Оценка теории этики Канта с точки зрения Философии Объединения
Кант разделял чистый (то есть теоретический) разум и практический разум. Назначение чистого разума он видел в постижении знания, назначение же практического разума — в управлении волей и побуждении к действию. Поскольку чистый разум отделен от практического, неизбежно возникает вопрос о том, почему действие, побуждаемое категорическим императивом, считается положительным. Для того чтобы решить, имело действие положительный или отрицательный эффект, необходимо оценить его результаты. Однако, согласно Канту, любое действие, вызванное категорическим императивом, считается справедливым независимо от его результатов. Допустим, кто-нибудь случайно встречает раненого человека и получает категорический императив — “Ты должен помочь этому человеку”. Предположим дальше, что человек, получивший категорический императив, доставляет раненого в больницу. Однако не исключена возможность, что человеку, доставленному в больницу, это может не понравиться. Человек же, сделавший “доброе дело” по настоянию категорического императива, исходившего от практического разума, будет вполне доволен произошедшим. Не принимая во внимание результат, Кант исходит только из мотивов. Это происходит потому, что Кант отделяет чистый разум от практического разума, то есть знание от практики. Однако в действительности чистый разум и практический разум неотделимы друг от друга. Разум — единый организм, и мы действуем и одновременно анализируем результаты нашего поступка, используя единый разум. Моральный закон Канта не отвечает на следующие вопросы: каков критерий универсализации субъективных максим и каким образом возможна такая универсализация? Кант утверждал, что счастье будет достигнуто, когда люди станут нравственно совершенными. С другой стороны, он также говорил, что поскольку поступок, нацеленный на достижение счастья, является гипотетическим, то он не может рассматриваться как добро. Зная, что люди стремятся к счастью, Кант тем не менее утверждал, что достижение счастья не следует ставить своей целью. При этом он постулировал существование Бога и утверждал, что если человек станет творить добро, то обязательно будет счастлив. Слабым местом теории Канта является то, что он не знал о существовании цели творения Бога. Для него все цели эгоистичны. С точки зрения Философии Объединения, человек имеет двойственную цель: всеобщую и индивидуальную — и изначально должен добиваться индивидуальной цели, одновременно отдавая приоритет всеобщей цели. Сопоставив сказанное с теорией Канта, мы видим, что то, что он называл “целью”, является не чем иным, как индивидуальной целью. В результате Кант дискредитировал всякую цель, и его нравственный закон оказался лишенным критерия. Кроме того, Кант заявлял, что для утверждения нравственного закона необходимо постулировать бессмертие духа и существование Бога. В своей работе “Критика чистого разума” Кант исключал Бога и дух, говоря, что познать их невозможно, так как в них отсутствует чувственное содержание. Здесь мы также сталкиваемся с противоречием в философии Канта. Кант постулировал существование Бога, однако для него Бог был всего лишь гипотетическим, что означает невозможность постижения человеком истинного Бога. В конце концов и понятие высшего блага, на которое он ссылался, также стало гипотетическим. Кант попытался утвердить критерий добра в своем нравственном законе, основывая его только на понятии долга, исходящем от практического разума. Его мир — холодный мир долга, мир предписаний. С точки же зрения Философии Объединения, чувства долга и нормы являются не конечной целью жизни человека, а средствами осуществления истинной любви. Бентам Теория этики Бентама Иеремия Бентам (1748—1832) в своей этической теории исходил из следующей предпосылки: “Природа поставила человечество под начало двух верховных господ — страдания и удовольствия. Именно они, и только они указывают нам и определяют, что мы должны и будем делать” 5. Таким образом, он проповедовал “принцип утилитаризма”, согласно которому критериями добра и зла являются удовольствие и страдание. Бентам измерял удовольствие и страдание количественно, рассматривая в качестве добра любой поступок, приносящий максимум удовольствия. Иными словами, в качестве принципа своей философии нравственности он избрал принцип “наибольшего счастья для наибольшего числа людей”. По поводу того, что приносит людям страдание, а что — радость, он писал: “Есть четыре видимых источника: ...физический, политический, моральный и религиозный” 6. Самым главным из них он считал физический источник, так как объективному измерению подвластны только физические удовольствия и страдания. Бентам был сторонником того, чтобы как можно большее количество людей было вовлечено в справедливое распределение материальных благ. В отличие от Канта, проповедовавшего понятие чистого добра, не определяемого ни целью, ни материальными интересами, Бентам утверждал, что поступки человека можно признать добром только в том случае, если они несут максимум счастья людям. Таким образом, он утверждал необходимость непосредственного достижения материального благополучия. Предпосылкой его мировоззрения послужила промышленная революция в Англии. Философия Бентама оказала влияние на многих мыслителей, среди которых оказался и Роберт Оуэн (1771—1858), реформатор-социалист. Идеи Оуэна включали принцип Бентама, то есть “принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей”. Основываясь на этом принципе и испытывая влияние французского просвещения и материалистической философии, Оуэн способствовал развитию движения за реформирование общества. Он считал, что поскольку человек есть продукт окружающей среды, то с улучшением окружающей среды совершенствуется и природа человека, на основании чего будет построено счастливое общество. В целях осуществления своего идеала Оуэн переехал в США и основал в штате Индиана общину под названием “Новая гармония”. Его усилия, однако, потерпели неудачу из-за внутренних распрей между членами его общины. Течение утилитаризма оказало влияние на социалистическое движение, направленное на социальные реформы. Социалисты способствовали развитию движения за реформу законов о выборах, законов о бедных, за упрощение процедуры судопроизводства, за упразднение законодательства об урожае, за освобождение рабов в колониях, расширение избирательных прав, за реформы, направленные на улучшение жизни рабочих , и т.д. и внесли большой вклад в смягчение противоречий капиталистического общества.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |