, когда возникает вопрос «по­чему?», Роджерс подчеркивал, что при лю­бых теоретических объяснениях возможна ошибка, но это не влияет на зависимость «если... то».

3. Исход психотерапии относительно личности и поведения.

Между процессом и исходом не сущест­вует четкой границы. Традиционно исход понимается как относительно постоянные из­менения. К их числу относятся следующие:

1) пациент становится более конгруэн­тен, более открыт для опыта, менее защи­щен;

2) вследствие этого он более реалис­тичен, объективен, экстенционален в вос­приятии;

3) он эффективнее решает свои проб­лемы;

4) психологическая приспособляемость улучшается, приближаясь к оптимальной;

5) уменьшается ранимость;

6) восприятие своего идеального Я более реалистично и доступно;

7) вследствие увеличения конгруэнт­ности уменьшается напряжение всех ти­пов — физиологическое, психологическое, а также особый тип психологического на­пряжения, определяемый как тревожность;

8) повышается степень положитель­ной самооценки;

9) пациент воспринимает место оцен­ки и место выбора локализованными внут­ри самого себя, доверяет себе;

10) он более реалистичен, правильнее воспринимает окружающих;

11) он сильнее переживает принятие в отношении других людей вследствие мень­шего искажения их в своем восприятии;

12) происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается до­ля опыта, ассимилированного в Я-струк-туру, и, следовательно, увеличивается доля поведения, которое может быть «присвое­но» как принадлежащее Я;

13) окружающие воспринимают пове­дение пациента как более социализиро­ванное, более зрелое;

14) поведение пациента более креатив­но, более адаптивно по отношению к каж­дой новой ситуации и к каждой вновь воз­никающей проблеме и, кроме того, пред­ставляет более полное проявление экспрес­сии его собственных намерений и оценок.

Развивая теорию К.-ц. п., автор неод­нократно модифицировал свое понимание роли психотерапевта. Если в первый пе­риод недирективной психотерапии акцен­тировалось внимание на создании клима­та невмешательства, то во второй — зада­чей психотерапевта является отражение эмоций пациента (роль «зеркала») и избе­гание угрозы в отношениях с ним. Третий период связан с осмыслением процессов и опыта психотерапевтических групп. Подчеркивается роль выражения чувств самим психотерапевтом, более полного их выражения, что способствует более быстро­му психотерапевтическому эффекту. Раз­витие К.-ц. п. шло в направлении увели­чения личностной включенности психоте­рапевта.



2015-11-27 722 Обсуждений (0)
Вопрос 18: Экзистенциально-феноменологический подход в теории личности и его реализация в деятельности специалиста по социальной работе. Психокоррекция центрированная на клиенте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 18: Экзистенциально-феноменологический подход в теории личности и его реализация в деятельности специалиста по социальной работе. Психокоррекция центрированная на клиенте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)