Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка «комплекса психодиагностических методик»



2015-11-27 2919 Обсуждений (0)
Разработка «комплекса психодиагностических методик» 4.67 из 5.00 3 оценки




Комплекс психодиагностических методик – совокупность психо-диагностических методик, направленная на исследование ограниченного объема психологических явлений и предназначенная для достижения заранее определенных целей. Комплексом методик признается такой набор методик, в который включено не менее четырех психодиагностических методик. Иными словами, батарея тестов (второе, равноценное наименование комплекса психодиагностических методик) – достаточно устойчивый пакет методик, процедура и порядок предъявления которых обусловлены поставленными целями, а объем составляет не менее четырех методик.

Разработка батареи тестов – процесс не менее сложный, чем разработка новой психодиагностической методики, так как по своей структуре тестовая батарея может быть сравнима с методикой, включающей в себя ряд отдельных субтестов (субшкал).

Поскольку о процедуре создания психодиагностических методик уже было сказано, то большее внимание будет уделено тем аспектам, которые являются специфическими именно для батареи тестов.

Первое, с чего начинается любое научное исследование, и о чем упоминалось в данном пособии уже неоднократно – определение его целей. То есть необходимо получить исчерпывающий ответ на вопрос, что именно мы хотим исследовать при помощи комплекса методик. Наиболее часто потребность в комплексе психодиагностических методик возникает в следующих ситуациях:

· оценки готовности ребенка к школе;

· профориентации;

· профотбора;

· профпригодности;

· первичного обследования в больницах;

· психодиагностики в процессе работы ПМПК;

· при проведении масштабных, многокомпонентных, комплексных научных исследований;

· и т.п.

Соответственно, перед тем как приступить к подбору методик, необходимо составить перечень тех психологических характеристик, информация о которых нам необходима для достижения поставленных целей. Мы лишь выписываем эти характеристики, не обозначая необходимой степени их выраженности.

Для примера, рассмотрим ситуацию оценки готовности ребенка к школе. Какого рода информация нам может понадобиться для того, чтобы определить степень готовности ребенка? Перечень может быть примерно следующим:

1. Когнитивная сфера:

– объем памяти;

– объем и устойчивость внимания, переключаемость внимания;

– развитость мышления (способность к обобщению и абстрагированию, степень развитости логического мышления, лабильность мышления, общая осведомленность, вербальный интеллект и словарный запас, ориентация в окружающем мире и т.д.);

– способность восприятия информации и инструкций;

– ведущая модальность восприятия;

– и т.д.

2. Эмоционально-волевая сфера:

– эмоциональная устойчивость;

– склонность к аффективным проявлениям;

– волевая саморегуляция;

– и т.д.

3. Потребностно-мотивационная сфера:

– наличие школьной мотивации;

– сформированность иерархии мотивов;

– доминирующие мотивы;

– и т.д.

4. Самооценка, самовосприятие, самоотношение;

5. Сфера межличностных отношений;

6. Поведенческие реакции;

7. Характерологические особенности;

8. и т.д.

Нет необходимости в приведении подробного списка всех качеств, важных для успешного обучения ребенка в школе. Даже из того, что мы перечислили, видно, что этот список весьма значителен. Какой же выход? Проводить десятки или даже сотни методик с 6-7-летним ребенком? Конечно же, нет. Из этого списка нам необходимо исключить те компоненты, которые могут быть выявлены без специализированных психодиагностических методик, например, в процессе беседы с родителями ребенка или самим ребенком, в процессе наблюдения за его поведением и т.д. Кроме того, нам необходимо выделить те исследуемые компоненты, которые могут быть выявлены при помощи «экспесс-методик», не требующих специальной подготовки. Ну и, наконец, в третью группу исследуемых качеств войдут те из них, которые могут быть выявлены при помощи психодиагностических методик, требующих применения специальных бланков и процедур.

Далее, более подробно рассмотрим лишь третью группу исследуемых признаков, а к первым двум вернемся чуть позже.

Главное отличие комплекса методик – его объем. Он может быть весьма значительным. Это и определяет основные требования, о которых мы будем говорить далее.

