Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
Николай Николаевич Палтышев- народный учитель СССР, преподаватель физики ПТУ № 1 г. Одессы, разработал и внедрил педагогическую систему, результатом которой является высокий уровень знаний (работа без отрицательных оценок). Классификационные параметры По уровню применения:частнопредметная. По философской основе:диалектико-материалистическая. По основному фактору развития:социогенная. По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации. По ориентации на личностные структуры:информационная с элементами эмоциональной (ЗУН + СЭН). По характеру содержания:обучающая с элементами воспитательной, светская, технократическая, общеобразовательная с элементами профессиональной. По организационным формам:классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая, дифференцированная. По подходу к ребенку:педагогика сотрудничества. По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная с элементами проблемно-поисковой, творческой деятельности. По категории обучаемых:массовая система среднего профессионально-технического образования. Рис. 15. Технологическая схема процесса обучения по Палтышеву Целевые ориентации ■Формирование ЗУН. ■Обучение умениям учиться. • Связь с жизнью, искусством, производством. Концептуальные установки • Приоритет личности подростка перед всей педагогической системой. • Очеловечивание знаний (элементы музыки, поэзии, живописи на уроке). • Жизнь как главное наглядное пособие. • Опора на изучаемую профессию. • Разнообразие деятельности и мышления. • Воспитание на уроках физики. Особенности содержания Вобучении предмету (2 года) выделено 4 этапа (рис. 15). Первый этап- выявление и ликвидация пробелов в знаниях. В конце этапа ученики дифференцируются на три группы, к которым применяются различные подходы. Второй этап- создание благоприятного психологического климата в группе. Основная задача - добиться, чтобы ученики поверили в свои силы. Третий этап- обучение учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности, приобщение к творчеству, воспитание на уроках. Четвертый этап- обучение на базе сложившихся традиций и подготовка к выпускному экзамену. Особенности методики • Программный материал разделен на опорные и проходные темы, приспособлен к данной профессии. • Поблочная смысловая разбивка темы. • Авторские опорные плакаты и схемы материала. • Многократное проговаривание. • Творческий характер обучения (приглашение к творчеству). • Использование игровой деятельности (физическое домино, КВН). • Решение задач с использованием алгоритма-образца. • Раздаточный материал по физике (более 5000 единиц). • Жесткая система зачетов по каждой теме - система поэлементного учета 3VH • Дифференциация в виде размещения по рядам - уровням обученности. Литература 1. Палтышев Н.Н. Методика работы // Физика в школе. -1982. - № 4. 2. Палтышев Н.Н. Методические рекомендации по подготовке учащихся СПТУ к выпускным экзаменам по физике. - М., 1984. 3. Палтышев Н.Н. Педагогический поиск // Народное образование. - 1988. - №1. 4. Палтышев Н.Н. Педагогический поиск // Народное образование. - 1989. - № 6 5. Палтышев Н.Н. Поэтапная система обучения физике // Профессиональнотехническое образование. -1987. - № 7. 6. Палтышев Н.Н. Поэтапное обучение физике // Советская педагогика. - 1988. -№12 IX. Альтернативные технологии В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения ТО (см. гл. III) какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии. Более адекватным определением этого понятия, видимо, будет следующее: это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными. Так одной из сущностных характеристик ТО является авторитарность, подчиненное положение ребенка педагогу. Альтернатива этой системе - свободное воспитание - зародилась еще в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), прошла сквозь века (В.Ратке, Я.А.Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци) к новым временам (Л.Толстой, М.Монтессори, А.Нейлл, К.Вен-тцель, Я.Корчах, П.Каптерев, П.Блонский). Оно провозглашает в качестве основной идеи воспитания - обеспечить ребенку независимый свободный выбор поступка и деятельности. Еще одной альтернативой авторитарной, командно-административной педагогики выступают гуманистические и демократические технологии, основанные на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям. Важнейшей стороной традиционной системы образования является классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации (см. гл. 6), деятельность разновозрастных групп и взаимодействие старших с младшими в отдельных технологиях, различные формы внеурочной работы. В западноевропейских странах получила распространение технология «Иена-план», которая основывается на постоянных разновозрастных группах и отличном от класса обустройстве помещения для работы. Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный творческий человек.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1998)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |