Организационные позиции
Интеграцияпедагогики, психологии, дефектологии, медицины. Использовать возможности внутриклассной дифференциации по предмету -значит включить огромные резервы улучшения учебно-воспитательного процесса. Принцип разделенияучащихся на гомогенные классы с различным уровнем программ - тракингпозволяет удовлетворить интеллектуальные потребности способных детей и дать необходимую помощь и поддержку слабым. Помощьсильным и слабым дифференцируется, не затрагивая достоинства и личностного статуса последних, не меняя уровня демократичности отношений в группах и между группами, не внося разделения в школьное сообщество. Обеспечивается переходиз одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, система компенсации отставания и т.п. В зависимости от глубины и качества диагностики индивидуальных особенностей детей, наличия материальных и кадровых возможностей к рассмотренным видам дифференциации добавляется организациягрупп детей с соматическими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственного развития, ле-вополушарных и правополушарных детей, а также остро нуждающихся в социальной помощи. Методологические позиции • Гуманистическая ориентацияпрограммы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей. • Адаптирующая педагогика,сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности. • Педагогический плюрализм,многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных под ходов. • Принцип оптимизацииобучения Ю.К.Бабанского. • Принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополни тельную: коррекционно-развивающую и углубленную траектории. • Учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации. • Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели. • Социальная направленность, педагогизация окружающей среды. Особенности содержания Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являются государственные образовательные стандарты. Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы: 1) траектория базового стандарта; 2) траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования; 3) траектория компенсирующего обучения. Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов. В адаптивном комплексе Е.А.Ямбурга детский сад существует в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным. Учет личностных качеств ребенка ведется индивидуально. Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам. Дополнительной задачей организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей. Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся. Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер,которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности. Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства , в котором компенсируются недостатки школьного образования , семейного воспитания , устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности , охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье. Особенности методики Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы. Адаптация школы к ребенку,к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования. Адаптация ребенка к школеобеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки. Адаптация выпускника к жизни,к практике рыночных отношений осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания. Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает: - добровольностьи свободный выбор ребенком варианта образования: - помощьребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей; - возможностьисправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой. Основной особенностью методик,применяемых в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Эффективны традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры. При контролезнаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. К компенсирующим элементам(средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Не меньшее значение имеют различные видыпедагогической поддержкив усвоении знаний: - обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии); - урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; - адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала; - одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; - использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); - формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; - взаимообучение, диалогические методики; - комментированные упражнения (по Лысенковой); - оптимальность темпа с позиции полного усвоения. Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи: - опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); - алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного при мера до логической схемы); - указание типа задачи, закона, правила; - подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли; - предупреждение о возможных ошибках; - разделение сложного задания на составляющие. Литература 1. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. - Ярославль: ИПК ПРРО, 1996. 2. Селевко Г.К., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемости подростков. - М., 1997. 3. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1996.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |