Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменение представлений о прошлом



2015-11-27 462 Обсуждений (0)
Изменение представлений о прошлом 0.00 из 5.00 0 оценок




Выявите нежелательное или неприятное чувство.

а) Откалибруйте физиологию.

 

б) Поставьте якорь.

 

2. Удерживайте якорь, чтобы клиент мог последовать за этим чувством назад, в прошлое, отыскивая ситуации, в которых это чувство возникало у него раньше.

 

а) Когда вы замечаете усиление физиологии, связанной с нежелательным чувством, попросите клиента заметить, что происходит вокруг него и сколько ему лет в этом переживании.

 

б) Запомните эти моменты (т.е. возраст клиента в каждом из этих воспоминаний), чтобы вы могли вернуться к ним в дальнейшем.

 

Терапевт: «Теперь, вместо того, чтобы подавлять это чувство или пытаться его избежать, заметьте его, на самом деле заметьте, и когда вы почувствуете его, оно может начать плавно нести вас назад, в прошлое. Я буду держать вашу руку вот так, чтобы вы знали, что я рядом с вами, и вы в безопасности, и что чувство может нести вас назад, как река, которая течет назад, в прошлое, и вы можете просто чувствовать и замечать, когда это чувство усиливается, что вокруг вас в такие моменты и сколько вам лет, потому что чувство исполняет всю необходимую работу... и когда вы замечаете, что происходит вокруг вас в этой ситуации, я хочу, чтобы вы сказали мне, сколько вам здесь лет, прежде чем чувство понесет вас еще дальше...».

 

3. Продолжайте этот поиск, пока не выявите от 3 до 6 подобных переживаний или пока не обнаружите первоначальное запечатление. Переориентируйте внимание клиента на настоящее время и отпустите якорь.

4. Помогите клиенту диссоциироваться. Когда он начнет смотреть со стороны на самую раннюю из найденных ситуаций, спросите его, каких ресурсов ему не хватало в той ситуации, чтобы чувствовать себя так, как ему хотелось бы. Побудите клиента проверить эффективность этих ресурсов, представляя со стороны, что бы произошло на самом деле, если бы у клиента был доступ к этим ресурсам в той ситуации.

5. Когда клиент убедится, что нашел необходимые ресурсы, помогите ему заново пережить (полностью ассоциировано) реальные события, в которых он на самом деле обладал желаемыми ресурсами. Когда он проживает заново эти ситуации, откалибруйте ресурсную физиологию. Закрепите эти ресурсные переживания с помощью якоря (используйте якорь, отличающийся от якоря шага 1).

6. Начните постепенно изменять прежнее представление клиента о самом себе. Используя ресурсный якорь, побудите клиента пережить заново (ассоциировано) самую раннюю из найденных ситуаций: как бы изменилось происходящее, если бы у него был тогда доступ к его нынешним ресурсам.

 

а) Если клиент не удовлетворен результатом, вернитесь к шагам 4 и 5. Помогите клиенту найти дополнительные, более эффективные ресурсы. Когда ресурсное состояние станет достаточно интенсивным, установите якорь и повторите шаг 6.

 

б) Продвигаясь вперед от ситуации к ситуации, повторите шаг 6 с каждым запечатлением, обнаруженным в шаге 3, используя в качестве ориентира возраст клиента. В случае необходимости вызовите и закрепите якорем дополнительные ресурсные состояния. Продолжайте эту работу, пока клиент не будет удовлетворен результатами.

 

7. После того, как клиент пройдет заново через все эти ситуации (найденные в шаге 3) оставаясь в ресурсном состоянии, предложите ему вспомнить эти моменты без применения якоря и заметить, что он почувствует на этот раз. Если старое (нежелательное) чувство возникает снова, повторите процесс (с 4 шага) с новыми, более подходящими или более сильными ресурсами.

8. Когда клиент убедится, что его прежнее чувство действительно изменилось, сделайте подстройку к будущему. Попросите клиента представить себе будущую ситуацию, в которой раньше у него возникало нежелательное чувство; не используйте якорей. Откалибруйте физиологию клиента (появляется ли у него физиология ресурсного состояния). Пусть клиент прорепетирует желаемое поведение.

Преодоление горя

Потеря – это нечто такое, что иногда переживает каждый человек, и горе в такой ситуации естественно. Но когда горе начинает подавлять человека и переходит в депрессию, когда у него нет никакой надежды, стоит изменить эту реакцию. Прием «Преодоления горя» предложен Стивеном и Коннирай Андреас; он эффективен, когда нужно вселить в клиента надежду и тем самым помочь ему преодолеть горе.

Этот прием можно использовать в разных ситуациях: смерть любимого человека, развод, потеря любимого домашнего животного, потеря семейной реликвии. Человек может горевать даже о счастливом детстве, которого у него никогда не было. Хотя все эти ситуации отличаются друг от друга, у них есть общее – потеря надежды.

Когда клиент горюет по поводу смерти матери, его мать уже не может чувствовать ни боли, ни тревоги. Но клиент чувствует, что все, что он получал от матери, потеряно навсегда: нежность, поддержка, любовь, понимание и т.д. Если у него нет никакой надежды найти все это в будущем, то будущее действительно покажется ему мрачным.

К счастью, из того факта, что матери уже нет в живых, логически не следует, что клиент никогда больше не сможет найти поддержку, заботу, любовь или понимание. На самом деле, если у клиента есть ожидание, что он сможет найти все это, то такое ожидание часто становится самоисполняющимся пророчеством. В любом случае, положительный взгляд на вещи вселяет надежду и снова делает жизнь наполненной. Чтобы создать этот положительный взгляд на вещи, мы, естественно, воспользуемся родным языком нашего мозга: звуками, ощущениями и более всего образами.

Поэтому в части А этого приема у клиента создается ожидание, что он найдет те особые качества и черты, связанные с человеком, который был потерян. Поскольку существует разница между самим этим человеком и его качествами, клиент может найти другие способы, как получать нечто важное, что он получал во взаимоотношениях с потерянным человеком, хотя этого человека уже нет рядом. Как только клиент прояснит для себя, что ему было особенно дорого в том человеке, следующим шагом будет предложить ему выбрать символ, ассоциирующийся у него с качествами и чертами того человека (а не с самим человеком). После того, как этот символ «размножится», клиент «посеет» эти символы на временной линии будущего. Таким образом, положительное ожидание создается на уровне первичного опыта; и у подсознания впереди есть ясная цель. И чем больше клиент представляет себе этот символ в будущем, тем более реалистичным становится его ожидание, что он сможет, так или иначе, найти качества, ассоциирующиеся с символом.

Но важно не только отделить человека от его качеств; другая важная идея этого приема состоит в том, что наши счастливые воспоминания принадлежат нам, и никто не имеет права отнять их у нас. К сожалению, несмотря на то, что у клиента есть воспоминания о счастливых годах, проведенных с потерянным человеком, обычно последний болезненный момент запечатлевается особенно ярко. И поэтому этот болезненный конец часто затрудняет доступ к важным, теплым и дорогим воспоминаниям.

Ричард Бендлер рассказывает: «Как-то на вечеринке я наблюдал за одной женщиной. Она прекрасно провела три часа: разговаривала, танцевала, пила шампанское. И перед самым уходом кто-то пролил кофе ей на платье. Когда она почистила платье, она сказала: «О, теперь весь вечер испорчен». Подумайте об этом: одного неприятного момента было достаточно, чтобы испортить три часа веселья. Мне хотелось узнать, как она это сделала, и я попросил ее вспомнить, как она танцевала. Она сказала, что видит себя танцующей с кофейным пятном на платье. Она взяла это кофейное пятно и буквально «запятнала» все свои предыдущие воспоминания»[4].

То, что произошло с этой женщиной, иллюстрирует распространенное явление: несчастный конец лишает человека первоначального удовлетворения и удовольствия. Это несправедливо, и в этом нет необходимости. Если клиент, горюющий по своей бывшей жене, будет вспоминать радостные моменты, когда отношения только начинались, у него будут не только более сбалансированные представления, но и более высокая самооценка. Во второй части приема клиент не только выбирает те моменты, которые ему хотелось бы вспоминать (например, видеть образ матери, когда она была молода и здорова, вместо того, чтобы видеть ее умирающей в больнице), но и использует перенесение субмодальностей, чтобы изменить саму форму этого образа воспоминания. Как модель здесь берется структура воспоминания о том человеке, к которому клиент чувствует близость. Это дает клиенту возможность чувствовать близость положительных, счастливых воспоминаний о потерянном человеке.

Клиент может возразить, что, вспоминая эти счастливые моменты, он будет еще более остро чувствовать свою потерю, потому что того человека уже нет рядом. Вот почему первая часть этого приема так важна. Когда у него есть положительное ожидание, и он знает, что сможет получать то, в чем он нуждается, от других, тогда эти счастливые воспоминания – это прочный фундамент, заложенный в прошлом и служащий основой для будущего. Клиент сможет построить такое будущее, которого он хочет, и он будет чувствовать уверенность в себе и своих способностях.

Таким образом, в части Б этого приема клиент будет работать как с содержанием воспоминаний, так и с формой (субмодальностями). Когда клиент вспоминает человека, по которому он горюет, как далекий, тусклый, застывший образ, то ему трудно чувствовать близость этого человека. Или если клиент вспоминает образ своего отца в гробу, то очевидно, что ему не захочется приближать это воспоминание. Вот почему ему сначала нужно поменять этот образ на теплое и радостное воспоминание, прежде чем менять субмодальности.

Эти две части приема можно применять в любом порядке или по отдельности. Часть А можно применять отдельно, когда клиент горюет по чему-то нематериальному (по работе, например), или просто для того, чтобы создать положительные ожидания в будущем. Часть Б можно использовать отдельно, чтобы создать ощущение близости, когда клиент думает о любимом человеке, с которым он на время расстался.

Шаги

Часть А

1. Выявите у клиента его временную линию.

2. Выясните, какие черты, качества или свойства были присущи тому человеку, по которому клиент горюет.

3. Пусть клиент выберет символическое представление этих черт, качеств или свойств – не самого человека, а его качеств.

4. Пусть клиент «размножит» это представление и «посеет» его по всей линии будущего.

5. Сделайте проверку.

Часть Б

1. Выясните, каковы субмодальности представления о человеке, по которому клиент горюет.

2. Выясните субмодальности положительного воспоминания, чтобы использовать его в качестве модели. Пусть клиент выберет человека, чье присутствие он ощущает, хотя, может быть, прошло много лет с тех пор, как он видел этого человека.

3. Выясните, каково содержание представления о потерянном человеке. Если это совсем не теплый и положительный момент, пусть клиент выберет более подходящее воспоминание, чтобы он мог хранить его близко.

4. Перенесите субмодальности с положительного воспоминания на представление о человеке, по которому клиент горюет.

5. Сделайте проверку (в т.ч. экологическую).

 

В следующем примере клиент все еще был поглощен мыслями о своей жене, хотя он развелся с ней три года назад, Заметьте, что мы поменяли здесь местами части А и Б и порядок шагов несколько другой, что соответствует потребностям клиента.

Описание терапии

Часть Б

1. Выясните, каковы субмодальности представления о человеке, по которому клиент горюет.

 

Терапевт: «Скажите мне, пожалуйста, каким образом вам вспоминается ваша жена, когда вы думаете о ней».

Клиент: «Я вижу тот момент, когда она уходит от меня».

Заметьте, что клиент начинает описывать содержание (что он видит, а не то, как он это видит). Однако можно заметить местоположение этого образа – клиент смотрит налево.



2015-11-27 462 Обсуждений (0)
Изменение представлений о прошлом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменение представлений о прошлом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)