Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правотворческий процесс: стадии и принципы



2015-11-27 768 Обсуждений (0)
Правотворческий процесс: стадии и принципы 0.00 из 5.00 0 оценок




Правотворчество как особый вид деятельности имеет протяженный во времени характер и представляет собой определенные последовательно сменяющие друг друга стадии.

Правотворческий процесс - это установленный соответствующими нормативно-правовыми актами порядок принятия, изменения и отмены юридических норм компетентными органами, обеспечивающими его законность и качество.

Процедура принятия нормативно-правовых актов отличается рядом особенностей. Наиболее детально регламентируется порядок обсуждения и принятия законов. Законотворческий процесс проходит в четыре стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и обнародование закона.

Первая стадия: законодательная инициатива – это право компетентных органов и должностных лиц вносить обоснованные предложения и законопроекты в представительный орган власти по вопросу издания, изменения или отмены закона либо иного нормативно-правового акта. Поступление такого законопроекта или предложения влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом.

Законопроекты и предложения готовятся субъектами законотворческой инициативы при помощи юристов, управленцев, экономистов, политологов и других специалистов.

Различие между законопроектом и предложением заключается в том, что законопроект представляет собой надлежащим образом оформленный текст возможного закона, содержащий главы, статьи и параграфы, а предложение означает идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самой Государственной Думе, если она согласится с предложением.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.

Вторая стадия: обсуждение законопроекта – это деятельность уполномоченных на то государственных органов по рассмотрению, дополнению, изменению или исключению отдельных положений из предложенного законопроекта. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. Рассмотрение законопроекта осуществляется в двух или трех чтения, с целью более детального, всестороннего и внимательного рассмотрения предложенного закона.

Законопроект заслушивается и обсуждается сначала в целом (первое чтение), причем это обсуждение касается только основных принципиальных его положений. Если эти основные положения будут приняты, то переходят ко второму обсуждению. При вторичном обсуждении законопроект рассматривается постатейно, законодатели стараются при этом придать каждой статье закона наиболее точную редакцию и однозначность формулировок отдельных положений. После того как все статьи законопроекта обсуждены и приняты, в отдельности, переходят к третьему обсуждению законопроекта (третье чтение). Закон еще раз предлагается для обсуждения целиком со всеми ранее принятыми поправками.

Третья стадия: принятие закона – окончательное голосование по закону и его утверждение. На данной стадии происходит голосование по предложенному законопроекту.

Федеральные законы (текущие) принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Четвертая стадия: обнародование закона – означает опубликование закона в специализированных печатных средствах массовой информации. В России такими изданиями являются: «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». В Конституции сказано, что законы подлежат официальному опубликованию, и что неопубликованные законы не применяются. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов регулируется специальным законом - «О порядке опубликования и вступления и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Последняя стадия законодательного процесса, опубликование закона, имеет также своею целью установить момент, с которого закон вступает в силу, а также сделать его известным всем лицам, которых он касается.

Процесс принятие подзаконных нормативно-правовых актов также имеет свои особенности. Нормотворческий процесс подзаконного правотворчества осуществляется в несколько стадий. Можно выделить семь стадий этого процесса.

1 стадия. Планирование подготовки нормативно-правовых актов.

Эта деятельность характеризуется работой соответствующих служб или подразделений определенного ведомства по составлению перспективных пленов подготовки нормативных актов необходимых для деятельности соответствующего ведомства.

Планирование подготовки подзаконных нормативно-правовых актов должно осуществляться в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права; приоритетности нормативного урегулирования основных видов деятельности ведомства законодательными нормативными правовыми актами; сосредоточения усилий на разработке комплексных нормативных правовых актов и сведения до минимума количества частных нормативных правовых актов; устранения пробелов и других выявленных недостатков, имеющихся в правовом регулировании.



2015-11-27 768 Обсуждений (0)
Правотворческий процесс: стадии и принципы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правотворческий процесс: стадии и принципы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)