СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
(К ИССЛЕДОВАНИЮ, ПЛАНИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА) Российские регионы представляют собой субъективно-организованные сложные, пространственно локализованные эколого-социально-экономические системы, функционирующие и развивающиеся по определенным законам в направлении общего вектора общественного генезиса национального хозяйства. Термин «хозяйство» совпадает с термином «экономика» (синонимы) Хозяйство региона представляет собой определенную целостность, как совокупность разнородных и обособленных экономических субъектов (систему). Недоучет факторов системы приведет к неточным правленческим решениям Системное качество регионального хозяйства требует его исследования, планирования и современного управления с позиций теории систем, воспроизводственного подхода и историзма, развивает интерес регионального менеджмента к зарубежной практике территориального. Функционирование современного регионального хозяйства подчиняется ряду экономических законов: · региональной специализации хозяйства на основе территориального разделения труда · расширения регионального хозяйства и повышения уровня и качества жизни населения; · комплексного социально-экономического развития территорий · диверсификации хозяйства и предпринимательской деятельности · неуклонного поведения культуры населения на основе информатизации и глобальной интеллектуализации жизни Главная цель развития региона – повышение качества жизни его населения воспроизводство Главный механизм достижения целей – повышение конкурентоспособности его экономического развития Главный тип показателей – место региона среди других регионов страны Для этого необходимо новое теоретическое осмысление отечественного и зарубежного опыта регионального управления (хозяйствования) и его преломление к современным условиям страны в перспективных моделях и схемах.
Управление– широкий набор действий по обеспечению воспроизводства регионального хозяйства в определенном направлении и границах функционирования. Управление современным региономпредставляет собой сложную многокритериальную и многофакторную задачу
Важной особенностью административно-территориального устройства является наличие в них государственных и местных (муниципальных) органов власти, осуществляющих управление системой Функцию управления хозяйственным, социальным и культурным развитием осуществляют территориальные органы (территориальная администрация – Правительство) и вышестоящие органы (Правительство РФ, министерства, центральные налоговые и другие инспектирующие органы) Целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры составляют внутреннюю политику регионов. Основные цели региональной политики - это: - обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; - обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов; - выравнивание условий социально - экономического развития регионов; -предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Объект региональной экономической политики – это региональные (пространственные) неравенства, различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства и т.д.
Таблица… Комплекс управленческих требований, предъявляемых к территориальным органам власти
Главный управленческий результат – привлечь внешних и мобилизовать внутренние ресурсы населения, общественности, бизнеса и всех уровней власти в регионе и сконцентрировать их в направлении достижения цели развития в условиях ограниченных ресурсов В территориальном управлении существенную роль играет политический аспект- отношения между классами, социальными группами, этические, культурные интересы групп населения. Недоучет этого фактора приводит к значительным недоборам, конфликтным ситуациям. Традиционализм в управлении – как проявление инерционности сдерживает инновационные процессы. Важным является разделение на региональном уровне функций администрирования и хозяйственного управления
Развитие территорий зависит от избранной государственной региональной стратегии. Система Стратегического Управления Регионом (ССУР) (региональное администрирование) включает все классические функции управления – планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию Территориальное планирование имеет индикативные формы План функционирования регионального хозяйства представляет собой совокупность планов развития самостоятельных субъектов хозяйствования Непосредственно к планированию примыкает разработка рычагов и стимулов выполнения планов Контроль имеет ярко выраженный общественный характер: депутатские комиссии, территориальные общественные комитеты, общественные слушания, пресса, т.е. общественные эксперты
Одной из центральных задач регионального управления является планирование развития и размещения производительных сил Региональное развитие - режим функционирования региональной системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым и сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона. Современные концепциикатегории«развитие» 1. Концепция универсализма, базируется на положении об эволюционном развитии мира 2. Концепция уникализма 3. Действует механизм чередования энтропии и упорядоченности Упорядоченность требует дополнительных ресурсов, т.е должна выполняться работа: интеллектуальная, идеологическая, морально-нравственная, организационная, административная, экономическая, физическая и т.п. Обеспечить упорядочивающее воздействие в системе можно разработкой алгоритма поведения элементов системы, который согласуется со стратегическим вектором цели. Применительно к национальной системе хозяйства данный процесс проявляется по уровневой организационно-управленческой автономизации: регионов, муниципалитетов, поселений, организаций, домохозяйств. Так, аутсорсинг управленческих функцииэлементов системы приводит к синергетическому эффекту (экономия времени) Региональная система хозяйства предполагает определенный порядок, сочетания и взаимодействия элементов Хозяйственный порядок – сложный, многозвенный. многоуровневый, изменяющийся вор времени комплекс принципов построения и функционирования пространственно локализованной, развивающейся экономической системы. В современной практике системный подход к региональному управлению часто сводится к рассмотрению групп взаимодействующих элементов локальных сфер вне общего рассмотрению проблемы с позиций фундаментальной теории систем. Под термином «система» понимают: - целостное образование, которое состоит из взаимодействующих частей и обладает свойствами, не сводимыми к свойствам этих частей и не выводимыми их них - взаимосвязанная совокупность элементов, выделенная из внешней среды и объединенная единством цели т т.д. Основополагающими принципами системного подхода являются: целостность, совместимость элементов, развитие, вариантность, восхождение от абстрактного к конкретному, единство цели подсистем, анализа и синтеза, логического и исторического, исследование объекта как целостной социально—экономической системы. Системный подход к региональному исследованию и программированию предполагает соблюдение следующих принципов: 1. Регион как целостная социально-экономическая система 2. Система региона как синергетическая совокупность элементов 3. Внутрисистемная совместимость и зависимость элементов 4. Единство вектора цели элементов и образуемых ими подсистем 5. Единство анализа и синтеза, исторического и логического 6. Определяющее влияние административно-политического фактора 7. Восхождение от абстрактного к конкретному 8. Обучаемость и развитие региональной системы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1839)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |