Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности содержания. Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является



2015-11-27 770 Обсуждений (0)
Особенности содержания. Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является 0.00 из 5.00 0 оценок




Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.

Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насыщение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).

В I-VI классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир» вобравший в себя разнообразные сведения из многих областей - географии, включая краеведение, биологии, геологии, физики, астрономии, техники, химии, исто-рии, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из шести вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему: в I классе - Мир знакомый и незнакомый, во II классе -Мир красивый и некрасивый, в III классе - Мир изменчивый и постоянный, в IV классе - Мир таинственный и познаваемый, в V классе - Четыре грани мира, в VI классе - Наша планета - Земля.

В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены -все они завершаются в IX классе.

Основную школу отличает раннее формирование естественнонаучных понятий (естественнонаучный развивающий предмет «Окружающий мир I-VI»), развитие вариативного и системного мышления (предметы «Закономерности окружающего мира», «Информатика и моделирование процессов»).

Завершение базовых естественных предметов в IX классе требует радикальней перестройки всего курса математики;этот курс должен теперь заканчиваться не в XI, а в IX классе (вместе с логарифмами, тригонометрическими функциями, элементами стереометрии). Обратим внимание также на интегративный предмет «Закономерности окружающего мира»в VI - VIII классах. Речь идет о вероятностных закономерностях. Этот предмет знакомит школьников с вероятностями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.

Исходя из интересов детей, наблюдательная астрономия перенесена из XI класса (когда она уже неинтересна учащимся) в «Окружающий мир» в V классе (когда дети особенно жадно желают постичь картину Вселенной). Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных химических реакциях формируются в V классе. Тогда же дети знакомятся и со многими физическими понятиями - силой, энергией, работой, мощностью. В «Окружающем мире» в VI классе вводятся понятия физического поля (магнитного поля и поля тяготения), даются представления о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере.

Старшая (лицейская) ступень ориентирована на экологизацию, позволяющую выходить на проблемы культуры и нравственности (предметы «Вселенная человека», «Человек и природа», «Современный мир», «Образ жизни и здоровье человека»).

Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны.

Особенности методики

В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательнаясторона.

Однако ЗУН являются не целью, а средствомразвития. Важнейший метод -проблемный.Развитие личности ребенка включает 3 этапа:

1) развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;

2) развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V—IX классы;

3) развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения:

- гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;

- восприятиевсеми органами чувств, работа с левым и правымполушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматизация, ви зуализация(в воображении), эмоциональность, синектика- установление связей, латеральное мышление(юмор, инсайт, творчество).

Позиция ученика:

- ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

- личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;

- сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;

- глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;

- ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;

- от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:

- не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.

Литература

1. Гусев В. Геометрия. - М.: Авангард, 1996.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Мордкович Г. Алгебра. - М.: Авангард, 1996.

4. Пермякова Н. Родное слово. - М.: Авангард, 1996.

5. Петрова О. Речь и культура общения. - М.: Авангард, 1996.

6. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96.

7. Репьева И. Профессиональный разговор // Учительская газета. - 1996. - № 21.

8. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света //' Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970.

9. Тарасов Л. Неслучайная случайность. - М.: Авангард, 1996.

10. Тарасов Л. Число и окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.

11. Тарасов Л., Баранова Т. Математика. 1 класс: В 4 ч. - М.: Авангард, 1996.

12. Тарасов Л., Жарова П., Мишина И. История. - М.: Авангард, 1996.

13. Тарасов Л.В. Новая модель школы: Экология и диалектика. - М., 1992.

14. Чибизова Г., Тарасов Л. Окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.

15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» //Народное образование. -1997. - № 1.



2015-11-27 770 Обсуждений (0)
Особенности содержания. Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности содержания. Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)