Люди фактически всегда интересовались своим прошлым и уже в глубокой древности возникали вопросы о происхождении человека и о происхождении народов. Древние источники зафиксировали интерес не только к истории народов, но и к истории отдельных предметов, в частности к истории каменных орудий труда.
В эпоху античности сложилось представление о том, что каменные топоры и стрелы являются свидетельством гнева богов, поэтому такие предметы получили наименование «громовые топоры» или «громовые стрелы». В то же время, в эпоху античности сложилось устойчивое представление о том, что находка таких предметов несомненно принесет человеку удачу и в этой связи многие военные и политические деятели занялись целенаправленным поиском таких предметов. Например, согласно письменным источникам, римский полководец и будущий император, Сервий Сульпиций Гальба в I веке до н.э. приказал снарядить специальную экспедицию, которая занималась поиском таких предметов и в результате она собрала коллекцию из 12 таких «громовых» топоров. Гальба считал, что это хороший знак для захвата императорской власти, что и произошло.
Еще большую популярность такие каменные орудия труда приобрели в эпоху средневековья. Известно, что в 1081 византийский император Алексей преподнес германскому императору Генриху IX в качестве особого дара «небесный» («каменный») топор.
В XVII веке такие предметы также пользовались определенной популярностью даже среди церковных деятелей, которые считали что такие каменные предметы могут излечивать от многих болезеней.
Первые достоверные археологические исследования на ближнем Востоке провёл в VI веке до н.э. вавилонский царь Набонид, который пытался решить 2 задачи:
1. найти древние законы, по которым жили люди
2. изучить древние архитектурные приёмы, чтобы воздвигнуть великолепные постройки.
С этой целью проводились раскопки Вавилона.
Интерес к древностям проявляли античные мыслители, историки, географы.
Тит Лукреций Кар – знаменитый римский поэт, который написал свою знаменитую поэму о природе вещей и в этой поэме в поэтической форме он затронул ряд философских проблем, в том числе и проблему истории человечества. В этой поэме Тит Лукреций Кар сообщает, что человечество в своем развитии прошло три крупных стадии – каменный век, медный (бронзовый) век и железный век. На каждом этапе использовался тот или иной вид сырья для изготовления орудий труда.
В эпоху средневековья интерес древней истории заметно снизился и фактически каких-то серьезных работ по истории востока не создавалось и проблема археологических древностей никак не поднималась. Ситуация стала меняться с эпохи Возрождения, когда стали складываться антикварные рынки, появился спрос на предметы старины (на античные произведения искусства), но постепенно стал возникать спрос и на древности Востока.
Еще в эпоху средневековья на Восток сначала вместе с крестоносцами, а затем и без них стали проникать европейские путешественники, которые описывали Святую землю (Палестину), города Сирии, Месопотамии и по возвращении в Европу составляли свои записки путешественников, привозили диковинные восточные вещи, в том числе и древние предметы. Среди таких путешественников были Феликс Шмидт, Иоанн Хоотвик, Бенжамин Исталеда. Пьетро делла Балле – он вперыве не только описал некоторые памятники древности Месопотамии, но и впервые привёз в Европу клинописные тексты и тем самым во многом стимулировал или порождал дополнительный интерес к Востоку.
Постепенно с эпохи возрождения и в Новое время в процесс коллекционирования стали включаться не только аристократия и буржуазия, но и церковные деятели, в том числе высшие иерархи католической церкви – кардиналы и римские папы. В начале XVI века римский папа Юлий II распорядился построить специальное здание в ватиканском дворце для хранения античных произведений искусств. Другой римский папа к середине XVI, Павел III содействовал проведению раскопок на территории старых раскопок города Рима для поиска античных древностей. В целом, период до XIX столетия можно рассматривать как период зарождения интереса к древностям, в том числе к древностям Востока. Можно охарактеризовать это период как «преднаучный».
С начала XIX столетия начинается научный этап в становлении библейской археоло гии как самостоятельного научного направления. Если в первой половине XIX века изучение библейских древностей происходило в исследовании Востока в целом, то во второй половине XIX века, библейская археология оформляется как самостоятельная наука со своим предметом исследования, методами исследования и очень быстро (за три десятилетия) библейская археология становится одной из ведущих научных дисциплин исторического профиля.
Мировоззрение, убеждение, вера
Мировоззрение, убеждение, вера
Особенностью первобытной культуры является гармония человека и природы. Человек еще не полностью отделился от животного мира, он ощущает себя его частью. Эта неразрывность природного и социального нашла отражение и в первобытной культуре, и в мировоззрении первобытного человека. Представления первобытных людей о мире, природе, обществе, человеке, законах жизни нашли отражение в мифологии. При этом само сознание людей было мифологично. Древний человек не разделял миф и действительность. Для него миф был также реален, как его собственное детство, как вчерашняя охота, как завтрашний день…. Миф для первобытного человека был осмыслением реальности, которая существует сейчас и существовала задолго до нас. Коллективный практический опят накапливался множеством поколений, поэтому лишь он считался «самым верным и надежным» источником знаний о мире. Для того, чтобы описать окружающий мир, надо, по представлениям древних людей, рассказать, как он появился. Нынешнее состояние мира – это следствие давно произошедших событий и действий мифических героев – богов или предков. В любом мифе мифологическое событие отделено от настоящего каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним временам», «начальным временам». Вспомните, и русские народные сказки обычно начинаются с присказки «давным-давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…», «это было еще при царе Горохе…», «Это было в те года, когда у кур росли рога…», «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…». Мифологическое время – это время, когда все было не так как теперь. Мифологическое прошлое – это особая эпоха первотворения: первый человек, первая женщина, первый огонь, первое копье, первая охота…Все происходящее в мифе воспринимается как образец для жизни в настоящем. Анализируя мифы, дошедшие до нас, мы можем понять, как воспринимал мир первобытный человек, как он мыслил, как чувствовал, как жил. Поэтому можно выделить несколько главных особенностей первобытной культуры:
1 Понятие мировоззрения и его структура
Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование публичного и личного сознания. Существенное значение для его свойства имеет пропорциональное присутствие разных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, эталонов и т. Д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре главных компонента:
1)Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. Д. Он представляет непосредственно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты личного и публичного познания, стили мышления того либо другого сообщества, народа либо эры.
2)Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные деяния и т. Д. Одно из основных назначений мировоззрения состоит не лишь в том, чтоб человек опирался на какие-то публичные знания, но и в том, чтоб он мог управляться определенными общественными регуляторами.Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. К примеру: жизнь — это основная ценность человека, сохранность человека — это тоже крупная ценность, и т. Д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются собственного рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех либо других публичных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком собственных отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. П. Регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, находится приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтоб знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, нужно их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взоры, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование данной установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.
4)Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а настоящая готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы очень абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на роль в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, провоцирует определенный тип поведения.
На базе вышеизложенного можно найти мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, широком и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения часто называют жизненной философией. Такая важнейшая сфера функционирования мировоззрения. Поскольку конкретно на этом уровне оно включается в социальное и личное взаимодействие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое мировоззрение очень неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивидума. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах, совместно с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не различается глубочайшей продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
Эти недочеты преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих заморочек, наряду с наукой, принадлежит и философия. В различие от всех остальных форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов заслуги обобщенных знаний о реальности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не лишь творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачку в том, чтоб сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального исследования, подвергнув его критическому суду разума.
Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это означает, что мифологию и религию можно разглядывать как предшественников философии.
2 Предфилософское значение мифологии и религии
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранешней стадии публичного развития. Тогда человечество в форме легенд, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение более принципиальных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические легенды, посвященные устройству природы. Совместно с тем, огромное внимание в легендах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и погибели, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особенное место занимают легенды о достижениях людей:
добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
узнаваемый английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую говорят, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение либо художественное творчество, а практическое управление к действиям первобытного коллектива. Задачка мифа не состоит в том, чтоб дать человеку какое-то знание либо объяснение. Миф служит для оправдания определенных публичных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не появилась потребность в получении особых знаний.
таковым образом,миф — это не начальная форма знания, а особенный вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.В мифе как более ранешней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» тут имеет смысл не обычного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. Д.).
Для первобытного человека как было нереально зафиксировать свое знание, так и убедиться в собственном незнании. Для него знание не было как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое обязано совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, соединяется с ней как её неотделимая частица.
главным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и публичных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в известной «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — более полном собрании древнегреческих легенд — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал только вечный, бескрайний, черный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все появилось из бескрайнего Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.
бескрайний Хаос породил Мрак — Эреба и черную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и обширно разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены мамой Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Подобная схема присутствует в мифологии остальных народов мира. К примеру, можем познакомиться с таковыми же представлениями старых евреев по Библии — Книга Бытия.
Миф традиционно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошедшем) и синхронический (объяснение реального и будущего). таковым образом, с помощью мифа прошедшее связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология игралась огромную роль в жизни людей на ранешних стадиях их развития. Легенды, как уже отмечалось ранее, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были необходимыми стабилизаторами публичной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Основное значение легенд состоит в том, что они устанавливали гармонию меж миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидумом и, таковым образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранешней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала ирелигия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?
до этого всего, следует отметить, что воплощенные в легендах представления тесновато переплетались с ритуалами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Но было бы неверным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независящая форма публичного сознания. Но на самых ранешних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. Е. С точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни легенды являются «религиозными», а остальные — «мифологическими». Но религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особенного типа мировоззренческих конструкциях (к примеру, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на достаточно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что главным элементом религии являетсякультовая система, т. Е. Система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве её содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, получаютхарактер вероучения. И это придает мировоззрению особенный духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции стают основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. Д., Придавая им необыкновенную ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основная функция религии состоит в том, чтоб помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это прявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, постоянного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. Д. Таковым образом, религия придает смысл и знание, а означает, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука
Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носилодуховно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения соединены с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и публичного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и личное взаимодействие в форме образов и знаков. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата возникла возможность новой формы освоения мировоззренческих заморочек. Эта форма носит не лишь духовно-практический, но итеоретический характер. На смену виду и символу приходит Логос — разум. Философия и зарождается как попытка решить главные мировоззренческие трудности средствами разума, т. Е. Мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В различие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам дела человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Сначало она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости. Термин «философия» в переводе с греческом языка значит любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia — мудрость). Слово «философ» в первый раз употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. До н. Э.) По отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному виду жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именованием Платона. Сначало понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, скопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания старых обхватывали не лишь практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения,
служила управлением человеческого поведения и вида жизни.
Как видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. Д. Она унаследовала также весь размер положительного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Но решение мировоззренческих заморочек в зарождающейся философии происходило под другим углом зрения, а конкретно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия — это теоретически сформулированное мировоззрение.Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение разных форм отношения человека к миру, человека к человеку. таковым образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных её особенностей. Философия — это теоретический уровень мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает германский философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были сразу и философами. С наукой философию сближает рвение опереться на теоретические способы исследования, употреблять логический инструментарий для обоснования собственных положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования реальности, область знания формируется конкретно в рамках философии. Точнее, конкретно такое отношение к действительности на ранешних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались способы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения реальности. Время от времени этот процесс обрисовывают как отпочкование от философии конкретных наук. Нам представляется, что слово «отпочкование» не совершенно точно характеризует суть этого процесса, поскольку в этот момент происходило не лишь становление новейших форм теоретического освоения знания — конкретных наук, но и обретение философией собственного нового вида, изменение предмета, способа и функций философии.
В европейской культуре этот процесс проходил в два главных этапа, имеющих меж собой некоторую опосредованную связь. Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения реальности в древнегреческой культуре. Этот период был более верно зафиксирован в системе Аристотеля. Древнегреческий философ и ученый выделял: логику — науку о правильном мышлении, психологию — науку о душе, физику — науку о природе, метафизику (фактически философию) — учение о первопричинах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». И Аристотель не преувеличивал, так как он просто констатировал существовавшее в его время глубочайшее различие по степени теоретической зрелости меж философией и другими науками.
В античном и средневековом обществах не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в XVI—XVII вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на бывалые, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на непосредственно-научном знании, видит свою задачку в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.
таковым образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания — математика, физика, биология, химия и т. Д., — философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения реальности. Но в этих условиях более верно нашлась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия — это форма познания более общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.
Философское обобщение имеет еще более широкий потенциал, чем хоть какое другое конкретное обобщение. Науки, по собственной сущности, обязаны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не дозволяет понять мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, нескончаемо превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную действительность, с которой люди обязаны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, верно ставить и решать свои проблемы. Итак,универсализм — характерный признак философского метода освоения реальности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания либо универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таковых видах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».
Другой принципиальной особенностью философского метода освоения реальности являетсясубстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая в базе).Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их параметров к чему-то неизменному, относительно устойчивому и без помощи других существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Позже, рассматривая различные философские учения, мы постоянно будем фиксировать такое начало. Сейчас же следует выделить, что универсализм и субстанционализм — это не два различных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии постоянно простираются до выявления субстанции всех вещей. С того момента, когда начались такового рода обобщения, мы можем говорить, что появилась философия.
Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности. Но это совершенно не значит, что философия, в различие от мифологии и религии, с самого начала оперирует сложным логическим аппаратом. Последующее наше знакомство с историей философии убеждает, что философы часто употребляют виды и знаки, следовательно, находятся под глубочайшим влиянием мифологического и религиозного мировоззрения. Специфика философии на самых ранешних этапах её развития проявляется не в особых средствах выражения собственных идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который, кроме универсализма и субстанционализма, проявляется в колебании по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таковым образом, одной из характерных черт философского размышления являетсяколебание. конкретно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и остальные задались вопросом: что такое бытие? А это сходу же нужно предполагает ответ на вопрос: что значит «быть»? Для обыденного, жизненно-практического мировоззрения таковая неувязка просто не существует. Оно принимает бытие как подабающее: «Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем». Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, — означает усомниться в правомерности и достаточности повседневного, «житейского» подхода к явлениям. А это, в свою очередь, значит колебание в общепринятом и традиционном типе знания и поведения.