Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие №1



2015-11-27 485 Обсуждений (0)
Практическое занятие №1 0.00 из 5.00 0 оценок




РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления «Психолого-педагогическое образование»

 


Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины:повысить уровень практического владения современным русским языком в разных сферах его функционирования.

Задачи:

1) дать представление о языковых единицах и уровнях;

2) повышение общей культуры речи;

3) изложение теоретических основ дисциплины, ознакомление с ее основными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;

4) формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка;

5) формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения; повышение общей культуры речи;

6) формировать умение составлять устные и письменные профессионально значимые высказывания разных типов в соответствии с основными нормами современного русского литературного языка;

7) способствовать развитию творчески активной личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной к поиску и нахождению собственного решения профессиональных задач.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл и является обязательной для изучения.

Содержание учебно-методического пособия направлено на планирование и организацию практических (семинарских) занятий.

Практические занятия включают план, задания и тестовые виды контроля успеваемости. Студентам предлагаются разнообразные виды заданий, направленных на формирование языковой и коммуникативной компетенции.

Тематика практических занятий выстроена по принципу «от звука до текста» и посвящена нормативному и этическому аспекту изучения культуры речи и функциональным стилям современного русского литературного языка.

 

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Философия   +              
2. Культурология +   +   +        

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5).

 

 

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

знать теоретические основы курса; нормы устной и письменной речи;

уметь пользоваться лексикографическими источниками и извлекать из них необходимую информацию (лексикографическая компетенция); строить устную и письменную речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; производить комплексный языковой анализ текстов разных стилей;

владеть навыками правильной устной и письменной речи; литературной правки.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕТ), 72 академических часа, из них 36 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 36 часов, выделенных на самостоятельную работу.

 

Таблица 2.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Контактная работа:
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные занятия (ЛЗ) - -
Самостоятельная работа (всего):
Общая трудоемкость зач. ед. час
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет

 

3. Тематический план

Таблица 3.

 

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерак тивной форме, в часах Итого количес тво баллов
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
  Модуль 1                
1.1 Русский язык и культура речи как наука. Предмет, задачи, основные методы исследования языка    
1.2 Язык как важнейшее средство человеческого общения    
1.3 Понятие системы и структуры языка    
  Всего       0-30
  Модуль 2                
2.1 Фонема как звуковая единица    
2.2 Слово как центральная языковая единица    
2.3 Лексикография как наука    
  Всего       0-30
  Модуль 3                
3.1 Слово и фразеологизм    
3.2 Морфема как языковая единица    
3.3 Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст    
  Всего       0-40
  Итого (часов, баллов):       0-100
  Курсовая работа                
  Из них в интеракт. форме                

 

 

4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

№ Темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Информации онные системы и технологии Итого количество баллов
коллоквиумы собеседование ответ на семинаре практическое задание контрольная работа тест реферат эссе программы компьютерного тестирования комплексные ситуационные задания электронные практикумы другие формы
1 семестр
Модуль 1
1.1 - - 0-5 0-5 - - - - - - - - 0-10
1.2 - - 0-5 0-5 - - - - - - - - 0-10
1.3 - - 0-5 0-5 - - - - - - - - 0-10
Всего - - - - - - - - - - 0-30
Модуль 2
2.1 - - 0-5 0-5 - - - - - - - - 0-10
2.2 - - 0-5 0-5 - - - - - - - - 0-10
2.3 - - 0-5 0-5 - - - - - - - - 0-10
Всего - - - - - - - - - - 0-30
Модуль 3
3.1 - - 0-5 0-5 - - - - - - - - 0-10
3.2 - - 0-5 0-10 - - - - - - - - 0-15
3.3 - - 0-5 - - - - - - - - 0-15
Всего - - - - - - - - - 0-40
Итого     - - - - - - - 0-100

 

5. Содержание дисциплины.

 

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела
Орфоэпическая норма Норма: понятие, признаки и типы (диспозитивные и императивные). Фонетика и орфоэпия. Орфоэпическая норма. Правила произношения гласных звуков в современном русском языке. Произношение гласных звуков в иноязычных словах. Правила произношения согласных звуков. Основная тенденция движения нормы произношения согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение орфографического сочетания -чн-. Непроизносимые согласные. Вариативность произносительных норм. Орфоэпические словари.
Акцентологическая норма Акцентология русского языка. Нормы ударений современного русского литературного языка. Основные тенденции в развитии русского ударения. Акцентологические варианты.
Лексические и фразеологические нормы Лексикология и лексическая норма. Ошибки, связанные с неправильным употреблением слов. Фразеология и фразеологическая норма. Ошибки, связанные со смешением двух фразеологических единиц и с искажением грамматической формы фразеологизма. Ортологические словари.
Грамматическая норма Морфология и морфологическая норма. Виды морфологических ошибок. Синтаксис и синтаксическая норма. Словарь-справочник Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке». Виды синтаксических ошибок.

 

 

6. Планы семинарских занятий.

 

 

2 семестр

 

Практическое занятие №1

Русский язык и культура речи как наука. Предмет, задачи, основные методы исследования языка

 

1. Сианхронный и диахронный аспекты изучения культуры речи.

2. Разделы культуры речи.

3. Связь культуры речи с другими науками, ее место в системе других наук.

 

 



2015-11-27 485 Обсуждений (0)
Практическое занятие №1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие №1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)