Существуют следующие правила комплектации психодиагностических методик:

1. Все входящие в батарею тестов методики должны быть валидными, надежными и соответствующими возрастным и иным особенностям испытуемых.

2. Методики должны быть минимальными как по объему, так и по затрачиваемому на их прохождение и обработку времени. Целью этого требования является максимальное сокращение временных затрат испытуемого и психолога на прохождение всех психодиагностических процедур.

3. Методики должны иметь стандартизированный алгоритм интерпретации. Речь идет о том, что в распоряжении психолога должны иметься разнообразные приспособления (к примеру, шаблоны ключей, позволяющие быстро подсчитать набранные по шкале баллы, компьютерные программы для обработки результатов тестирования и т.п.), позволяющие достаточно оперативно извлечь необходимую информацию.

4. При использовании нескольких многофакторных методик отдельные шкалы не должны повторять друг друга. В данном случае аргумент типа: «дублирующие шкалы лишь помогают получить более достоверные результаты» не уместен, поскольку означает, что вы не доверяете каким-то отдельным методикам. В этом случае лучше выбрать другую методику, чем заставлять испытуемого дважды проходить одно и то же.

5. Инструкция должна предъявляться в единообразной, по возможности, не только в устной, но и письменной форме. Устная форма предъявления инструкций при работе с батареей тестов является обязательным условием по нескольким причинам. Приведем лишь одну из них:

– при прохождении большого количества методик, особенно это относится к методикам в форме опросников, испытуемые нередко проявляют склонность к застреванию. К примеру, испытуемый отвечал на вопросы опросника по схеме «+» / «–». Далее он приступил к прохождению следующей методики, где схема ответов предполагает ранжирование по шкале от 1 до 5, но в силу того, что он не сумел «переключиться» на новый порядок работы, продолжает отвечать так же, как и на предыдущую методику, т.е. по схеме «+» / «–». Устная инструкция с акцентированием внимания испытуемого на новой схеме ответов помогает решить эту проблему. Желательно использование и письменной инструкции, чтобы он мог при необходимости ознакомиться с ней самостоятельно;

6. При использовании опросников схемы ответов и фиксации результатов должны быть максимально единообразными. В данном случае речь идет о том, что не допускается, к примеру, фиксация ответов в свободной форме на вырванном из тетради листке. Необходимо иметь стандартные бланки ответов для каждой используемой методики;

7. Применение методик, требующих качественной обработки, должно быть сведено к минимуму. Данное требование обусловлено тем обстоятельством, что качественная обработка требует значительных временных затрат. Поскольку батарея тестов используется для работы со значительным количеством испытуемых, может сложиться ситуация, когда психолог будет испытывать нехватку времени на обработку результатов.

8. Общее время, затрачиваемое на тестирование, должно соответствовать существующим нормативам, обусловленным санитарно-гигиеническими требованиями и возрастными особенностями. В данном случае речь идет о следующих ограничениях:

– при работе с детьми до 3 лет время диагностического исследования не должно превышать 15 минут за сессию;

– до 5-6 лет – не более 20-25 минут;

– до 9-10 лет – не более 40 минут;

– до 15-16 лет – не более 55-60 минут;

– до 21-22 лет – не более 90 минут;

– старше 22 лет – не более 120 минут;

– предпенсионный возраст – не более 90 минут;

– пенсионный возраст – не более 60 минут.

При работе со взрослыми людьми оптимальным считается время 45-50 минут в одной сессии. Если комплекс методик требует больших затрат времени, необходимо включить в порядок работы перерыв в 10-15 минут или разбить диагностическую работу на несколько этапов, проводимых в разные дни. Естественно, время одной сессии может изменяться в большую сторону, если, скажем, этого требует психодиагностическая методика.

Кроме того, необходимо учитывать, что при длительной, однообразной работе повышается вероятность ошибочных действий. Соответственно, каждые 10-15 минут рекомендуется менять вид деятельности испытуемого. К примеру, первые 15 минут – работа с опросником, следующие – беседа с психологом.

9. Порядок предъявления методики должен быть, с одной стороны достаточно жестким, с другой – должен учитывать индивидуальные особенности испытуемых. Об этом требовании мы поговорим чуть позже, поскольку оно касается процедуры тестирования.

На следующем этапе необходимо осуществить верификацию комплекса методик. Ограничимся лишь несколькими замечаниями.

Во-первых, наиболее простым в данном случае будет сравнение двух комплексов методик. Иными словами, необходимо составить дублирующий (параллельный) комплекс методик, в котором исследуются те же качества, что и в основном, и осуществить их верификацию. Составляя второй комплекс методик, мы не обращаем пристального внимания на его объем. Конечно, он не должен быть чрезвычайно громоздким, однако, это не является жестким или обязательным требованием.

Во-вторых, объем выборки, необходимой для сравнения методик, определяется объемом комплекса и зависит от него. Обычно, бывает достаточным привлечение такого количества испытуемых, сколько шкал в обеих комплексах методик, плюс один человек. В то же время, общее количество испытуемых не может быть менее 15-20 человек.

В-третьих, если тестирование при помощи разрабатываемого комплекса методик должно осуществляться строго в том порядке, в каком он будет использоваться, то дублирующий комплекс может предъявляться в любом порядке, в течение нескольких дней.

После того, как наши испытуемые будут протестированы при помощи двух комплектов методик, осуществляется корреляционный анализ. В том случае, если будут получены значимые корреляции между всеми аналогичными шкалами обеих комплексов, мы можем говорить о том, что разработанный нами комплекс психодиагностических методик является надежным инструментарием.

Следующий этап – разработка процедуры осуществления психодиагностического исследования. Здесь также имеется ряд моментов, на которые следует обратить внимание.

1. Необходимо продумать алгоритм первого знакомства с клиентом. Следует учесть, что каждый психолог придерживается своей, свойственной лишь ему, манере общения, являющейся неотъемлемой частью индивидуального стиля трудовой деятельности. Каждый сам определяет, какая стратегия поведения в ситуации первого знакомства является наиболее эффективной.

2. Необходимо составить анкету, куда будут заноситься все необходимые сведения о клиенте, как то: ФИО, год рождения, место жительства, образование, родственники, краткая биография и т.п.

3. Необходимо продумать, в каких ситуациях, когда и в какой форме будут использоваться методики из упоминавшихся выше первой и второй групп. Рекомендуется использовать их как метод переключения внимания, то есть в перерыве между методиками из третьей группы, собственно и составляющими батарею тестов.

4. Необходимо разработать два алгоритма интерпретации результатов тестирования. Первый может представлять из себя своеобразный бланк «для служебного пользования», куда будут вноситься все полученные нами в результате использования психодиагностического комплекса методик данные о клиенте. Он может не включать подробной интерпретации, т.к. для профессионального психолога в этом нет особой необходимости. В некоторых случаях бывает полезным кодировать полученную информацию (к примеру, если нет уверенности в том, что к результатам исследования не будут иметь доступа посторонние лица). Второй – необходим для предъявления испытуемому, поскольку он имеет статус клиента. Иногда требуется и третий, к примеру, в ситуации, когда администрация просит предоставить результаты тестирования.

Особое внимание следует обратить на требование предоставлять результаты исследования клиенту. К сожалению, очень часто психологи «забывают» об одном из этических принципов своей работы, а именно о том, что клиент имеет право знать о полученных в ходе психодиагностического исследования результатах. Более того, автору данного пособия приходилось наблюдать, как в ситуации профотбора психолог, сообщая результаты тестирования, наносил клиенту психологическую травму своим некорректным сообщением о том, что тот не подходит для занимаемой должности. Мы настаиваем на том, что клиент должен получить всю информацию не только о результатах исследования, но и о путях коррекции отдельных качеств, которые явились препятствием для его трудоустройства. Речь идет не о «развернутой лекции» или психокоррекционной работе, а о рекомендациях, которые помогут ему в дальнейшем избежать подобных отказов.

 



2015-11-27 2919 Обсуждений (0)
Разработка «комплекса психодиагностических методик» 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Разработка «комплекса психодиагностических методик»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2919)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)