Расчет зубьев на изгибную прочность
Наибольшие нормальные напряжения от изгиба в одном из сопряженных зубьев возникают в начальный момент их зацепления. Зуб рассматривается как консольная балка, нагруженная удельной силой нормального давления (распределенной нагрузкой) qFn с опасным сечением размерами a×bw у основания (рис. 4.10). Зуб представляет собой короткую и широкую консоль, размеры опасного сечения которой соизмеримы с ее длиной. В таких случаях при изгибе возникает поворот и депланация сечений, т.е. гипотеза плоских сечений не соблюдается. Определение напряжений в таких случаях связано с решением сложной пространственной задачи теории упругости. Для получения достаточно простых зависимостей, используемых в инженерных расчетах, нормальные напряжения будем определять в соответствии с классической теорией изгиба. При этом погрешности, которые вносит теория в решение задачи, компенсируются введением в расчет ряда опытных коэффициентов. Все величины, входящие в расчетные формулы, выразим через параметры ведущего колеса – шестерни.
Рассмотрим зуб, нагруженный силой нормального давления Fn (рис. 4.11). Перенесем силу Fn по линии ее действия в точку А и разложим на две составляющие – окружное усилие Ft и радиальное усилие Fr. Для определения опасного сечения в зуб впишем профиль балки равного сопротивления, который очерчивается квадратичной параболой с вершиной в точке А. В точках В и С, где ветви параболы касаются эвольвент бокового профиля зуба, нормальные напряжения изгиба имеют наибольшие значения. Напряжения от составляющей Fr= Fnsinαw составляют 4-6 % от напряжения изгиба, поэтому ими можно пренебречь. В соответствии с классической теорией плоского изгиба нормальные напряжения определяются по формуле: (4.27) где ME – изгибающий момент: MИ=Fth. (4.28) Здесь примем: Ft = 2 T/dw1, (4.29) WE – момент сопротивления изгибу опасного сечения: (4.30) С учетом (4.28) и (4.29) запишем формулу для определения напряжений изгиба в виде: (4.31) Обозначим α= α1·pt, h= α2·pt, где pt – окружной шаг, α1 и α2 – численные коэффициенты. Введем в формулу коэффициент концентрации напряжений у основания зуба KT. Линейные величины имеют размерность миллиметры, крутящий момент T1 – ньютонометры, поэтому T1 помножим на 103. С учетом того, что pt=π·m, преобразуем формулу (4.31): (4.32) Обозначим через YF1 коэффициент формы зуба шестерни: (4.33) Введем в формулу коэффициент нагрузки KF, аналогичный коэффициенту KH, который учитывает влияние точности изготовления передачи: , (4.34) где KFα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; KFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца; KFV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении. С учетом принятых обозначений из (4.32) получаем формулу для проверочного расчета зубьев шестерни цилиндрической передачи на прочность по напряжениям изгиба: (4.35) В формуле (4.35) σFP1 – допускаемое напряжение изгиба зуба шестерни; σFP1 – расчетное напряжение зуба шестерни; Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зубьев. Для прямозубой передачи Yβ=1, для косозубой Yβ рассчитывается по зависимости: (4.36) Формула проверочного расчета зубчатого колеса на изгибную прочность запишется в виде: (4.37) Учитывая, что , из (4.35) получим формулу для предварительного расчета модуля из условия изгибной прочности: (4.38) где Km=1400 для прямозубой передачи. В предварительном расчете коэффициент формы зуба принимается для прямозубых колес.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |