Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональная реабилитация



2015-11-27 886 Обсуждений (0)
Профессиональная реабилитация 0.00 из 5.00 0 оценок




Профессиональная реабилитация детей с ограниченны­ми возможностями заключается в профессиональной ориен­тации и профессиональном обучении.

В комплексе реабилитационных мероприятий, проводимых в реабилитационном центре, профориентация в старшем под­ростковом возрасте приобретает приоритетное значение, ког­да ребенок поставлен перед необходимостью профвыбора.

Под профориентацией понимается комплекс научно обоснованных медико-физиологических, психолого-педа­гогических и социально-экономических мероприятий, направленных на формирование профессионального са­моопределения, соответствующего индивидуальным воз­можностям, особенностям каждой личности и запросам общества.

Основное внимание при решении профориентационных задач должно уделяться:

а) комплексной диагностической оценке исходя из характера клинико-функциональных и психологических парамет­ров, возможностей овладения ребенком теми или иными видами профдеятельности;

б) развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной само­реализации ребенка;

в) формированию таких интересов и установок ребенка, которые максимально ориентируют его именно на показан­ные профессии.

При этом эффективность профориентационных меропри­ятий, реализуемых в условиях РЦ, будет во многом зависеть от того, насколько тесно и плодотворно будет организован контакт родителей с учебными заведениями массового или специализированного типа, в которых обучаются дети, уч­реждениями, отвечающими за профподготовку и трудоуст­ройство инвалидов.

Профориентация детей с нарушениями развития подраз­делена на два этапа.

Первый этап - экспертно-диагностический (констатиру­ющий), решающий на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований больно­го ребенка задачи по дифференцированной оценке особен­ностей его физического и психического развития, выявле­нию различного рода нарушений и отклонений в развитии, определению характера трудового прогноза. При этом резуль­таты клинико-функционального обследования дают возмож­ность выделения объективных параметров функционально допустимых нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.

В итоге завершения первого этапа профориентации необ­ходимо:

а) определить максимально полный круг объективно по­казанных ребенку видов профессиональной деятельности;

б) из этого круга профессий выделить те, которые в наи­большей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;

в) определить степень соответствия объективно показан­ных и субъективно приемлемых видов профдеятельности;

г) оценить социальные, социально-экономические факто­ры, препятствующие (или способствующие) овладению ре­бенком показанными видами профдеятельности;

д) сформулировать профрекомендации, оценить адекват­ность профпланов ребенка в целом и реальные возможности их осуществления.

В ряде случаев на этом профориентация может быть и за­вершена. Такая ситуация возможна при практическом совпа­дении объективно и субъективно показанных видов профдея­тельности с фактическими профпланами ребенка, т. е. тогда, когда его самостоятельный профвыбор оказался адекватным.

В то же время такая картина, в случае адекватного спонтан­ного профессионального самоопределения у детей с ограни­ченными возможностями, наблюдается относительно редко.

Другими словами, при завершении первого этапа профо­риентации принимается решение о необходимости проведе­ния еще одного класса профориентационных мероприятий - второго этапа профориентации.

Второй этап профориентации - формирующий (коррекционный), решающий с помощью комплекса психотерапевти­ческих, психокоррекционных и психолого-педагогических средств задачи по ориентации детей именно на показанные им виды профдеятельности.

Формирующий этап профориентации представляет собой достаточно длительный процесс (до нескольких месяцев) и может выражаться:

1) в проведении циклов учебно-лекционных занятий, тема­тических экскурсий, расширяющих диапазон информирован­ности о различных видах профессиональной деятельности;

3) в проведении циклов психологических тренингов по формированию психических функций (умений, навыков); в проведении психокоррекционных и психотерапевти­ческих сеансов, формирующих адекватные установки на тру­довую деятельность, рациональные ценностные ориентации;

4) в проведении учебно-трудовых занятий (в производ­ственных мастерских, кружках), позволяющих приобрести определенный трудовой и предпрофессиональный опыт;

5) в проведении целевых профессиональных проб, даю­щих возможность сформировать адекватные представления о конкретных видах профессиональной деятельности;

6) в проведении цикла профконсультаций (в ряде случа­ев с участием родителей), в ходе которых составляются, кон­кретизируются и корректируются профпланы, пути их реа­лизации.

Можно также выделить этап ранней профориентации, когда соответствующие мероприятия целесообразно прово­дить начиная с 10-12-летнего возраста. Но при этом следует выделить специфические моменты ранней профориентации. Так, во-первых, во многих случаях в этом возрасте оказыва­ется затруднительной клинико-функциональная оценка тру­дового прогноза, неочевиден клинический прогноз в целом, существует различная вероятность динамики психического развития ребенка. Во-вторых, некоторые традиционные ме­тоды профориентационной работы при этом оказываются недоступны детям в силу общего психического, социокуль­турного уровня их развития. Это предполагает следующие требования к ранней профориентации:

- меньшая жесткость, более вероятностный характер оп­ределения диапазона показанных видов профдеятельности (за исключением клинически очевидных случаев);

- большая ориентация на использование игровых форм учебных, коррекционных занятий;

- приоритет профориентационных мероприятий неспе­цифического характера (в форме кружковых и факультативных занятий, общеразвивающих психологических тренин­гов, сеансов клинически и личностно ориентированной пси­хотерапии).

Значительная часть реабилитационных центров ориенти­рована на работу с детьми вследствие детского церебраль­ного паралича (ДЦП), поражения опорно-двигательного ап­парата, страдающих умственной отсталостью. В данном слу­чае следует указать, что контингент детей, страдающих ДЦП, отличается по качеству и степени выраженности возможных психологических нарушений, которые могут препятствовать их адекватному самоопределению и служить противопока­заниями по отношению к ряду профессий.

При этом различия нозологических форм ДЦП предопре­деляет широкий диапазон клинико-функциональных проти­вопоказаний. В отношении данного контингента можно ска­зать, что наиболее существенно препятствуют адекватному профвыбору расстройства интеллектуальных функций и на­рушения интеллекта в целом, нарушения психомоторики и речи, тогда как эмоционально-мотивационные и поведенчес­кие нарушения являются вторичными. При организации про­фориентации этих детей уделять максимальное внимание:

а) дифференцированности и обширности психодиагностики, особенно в отношении интеллектуальных функций;

б) тренинговым упражнениям по развитию психомоторики и интеллектуальных функций;

в) профилактике и сглаживанию эмоционально-мотивационных и поведенческих функций (психокоррекции и пси­хотерапии).

Несмотря на различие клиники поражений опорно-двига­тельного аппарата (ампутации, недоразвитие верхних или нижних конечностей, врожденный вывих тазобедренного су­става), психологические нарушения у этого контингента де­тей являются не столь значительными. Во многих случаях они обусловлены социальными факторами, болезненными пере­живаниями внешнего дефекта и при этом выражаются в нару­шениях эмоционально-мотивационной сферы и поведения. В то же время поражение функций опорно-двигательного аппа­рата у этих детей достаточно жестко и конкретно ограничива­ет доступность ряда профессий. При профориентации этих детей максимальное внимание должно уделяться:

а) профилактике возникновения (снятию) конфликта меж­ду желаемым и доступным;

б) тренингу восстановления двигательных функций, в том числе посредством технических средств;

в) коррекции мотивов и установок именно на перспективные (показанные) виды профдеятельности;

г) профилактике и сглаживанию эмоционально-мотивационных нарушений.

Умственная отсталость уже сама по себе резко ограничи­вает профессиональные возможности детей-инвалидов. Им оказывается недоступным не только специфический круг интеллектуальных профессий, но и те рабочие специально­сти, которые предъявляют высокие требования к "моторно­му интеллекту", к состоянию отдельных интеллектуально-мнестических функций. У этого контингента детей часто оказываются крайне слабо сформированы неспецифические, универсальные навыки и умения, которые обеспечивают воз­можность включения в любую трудовую деятельность. При проведении профориентации с такими детьми следует ак­центировать внимание на:

а) повышении уровня их социально-бытовой адаптации в целом, формировании адекватных поведенческих реакций в различных средовых ситуациях;

б) формировании положительных установок на трудовую деятельность в целом;

в) диагностике максимально "сохранных" психических функций и качеств, а также их развитии;

г) снятии (профилактике) асоциальных поведенческих тенденций;

д) формировании поведенческих (операциональных) на­выков-автоматизмов, которые могут быть использованы в различных видах трудовой деятельности.

В системе профориентационной работы важное место за­нимают профессиональное просвещение и воспитание, про­фессиональная информация и агитация, развитие творчес­ких способностей и интересов, профессиональные пробы, осуществляемые в процессе трудовой и предпрофессиональной подготовки в реабилитационном центре.

Основная задача, стоящая перед педагогами, при этом со­стоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с уче­том их индивидуальных особенностей.

Формы и методы профориентационной работы в процес­се трудового обучения разнообразны:

- профориентационный рассказ или беседа;

- занятия в кружках по интересам;

- освоение общетрудовых навыков, проба себя в различ­ных видах труда в мастерских на занятиях труда и в группах;

- экскурсии на предприятия, в профессиональные учеб­ные заведения, в службу занятости;

- встречи со специалистами;

- использование средств массовой агитации: изготовление стендов, стенгазет, фотоальбомов, участие в конкурсах, выставках;

- цикл занятий "Основы производства. Выбор профессии".
Профориентационную работу можно разделить на ряд этапов:

на 1-м этапе (младший школьный возраст) осуще­ствляются подготовка детей к трудовым усилиям, ознаком­ление их с профессиями (с учетом возрастных особенностей), с миром труда, формирование у них потребности сво­им трудом приносить пользу другим. Достичь этого можно включением детей в посильный общественно-полезный труд, в различные виды учебной и трудовой деятельности.

На II этапе (10 -12 лет) дети включаются в общественно-полезный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, интерес к конкретной трудовой деятельности.

На III этапе (12-14 лет) у детей должны быть сформиро­ваны систематические знания, умение ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной профессии.

На IV этапе (14-17 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность подготовки к труду в сфере материального производства с учетом их психофизических возможностей.

При подборе профессии необходимо пользоваться "Переч­нем профессий", выбирая подходящую по тяжести, услови­ям и характеру труда. Затем определяется учебное заведе­ние, в котором можно получить эту профессию - общего типа или специализированное, совместно со службой занятости определяется, на каких предприятиях региона можно затем трудоустроиться.



2015-11-27 886 Обсуждений (0)
Профессиональная реабилитация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональная реабилитация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (886)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)