Общая характеристика учебного предмета «Технология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Составлена на основе программы: Технология: программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вента-на-Граф, 2013. Программа изложена в двух направлениях: "Индустриальные технологии" и " Технологии ведения дома" И ориентирована на работу по учебникам "Технология" для 5-8 классов, которые подготовлены авторским коллективом (А,Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданных Издательским центром "Вента-Граф" Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по результатам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития. Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции: • Информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания; • Ориентировано-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся; • Общеметодическое руководство. Задаются требования к материально- техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий. Цели изучения учебного предмета «Технология» Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются: • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях; • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно- исследовательской деятельности; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности; • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. Общая характеристика учебного предмета «Технология» Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В данной программе изложены основные направления технологии: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий. На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение. Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: • культура, эргономика и эстетика труда; • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; • основы черчения, графики и дизайна; • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов; • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; • творческая, проектно-исследовательская деятельность; • технологическая культура производства; • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии; • распространённые технологии современного производства. В результате изучения технологии обучающиеся: познакомятся: • с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства; • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда; • элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом; • экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий; • производительностью труда, реализацией продукции; • устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико- технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин); • предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией; • методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве; • информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями; овладеют: • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности; • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов; • умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера; • навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера; • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда; • навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием; • навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; • умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий; • умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека. Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений: • распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений; • возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность; • выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов; • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся. Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно- практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. Место предмета «Технология» в базисном учебном плане Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю, Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном плане. Требования к уровню подготовки Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности Ученик должен: знать/понимать • основные технологические понятия; • назначение и технологические свойства материалов; • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и производства продукции на окружающую среду и здоровье человека; • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий и производством продукции; уметь • рационально организовывать рабочее место; • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; • определять последовательность выполнения технологических операций при изготовлении изделия или получении продукта; • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); • находить и устранять допущенные дефекты; • выполнять разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; • планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий; • распределять работу в условиях коллективной деятельности; Требования по разделам технологической подготовки СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Выпускник должен: знать/понимать • назначение различных швейных изделий; • основные стили в одежде и современные направления моды; • виды традиционных народных промыслов; уметь • выбирать ткань для определенных типов швейных изделий; • снимать мерки с фигуры человека; • выполнять чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; • выбирать модель с учетом особенностей фигуры; • выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; • проводить примерку изделия; • выполнять не менее трех видов рукоделия с использованием текстильных и поделочных материалов. КУЛИНАРИЯ Ученик должен: знать/понимать • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; • санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой и при обработке пищевых продуктов; • виды оборудования современной кухни; • виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющего на здоровье человека; уметь • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; • определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; • составлять меню завтрака, обеда, ужина; • выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов: • соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюл; • заготавливать на зиму овощи и фрукты; • оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • приготовления пищевых продуктов, а также для их повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при их обработке; • консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; • соблюдения правил этикета за столом; • приготовления блюл по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; • выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; • сервировки стола и оформления приготовленных блюд. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА Ученик должен: знать/понимать • характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; • сведения об инженерных коммуникациях в жилых помещениях, видах ремонтно- отделочных работ; • информацию о материалах и инструментах для ремонта и отделки помещений; • основные виды бытовых домашних работ; • средства оформления интерьера; • назначение основных видов современной бытовой техники; • содержание санитарно-технических работ; • вилы санитарно-технических устройств; • причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации; уметь • планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; • подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; • заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИИ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Ученик должен: знать/понимать • методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; • виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов; уметь обосновывать функциональные качества выполняемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; • проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; • осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); • осуществлять монтаж изделия; • выполнять отделку изделий; • осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; • защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнении декоративно- прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5373)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |