Особенности содержания. Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является
Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции. Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насыщение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК). В I-VI классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир» вобравший в себя разнообразные сведения из многих областей - географии, включая краеведение, биологии, геологии, физики, астрономии, техники, химии, исто-рии, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из шести вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему: в I классе - Мир знакомый и незнакомый, во II классе -Мир красивый и некрасивый, в III классе - Мир изменчивый и постоянный, в IV классе - Мир таинственный и познаваемый, в V классе - Четыре грани мира, в VI классе - Наша планета - Земля. В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены -все они завершаются в IX классе. Основную школу отличает раннее формирование естественнонаучных понятий (естественнонаучный развивающий предмет «Окружающий мир I-VI»), развитие вариативного и системного мышления (предметы «Закономерности окружающего мира», «Информатика и моделирование процессов»). Завершение базовых естественных предметов в IX классе требует радикальней перестройки всего курса математики;этот курс должен теперь заканчиваться не в XI, а в IX классе (вместе с логарифмами, тригонометрическими функциями, элементами стереометрии). Обратим внимание также на интегративный предмет «Закономерности окружающего мира»в VI - VIII классах. Речь идет о вероятностных закономерностях. Этот предмет знакомит школьников с вероятностями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление. Исходя из интересов детей, наблюдательная астрономия перенесена из XI класса (когда она уже неинтересна учащимся) в «Окружающий мир» в V классе (когда дети особенно жадно желают постичь картину Вселенной). Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных химических реакциях формируются в V классе. Тогда же дети знакомятся и со многими физическими понятиями - силой, энергией, работой, мощностью. В «Окружающем мире» в VI классе вводятся понятия физического поля (магнитного поля и поля тяготения), даются представления о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере. Старшая (лицейская) ступень ориентирована на экологизацию, позволяющую выходить на проблемы культуры и нравственности (предметы «Вселенная человека», «Человек и природа», «Современный мир», «Образ жизни и здоровье человека»). Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны. Особенности методики В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательнаясторона. Однако ЗУН являются не целью, а средствомразвития. Важнейший метод -проблемный.Развитие личности ребенка включает 3 этапа: 1) развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа; 2) развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V—IX классы; 3) развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения: - гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом; - восприятиевсеми органами чувств, работа с левым и правымполушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматизация, ви зуализация(в воображении), эмоциональность, синектика- установление связей, латеральное мышление(юмор, инсайт, творчество). Позиция ученика: - ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь; - личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы; - сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне; - глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне; - ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения; - от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя: - не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление. Литература 1. Гусев В. Геометрия. - М.: Авангард, 1996. 2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996. 3. Мордкович Г. Алгебра. - М.: Авангард, 1996. 4. Пермякова Н. Родное слово. - М.: Авангард, 1996. 5. Петрова О. Речь и культура общения. - М.: Авангард, 1996. 6. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96. 7. Репьева И. Профессиональный разговор // Учительская газета. - 1996. - № 21. 8. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света //' Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970. 9. Тарасов Л. Неслучайная случайность. - М.: Авангард, 1996. 10. Тарасов Л. Число и окружающий мир. - М.: Авангард, 1996. 11. Тарасов Л., Баранова Т. Математика. 1 класс: В 4 ч. - М.: Авангард, 1996. 12. Тарасов Л., Жарова П., Мишина И. История. - М.: Авангард, 1996. 13. Тарасов Л.В. Новая модель школы: Экология и диалектика. - М., 1992. 14. Чибизова Г., Тарасов Л. Окружающий мир. - М.: Авангард, 1996. 15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» //Народное образование. -1997. - № 1.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (809)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |