Агрошкола А.А. Католикова
Только труд дает душевное здоровье. А.И.Герцен Католиков Александр Александрович— директор агрошколы-интерната (г. Сыктывкар, Республика Коми), народный учитель СССР, член-корреспондент РАО; воплотил в условиях типовой интернатной школы модель трудового воспитания по А.С.Макаренко. Отечественная педагогическая наука и практика накопили богатый опыт осуществления трудового и политехнического воспитания и обучения. Широко понимаемое трудовое воспитание включает овладение простейшими общетрудовыми умениями и навыками, политехническими знаниями, формирование у молодого поколения качеств СДП личности. На базе трудовой и политехнической подготовки успешно решаются проблемы профессиональной ориентации. Однако прогресс трудоемких и энергоемких промышленных технологий, информационных средств управления и связи, с одной стороны, и подъем общественного движения за гуманизацию и демократизацию образования — с другой, привели в последние десятилетия к утрате внимания и снижению уровня политехнического и трудового воспитания в школах. Тем ценнее становится опыт школ, осуществляющих в современных условиях технологии трудового и политехнического образования, соединения обучения с производительным трудом. Сегодня эти школы выступают на общем фоне как альтернативные, авторские. Агрошкола А.А.Католикова представляет собой школу полного дня, режим и организация в которой построены во многом по аналогии с коммуной А.С.Макаренко. В школе-интернате воспитываются около 300 детей с 2 до 18 лет. Материальная база Агрошколы состоит из городской и пригородной частей, включающих, кроме учебных и спальных корпусов, медицинский блок со всем необходимым оборудованием, спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир. Пригородная круглогодичная база отдыха и труда представляет учебно-опытное хозяйство: дети приучаются здесь к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Территория центральной базы учебно-опытного хозяйства 30 га, из них 2,6 га занимают цветники и опытные участки с теплицами; пахотных земель около 100 га, столько же лугов; лесное хозяйство (около 700 га), ботанико-зоологический заказник «Межадорский». Детский городок включает учебные и спальные помещения, два клуба, баню с сауной, просторную столовую, гаражи, велои мотоклассы, ангары для техники (18 тракторов), станцию ГСМ, водонапорные башни, теплицы, животноводческие помещения (15 дойных коров и 15 телят, около 100 поросят, 50 овец, 4 лошади, птицеферма, кроликоферма и др.). Классификационные параметры технологии По уровню применения:общепедагогическая. По философской основе:природосообразная + прагматическая + религиозная. По основному фактору развития:социогенная. По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СДП + ЗУН. По характеру содержания:воспитательная + обучающая, светская + религиозная, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая + технократическая. По типу управления:современная традиционная. По организационным формам:классно-урочная, академическая + клубная. По подходу к ребенку:социоцентрическая, антропоцентрическая, личностно-ориентированная, сотрудничество. По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная. По направлению модернизации:авторская школа. По категории обучаемых:все категории. Целевые ориентации • Формирование качеств СДП личности. • Воспитание потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему. • Развитие значимых для технологической деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) способностей. • Формирование профессионализма в сочетании с широким политехническим образованием, позволяющим применять свои знания и способности в различных сферах общественного производства. • Включение учащихся в трудовые (производственные) отношения. • Создание оптимальных условий для овладения учащимися современными знаниями в экономике. • Формирование гибких умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда, самостоятельности, инициативности, предприимчивости. • Профессиональная ориентация. • Воспитание христианской веры. Концептуальная основа • Труд является основой формирования личности. • Интерес и внимание к каждому ребенку (у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни»). • Любовь к детям (от культа личности к культу личностей). • Милосердие к детям (все наши и мы все за них в ответе). • Соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства (создание своими силами хорошей материальной и трудовой базы не только по сильно каждой средней школе, но и просто необходимо с точки зрения психолого-педагогической и социальной). • Чередование умственного и физического труда. • Технологическое образование как неотъемлемая часть общего. • Сочетание индивидуально-личностного подхода и коллективного воздействия. • Разновозрастная организация учебного и трудового процессов. • Школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия. • Детское самоуправление и самоконтроль. • Возрождение духовных начал (не полюбив Бога, нельзя полюбить человека).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (897)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |