Концептуальные положения. • Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение
• Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение. • Психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность оперативной памяти. • Основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика. ■ Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений. Процессуальная характеристика Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов: упражнений, тренингов, объединяющихся в следующие группы. Подготовка дошкольниковк развитию речи на умение работать по указанию, копировать рисунок, выбор парных слов, запоминание показанных предметов, слушание и рассказывание. Оптимальное чтение- это осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту): ежеурочные пятиминутки чтения; зрительные диктанты по И.Т.Федоренко (ежедневно); жужжащее чтение; артикуляционные упражнения; пересказ содержания; составление вопросов по тексту; чтение перед сном. Увеличение быстроты письма:уменьшить высоту строчных букв до 2,5 мм. Повышение орфографической грамотности:диагностические диктанты; применение игровых словариков; обучение пересказу. Совершенствование вычислительных умений:усвоить таблицы умножения; увеличить частоту тренировок; упражнения с демонстрационными карточками, сорбонками (карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти). Сохранение учебных умений в период каникул:применение тетрадей с печатной основой; ежедневные короткие упражнения; летние задания для перешедших в 5-й класс. Общеорганизационные рекомендации: • диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки; • деление учебного года на 3 части - триместры; • организовать класс преемственности - четвертый год обучения для тех, кто не достиг необходимых нормативов для успешного обучения в 5-м классе; • оптимально оценивать: применять в 1-2-х классах только отметки «хорошо» и «отлично»; • стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного. Литература 1. Баева Т.В. Игровой словарик. - Самара, 1995. 2. Зайцев В.Н. Быстрое чтение. Резервы, возможности, результаты // Народное образование. -1989. -№8. 3. Зайцев В.Н. Вычислительные умения // Народное образование. - 1991. - №3. 4. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения. - Йошкар-Ола, 1992. 5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991. 6. Зайцев В.Н. С чего начать. - Донецк, 1995. 7. Зайцев В.Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3. 8. Зайцев В.Н. Умножение и деление. - Самара, 1995. 9. Зайцев В.Н., Разин А.Ф. и др. Мамина школа. - Донецк, 1995. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) Чтобы научить решать задачи, надо их решать ДЛойа Хазанкин Роман Григорьевич- учитель школы № 14 г. Белореика Республики Башкортостан, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им.Н. К. Крупской Классификационные параметры По уровню применения:частнопредметная. По философской основе:диалектическая + сциентистская. По основному фактору развития:социогенная. По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания:обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология. По типу управления:современное традиционное обучение + «репетитор». По организационным формам:классно-урочная + индивидуальная, академическая + клубная, дифференцированная. По подходу к ребенку:технология сотрудничества. По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная + проблемная. По направлению модернизации:методическое усовершенствование. По категории обучаемых:массовая + работа с трудными - работа с одаренными. Целевые ориентации • Обучение всех на уровне стандарта. • Увлечение детей математикой. • Выращивание талантливых. Концептуальные положения • Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. • Обучать математике = обучать решению задач. • Обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи. • Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных». • Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности. • Управлять общением старших и младших школьников. • Сочетать урочную и внеурочную формы работы. Особенности методики Всистеме форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные: урок-лекция, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации, зачетные уроки. 1) Уроки-лекциираскрывают новую тему крупным блоком и экономят время для дальнейшей творческой работы. Их структурные элементы: - обоснование необходимости изучения темы; - проблемные ситуации, анализ этих ситуаций; - работа с утверждениями по определенной схеме; - обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и предлагаются для самостоятельной работы; - сообщение материала, выносимого на зачет, список литературы, дата проведения зачета; - разбор решения ключевых задач по теме. 2) Уроки-решения «ключевых задач».Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных задач по теме, учит распознавать и решать их. Виды работы с задачами: - решение задачи различными методами; - решение системы задач; - проверка решения задач товарищами; - самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение; - участие в конкурсах и олимпиадах. После разбора ключевых задач учитель организует работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы решения: ими можно пользоваться и на уроках, и на контрольных. Подбор ключевых задач позволяет уменьшить перегрузку старшеклассников: им приходится решать их меньше и в классе, и дома. Знание только алгоритмов решения ключевых задач не может удовлетворить тех, кто проявляет особый интерес к математике. С ними нужно вовремя перейти к разбору задач нестандартных, например из журнала «Квант». 3) Уроки-консультации,когда вопросы задают ученики по заранее заготовленным карточкам. Работа с карточкамина консультации состоит в том, что: - задачи компонуются в группы по содержанию, методам решения, сложности; - вычленяется задача (из числа предложенных) или формулируется новая, решение которой является ключом к методике решения задач всей группы; - формулируется и решается одна задача, которая обеспечит знакомство школьников с решением нескольких задач из разных карточек; - подбираются ключевые задачи к задачам из карточек; - определяются источники, в которых содержатся решения отдельных задач, включенных школьниками в карточки; - включается дополнительная, важная для всех (по мнению учителя) задача. 4) Зачетные уроки,цель которых - организовать индивидуальную работу, помощь старших ребят младшим, постепенно подойти к решению более сложных задач. Зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. В процессе зачетов организуется вертикальная педагогика:у каждого ученика имеется научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный ученик из класса на ступеньку ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей. Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед традиционными -опросом у доски и контрольными работами: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках происходит творческое общение; проблемы обсуждаются свободно, можно высказывать любые мысли - плохой оценки или выговора не бывает. После повторения темы (предыдущего класса) старшие получают задание: подготовить карточку для приема зачета у ученика младшего класса. В карточку включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего (проблемы, интересы, способности). Зачет проводится по каждой теме, обычно раз в неделю. Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого - и тем самым развивается мышление «экзаменатора». Алгоритм зачета: - школьник выполняет индивидуальное задание с карточки; - устный отчет старшекласснику (работа а паре); - старшеклассник разъясняет, если обнаружил непонимание сути или пробелы в знаниях; - беседа в паре до полного понимания: - я зачетную карточку принимающий выставляет три оценки: за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради; - принимающий обозначает с помощью условных значков качество решения каждой задачи; - мотивация оценок Сам Р.Г.Хазанкпн подытоживает основные направления своей системы в 10 заповедях: 1. Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими. Школьники должны хорошо понимать глубинные взаимосвязи изучаемого предмета, знать и уметь пользоваться общими методами данной науки. 2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами. 3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая за дачи; методы доказательства и общие методы решения задач. 4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях. 5. Учить догадываться. 6. Продолжать работать с решенной задачей. 7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты. 8. Составлять задачи самостоятельно. 9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой. 10. Организовать «математическое» общение на уроке и после уроков. Внеклассные формы работы по предмету- неотъемлемая часть технологии Р.Г.Х.мамкина. Кроме индивидуальной формы используются следующие: математические бон; математические олимпиады; КВН; математические вечера: летняя математическая школа; работа научного общества учащихся (НОУ). Школьники - члены НОУ активно помогают учителю в организации учебно-воспитательного процесса (разработка дидактических материалов, проверка тетрадей, оказание помощи учащимся, проведение олимпиад). Литература 1. Зильбергер Н.И. и др. Формы работы Р. Г. Хазанкина // Математика в школе. -1986. - №2. 2. Зильбергер Н.И. Методические указания по составлению математических задач. - Псков. 1991. 3. Зилъбергер Н.И. Урок математики. Подготовка и проведение. - М.: Просвещение, 1995. 4. Преловская М. Извлечение корня, или Откуда в Белореаке столько вундеркиндов Возвышение желаний, или Как осуществить себя. - М.: Политиздат. 1986. 5. Селевко Г.К. Физический вечер в школе // Вопросы оптики в факультативных курсах. -Ярославль, 1970. 6. Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. - 1991.-№1. 7. Хазанкин Р.Г. Как увлечь учеников математикой // Народное образование. - 1987.-№10. 8. Халамайзер А.В. Из опыта работы Хазанкина Р.Г. // Математика в школе. - 1987. - № 4.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |