Исторические особенности русской культуры
Литература 1. Ракитов И.А. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: Пример России // Вопросы философии. – 1994. - №4. 2. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность. Учебное пособие. – М., 1998. 3. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник / Рук. авт. коллектива, ред., Мячин А.Н. – М., 2000. 4. Кондаков И. «По ту сторону Европы»: о русской цивилизации // Вопросы философии. – 2002. - № 6. – С. 3 – 18. 5. Кириллов В. Об изучении истории культуры России в ХХ веке // общественные науки и современность. – 1992. - № 5. – С. 188 – 190. 6. «Культура России (2001 – 2005 гг.)»: Федеральная целостная программа. Утверждена постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. № 955 // Библиотековедение. – 2001. - № 1. – С. 8 – 12. 7. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. - № 9. – С. 3 – 16. 8. Строкач А. ХХ век - русский век: о вкладе России в мировую культуру // Наш современник. – 2002. - № 7. – С. 215 – 228. 9. Хазагеров Г. Персоносфера русской культуры // Новый мир. – 2002. - № 1. – 132 - 145. 10. Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры // Общественные науки и современность. – 1999. - № 1. – С. 159 – 172. III. Задания для самостоятельной работы студентов и методические указания по их выполнению 3.1. Темы рефератов 1. Представления о культуре в разные эпохи. 2. Эволюционизм как теория культуры. 3. Феноменология как одно из течений философии ХХ века. 4. О. Шпенглер и его книга «Закат Европы». Символическая типологизация культур по Шпенглеру. 5. Основные труды Ф. Ницше. 6. Мифологическая типология культур Ф. Ницше. 7. Концепция культурно-исторических типов в книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (архетипическая типология культур) 8.А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры. 9. Стадии развития цивилизации по А. Тойнби (Вызов-Ответ, Расцвет, Надлом, Распад). 10. А. Тойнби о путях преодоления кризиса цивилизации и культуры (архаизм, футуризм, преображение) 11. Типология культур П. Сорокина (системная типология) 12. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. 13. Семиотические типы культур (Ю.М. Лотман) 14. Вторичные моделирующие системы (Ю. Лотман) 15. Понятие «масса» и «массовое сознание» в трудах З. Фрейда, Ж. Лакана, Х. Ортега-и-Гассета. 16. Массовая и элитарная культура. 17. Первобытная культура. 18. Доосевые культуры Древнего Востока (Культура Месопотамии, Египта). 19. Послеосевые культуры Древнего Востока (культура Индии, Китая). 20. Античная культура (своеобразие римской и греческой античности). 21. Религиозно-церковный аспект культуры средневековья 22. Карнавальная культура как антипод средневекового официоза. 23. «Ренессанс – культура общения культур». 24. Культура Нового времени (ХУ11-Х1Х вв.) 25. Эпоха и культура Просвещения (17 – 18 вв.) 26. Жанры искусства 18 в. – рококо, классицизм, сентиментализм. 27. Явление декаданса в культуре Х1Х века. Ш. Бодлер и его сборник «Цветы зла». 28. Мистика как культурная традиция. 29. Картина мира в трудах древних философов. 30. Модернизм как культурное направление ХХ века. 31. Направления модернизма в искусстве ХХ века ( футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм – на выбор) 32. Постмодерн. Абстакционизм и авангардизм как наиболее яркие проявления постмодернизма. 33. Культура и глобальные проблемы современности. 34. Д.Л. Андреев и его книга «Роза мира». 35. Джейм Джойс Фрэзер и его книга «Золотая ветвь».
Тестовые задания для оценки остаточных знаний Выберите правильный ответ:
а) продукты человеческой деятельности, б) законы и стандарты социального бытия людей, в) множество закономерно связанных друг с другом элементов, г) процесс обозначения мира понятий и вещей
а) этническую, б) восточную, в) западную, г) локальную
а) социологическую дисциплину о динамике развития мировой культуры, б) отдельную отрасль научного знания о культуре, в) область научного знания, включенную в философию, г) совокупность знаний о социальных явлениях и объектах
а) Кант, б) Бердяев, в) А. Тойнби, г) О.Конт
а) развитие искусственной среды обитания, б) формы и нормы бытового аскетизма, презрение ко всему материальному, в) повседневную жизненную практику, основывающуюся на здравом смысле, г) совокупность признаков культурного объекта, отражающих его утилитарную и символическую функции
а) исследованием проблем генезиса, динамики, типологии культур, б) описание отдельных культурных форм, в) изучением проблем культурных кодов и коммуникаций, г) изучением внутренних оснований культуры.
а) описание культурной системы, б) воспроизводство культурной системы изнутри, в) сравнение различных объектов культуры, г) определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов
а) прогресса, б) коллектива, в) духа, г) бога
а) защищают культурологическую теорию П.А. Чаадаева, б) являются представителями западничества, в)являются представителями славянофильства, г) выступают критиками православия
а) разрабатывали классическую модель культуры, б) являлись представителями функционалистического направления в культурологии, в) разрабатывали концепцию «элитарной культуры», г) размышляли над проблемой противопоставления культуры и цивилизации
а) Л. Уайт, б) А. Бебель, в) Р. Бенедикт, г) А. Мюллер
а) Лесли Эдвин Уайт (1900-1975), б) Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), в) Эдуард Барнетт Тайлор (1832 - 1917), г) Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)
а) этнография, прикладная культурология, история, эстетика, б) социология культуры, экономика, психология, в) история мировой и отечественной культуры, история культурологический учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология, г) история мировой и отечественной культуры
а) процесс унификации и стандартизации человека, б) реализация индивидами базовых природных потребностей, в) переживания бесприютности и одиночества, оторванности от корней и традиций своей культуры, г) самоощущения человека внутри конкретной культуры, отождествление себя с формами культурной традиции.
а) этапы развития культуры, б) процессы изменчивости в культуре и закономерности адаптации культуры к новым условиям, в) этапы социального прогресса, г) генезис культурных норм и форм
а) аксиологическом, б) адаптационном, в) семиотическом, г) антропологическом
а) гуманитарная наука, б) естественная наука, в) информационное пространство, г) бытовая логика
а) финальные, б) инструментальные, в) материальные, г) природные
а) вербальных, б) конвенциональных, в) магических, г) иконических
а) наличие у европейцев «авантюрного гена», б) природные условия, в) типы хозяйства, г) особенности взаимодействия с соседними культурами
а) деятельностном, б) социологическом, в) семиотическом, г) системном
а) сравнение различных объектов культуры, б) описание основных культурных объектов, в) сведение к понятному, г) определение перспектив развития культурных процессов
а) слухи, сплетни, б) профессиональные СМИ, в) предания, мифы, легенды, г) мистика, бытовая магия
а) современной западной, б) античной, в) американской, г) восточной
25. Для европейской культуры характерно представление о бесконечности а) самосовершенствования, б) познания, в) бога, г) природы
а) у русского народа особая судьба и историческая линия, б) русский народ стремится к революции, в) Россия должна идти путем, определенным Петром 1, г) русский народ невежествен
а) Н. Данилевский, б) П. Сорокин, в) И. Кант, г) Ж.Ж. Руссо
а) национальная б) популярная в) народная г) этническая
а) 60-80-м гг. 19 века б) 50-м гг. ХХ века в) ХУ111-Х1Х веку, г) концу ХУ11-началу ХУ111 века
а) приблизило Россию к европейской цивилизации б) способствовало формированию опытного естествознания в) способствовало расцвету богословско-схоластической мысли и философского критицизма г) привело к культурной отсталости России от Запада
а) разрушении чувственной формы культуры западного общества, за которой последует новая интеграция б) увеличение энергоемкости и энергонасыщенности культуры в) неконтролируемом росте науки и технического прогресса г) переходе культуры в свою последнюю стадию цивилизации
а) творчество б) формирование новых социальных групп в) создание сословий г) формирование новых этнических групп
а) регулятивами, ценностями, идеалами общества б) кодексом законов в) политической установкой г) эстетическими представлениями
а) изучение формирования принципов и технологий управления культурными процессами б) анализа семантики культурных объектов в) познания объективных закономерностей развития культурных явлений г) описания и интерпретации культурных событий
а) выявляет сущность и смысл культуры, ценность ее элементов б) исследует традиционную культуру и ее основные элементы в) выявляет функциональные связи между элементами культуры г) сравнивает и описывает все существующие культуры
а) культурной антропологии б) социологии в) культурологии г) социологии культуры
а) создание национальных институтов б) приоритет семейных и национальных ценностей в) отказ от технического прогресса г) этническая замкнутость
а) античной, б) мусульманской в) индийской г) западноевропейской
а) национализм б) религиозность в) прагматизм г) духовность
1. мифологическая а) первичность духовного начала 2. материалистическая б) существует только естественное 3. идеалистическая в) слитность естественного и сверхъестественного
а) контркультура б) массовая культур в) субкультура г) элитарная культура
а) подчинение человека обычаям и традициям б) стремление к самовыражению и реализации в) растворение индивидуального мира культуры личности в культурном целом г) подчинение своих устремлений интересам семьи и общины
а) тот, кто хорошо знает свою культуру б) тот, кто хорошо знаком с чужими культурами в) человек, который методично следует традициям своей культуры г) человек, поступки и действия которого определяются не только природными и социальными зависимостями, но и осознанным выбором
а) исследование типологии культур б) изучение процессов формирования и развития различных этнических групп в) анализ культуры как системы культурных феноменов г) исследование культурных кодов и коммуникаций
а) философия культуры рассматривает культуру с некоей обобщенной точки зрения, а культурология сочетает эмпирически обоснованные гипотезы с выводами, полученными на основе логических соображений и методов б) философия культуры и культурология тождественны в) философия культуры является теоретической основой культурологии
а) духовное развитие человека, противоположное техническому и технологическому процессу б) совокупность достижений человечества, характеризующих выделение человека из животного мира и его восхождение по ступеням социального развития в) технико-экономические инновации (изобретение колеса, паровой машины, автомобиля, освоение электрической и атомной энергии) г) особый тип общества, возникающий на определенной ступени исторического развития, когда происходит переход от первобытного состояния к городским обществам
а) в лоне философских размышлений просветителей ХУ111 века б) в середине 50-х гг. Х1Х – начале ХХ века в) начиная с конца Х1Х века г) в античности
а) индийской б) античной в) западноевропейской г) мусульманской
а) массовая б) этническая в) популярная г) кровнородственная
а) раннегородских цивилизаций б) Новой эпохи в) постиндустриального типа г) средневековья
а) стремление человека к творчеству б) биологическая программа, характерная для предков человека в) необходимость приспособления к меняющимся условиям жизни г) воля первобытного коллектива
а) Л. Гумилев б) Ю. Лотман в) Н. Кондратьев г) Н. Бердяев
а) антропологическом б) аксиологическом в) семиотическом г) адаптационном
а) обряды, обычаи, мифы, ритуалы примитивных первобытных народов б) продукты и результаты массовой культуры в) тексты национальной культуры г) идеи и символы, необходимые для национального объединения людей
55. Архетипической ценностью русского человека является а) труд б) власть в) воля г) богатство
а) И. Гердер б) О. Шпенглер в) Н. Данилевский г) А. Тойнби
а) регрессом б) расколом в) закатом г) надломом
а) повторение одних и тех же этапов б) возвращение к исходному состоянию в) консервация существующих форм г) постоянное возникновение феноменов ранее не существующих
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |