Акцентологическая норма
1. Акцентологические нормы – это а) нормы словоупотребления; б) нормы образования и употребления слов; в) правила постановки ударения; г) правила построения словосочетаний и предложений.
2. Общепринятое употребление языковых средств называется… а) диспозитивным вариантом; б) языковой нормой; в) императивным вариантом; г) культурой речи.
3. Ударение в русском языке а) разноместное и подвижное; б) разноместное и фиксированное; в) фиксированное.
4. Ударение падает на первый слог а) огниво, грузило, грозовой, ветряная (оспа); б) сваты, древко, крашение, ненецкий; в) кетчуп, щавель, блюда, бочковый; г) коклюш, мотальный, курень, кремень.
5. Ударение падает на второй слог а) развитый (локон), ходатайство, красивейший, квартал; б) нефтяник, домовничать, украинцы, залгалась; в) ломота, повторит, пуловер, сантиметр; г) ходатайствовать, браковщик, йогурт, каталог.
6. Ударение падает на третий слог а) разлучит, пересдала, медикаменты; б) обеспечение, шелковица, кулинария; в) забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), исповедание, пуловер; г) подключит, занятой (человек), газопровод.
7. Ударение падает на последний слог а) шасси, догмат, свекла; б) эксперт, эпилепсия, издали (нареч.); в) позвонит, нефтепровод, включишь; г) километр, шарфы, занята (аудитория).
8. Акцентологические варианты даны в словах ряда а) [д’э]кан, [дэ]кан; б) лук (оружие), лук (растение); в) ке́та, кета́; г) моло[ч’н’]ик, моло[шн’]ик.
9. Слова искра́, флюорографи́я, компа́с, до́быча соотносятся со сферой употребления а) диалектной; б) общенародной; в) научной (термин); г) профессиональной.
Лексическая норма
1. Лексические нормы – это а) нормы словоупотребления; б) нормы образования и употребления слов; в) правила постановки ударения; г) правила построения словосочетаний и предложений.
2. Синонимы даны в словах ряда а) чистый, грязный; б) путь, дорога; в) за́мок, замо́к; г) черный, белый.
3. Слова 1) происхождение, 2) значение слова, 3) правописание, 4) произношение соотносятся со словарями а) толковым; б) орфографическим; в) орфоэпическим; г) этимологическим.
4. Укажите проявление плеоназма а) живой труп; б) свободная вакансия; в) отвечу следующим ответом; г) он полный невежа в искусстве.
5. Укажите проявление тавтологии а) автор впервые знакомит читателя со своей автобиографией; б) каждая секунда времени дорога́; в) в апреле месяце; г) следует отметить следующие особенности произведения.
6. Диалектизмы даны в словах ряда а) дохлятина, замызганный, дрыхнуть; б) карман, мышедром, вжикалка; в) камбуз, баранка, флюорографи́я; г) дожжок, векша, мяшок.
7. Архаизмы даны в словах ряда а) ботфорты, опричник, будёновка; б) гордыня, невежда, град; в) выя, лицедей, сей; г) сундук, компьютер, супермен.
8. Укажите нарушение лексической нормы а) когда тронулся поезд, погода изменяется; б) оплатить за проезд; в) писатель пишет роман; г) большинство возражали.
9. Синонимом фразеологизма окружать заботой является а) водить за нос; б) собаку съел; в) кататься как сыр в масле; г) брать под крылышко.
10. Фразеологизмом-антонимом к слову много является а) пруд пруди; б) как две капли воды; в) руки коротки; г) кот наплакал.
11. Однозначные слова даны в словах ряда а) сентябрь, суша, дерзание; б) хурма, крыло, кукла; в) хвост, кузница, г) идти, тень, число.
12. Смешение паронимов наблюдается в словосочетаниях а) длительный разговор; б) нестерпимое положение; в) заглавная буква; г) болотистая птица.
13. Нарушена лексическая норма а) бурлаки Репина влачат лямку; б) положи вещи на место; в) где-то идут дожди; г) экспонаты выставки.
14. Слова 1) фонема, 2) часы, 3) кочет, 4) большак соотносятся со сферами употребления а) общенародная; б) диалектная; в) научная (термин); г) жаргонная.
15. Слова 1) девцонка, 2) интеграл, 3) снег, 4) слышь соотносятся со сферами употребления а) общенародная; б) диалектная; в) научная (термин); г) жаргонная.
16. Образуйте словосочетания, выбрав походящий по смыслу пароним 1) земельный; а) оттенок; 2) земляной; б) поверхность; 3) землистый; в) участок; 4) земной. г) вал.
17. Словосочетания 1) нарисовать рисунок, 2) демобилизоваться из армии, 3) освоить материал, 4) искусный шелк соотносятся с речевыми ошибками а) плеоназм; б) тавтология; в) смешение паронимов; г) нарушение лексической сочетаемости.
18. Фразеологическими единицами являются а) сломать руку; б) сон в руку; в) схватить рукой; г) нечист на руку.
19. Фразеологической единицей не является а) играть в кошки-мышки; б) играть дома; в) играть на нервах; г) сыграть на руку.
20. Лексическая сочетаемость нарушена намеренно а) болтать слова; б) облокотиться спиной; в) очевидное – невероятное; г) в конечном итоге.
Грамматическая норма
1. Грамматика – это раздел науки о языке, в который входят… а) фонетика и лексикология; б) морфология и синтаксис; в) стилистика и фразеология; г) орфография и пунктуация.
2. Морфологические нормы – это а) нормы словоупотребления; б) нормы образования и употребления слов; в) правила постановки ударения; г) правила построения словосочетаний и предложений.
3. Синтаксические нормы – это а) нормы словоупотребления; б) нормы образования и употребления слов; в) правила постановки ударения; г) правила построения словосочетаний и предложений.
4. Синтаксической единицей является а) морфема; б) звук; в) лексема; г) словосочетание.
5. Типами подчинительной связи являются а) сочинение; б) примыкание; в) бессоюзие; г) управление.
6. Определите род имен существительных 1) мужской; а) недотрога; 2) женский; б) сутки; 3) средний; в) домишко; 4) общего; г) кольраби; 5) не имеет рода. д) пальтишко.
7. Определите род имен существительных 1) мужской; а) бездарь; 2) женский; б) каникулы; 3) средний; в) судья; 4) общего; г) КПРФ; 5) не имеет рода. д) МЧС.
8. Выделенное слово в предложении … рода
Опытный профессор Ивасюк предложила остроумное решение проблемы. а) среднего; б) мужского; в) общего; г) женского.
9. Выделенное слово в предложении … рода
Мой сын – умница. а) среднего; б) мужского; в) общего; г) женского.
10. Нормативной является форма слова (И.п. мн.ч.) а) крема; б) инженера; в) паспорта; г) лектора.
11. Нарушена синтаксическая норма а) приснилось во сне; б) в городе Тюмень; в) скучаю по Вас; г) поставить роспись в дневнике.
12. Глагол не образует форму 1 лица настоящего или будущего простого времени а) отнять; б) понять; в) сказать; г) дерзить.
13. Глагол образует форму 1 лица настоящего или будущего простого времени а) затмить; б) победить; в) чтить; г) толпиться.
14. Глагол не имеет форму повелительного наклонения а) ждать; б) читать; в) мочь; г) играть.
15. Склоняется фамилия а) Марина Черноус; б) Наталья Глухих; в) Егор Живаго; г) Виталий Черноус.
16. В предложении допущена грамматическая ошибка а) у нас в семье четверо детей; б) сдать квартиру трем студенткам; в) 65 лет Великой Победе; г) обои аспирантки написали диссертацию.
17. Нормативной является форма слова (Р.п. мн.ч.) а) бурят; б) негр; в) цыган; г) якутов.
18. Нормативной является форма слова (Р.п. мн.ч.) а) апельсин; б) яблоков; в) помидоров; г) банан.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |