Тема 2. Особенности взаимодействия общества и природной среды
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Тема 1. Предмет, методология и задачи курса Экономика природопользования как новое научное направление начала складываться на рубеже 60-х – 70-х годов ХХ столетия, исходя из проблем ограниченности и истощения природных ресурсов, опасности «техногенного» природоемкого типа развития, необходимости проведения природовосстановительных работ в больших масштабах. Природопользование-это совокупность всех видов воздействия общества на окружающую среду, связанных с развитием производства и непроизводственной сферы, а именно: изучение, использование, охрана ивоспроизводство природных ресурсов. Задачи природопользования заключаются в удовлетворении потребностей общества в природных ресурсах, повышении продуктивности природной среды, эффективном, комплексном использовании невозобновимых природных ресурсов, предотвращении их потерь, сведению к минимуму ущерба здоровью людей и народному хозяйству. Экономика природопользования изучает экономические отношения между людьми при использовании сил и ресурсов природы, т.е. эколого-экономические отношения. Задачи экономики природопользования: -разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства. -формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности. -исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях рынка. -разработка экономического механизма охраны окружающей среды. -определение путей и методов повышения эффективности использования ресурсов , снижение материало- и энергоемкости производства в целях смягчения воздействия на окружающую среду. МЕТОДЫ: -Общенаучные: диалектический, системный, исторический. Согласно диалектическому методу предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, самодвижении, через возникновение и разрешение противоречий. Исторический метод, позволяющий проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи и на практике используется при разработке комплексных программ природопользования. Специфические: Нормативный метод - разработка и использование нормативов, устанавливающих границы допустимых нагрузок на природу. Без должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рациональное использование природных ресурсов. Экономико-математический, метод экспертных оценок, картографические методы, космические, методы количественного учета организмов, методы оценки состояния окружающей среды(ОС) и регистрации(измерение температуры, хим. состава, радиационного фона) и т.д. Тема 2. Особенности взаимодействия общества и природной среды 1. Учение В. И. Вернадского о биосфере. 2. Диалектика развития взаимоотношений человека и природы. 3. Закономерности и принципы природопользования. 4. Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной экологической ситуации 1.Учение В. И. Вернадского о биосфере В 1926 г. В. И. Вернадский опубликовал книгу «Биосфера», которая представляет собой крупнейшее из обобщений в области естествознания в ХХ в. Она ознаменовала рождение новой науки о природе и взаимосвязи с ней человека. Сущность учения В. И. Вернадского заключена в признании исключительной роли живого вещества, преобразующего облик планеты. Ученый показал, что взаимодействие живого вещества с веществом костным есть часть большого механизма земной коры, благодаря которому происходят разнообразные геохимические и биогенные процессы, миграции атомов, осуществляется их участие в геологических и биохимических циклах. В этих процессах живое вещество выполняет следующие функции: - энергетическую – перераспределение солнечной энергии между компонентами биосферы; - средообразующую (газовую) – в процессе жизнедеятельности живого вещества создаются основные газы: азот, кислород, углекислый газ, метан и др.; - концентрационную – извлечение и накопление живыми организмами биогенных элементов (кислорода, углерода, водорода, азота, натрия, магния, калия, алюминия, серы и др.) в концентрациях, в сотни раз превышающих их содержание в окружающей среде; - деструктивную (проявляется в минерализации органического вещества); - окислительно-восстановительную (заключается в химическом превращении веществ биосферы). Живое вещество находится в постоянном энергетическом обмене с внешним миром. Оно является основным организующим элементом в поддержании круговорота веществ. В.И.Вернадский внес наибольший вклад в развитие идеи ноосферы. Поэтому учение о ноосфере ассоциируется с его именем. НООСФЕРА-высшая форма развития биосферы, определяемая гармонично сосуществующими процессами развития общества и природы. Ноосфера(«ноос»-по-гречески означает разум, дух)-новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой», писал Вернадский. 1.Заселение человеком всей планеты. 2.Резкое преобразование средств связи и обмена информацией между странами. 3.Усиление связей, и том числе политических, между всеми странами Земли. 4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. 6. Открытие новых источников энергии. 7.Равенство людей всех рас и религий. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных и политических построений. 10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния людей. Не допустить голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. 11. Разумное преобразование природы. 12. Исключение войн из жизни общества.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |