Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученныхзнаний
Обобщение и систематизация полученныхзнаний Выставление оценок Домашняя работа: Подготовить доклад на тему: Способы выполнения аналитических реакций СРСП № 4 На тему:Систематический ход анализа смеси катионов первой аналитической группы. Цель: Обучающая– глубокое изучение различных явлений и законов по данной теме Развивающая – формирование эффективных и устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью; Воспитательная – приобщать обучающихся к активности, самостоятельности на занятиях
Ход урока: 1. Организационный этап- 3 минуты 2. Этап подготовки к усвоению материала СРСП -5 минут 3. Проверка домашнего задания- 27 минут 4. Обобщение и систематизация полученныхзнаний - 5 минут 5. Выставление оценок- 5 минут
Частные аналитические реакции ионов Ba2+ Хромат калияК2СrO4 и дихромат калияК2Сr2О7 дают с ионами Ва2+ желтый кристаллический осадок ВаСrО4: Ва2+ + СrО42– →ВаСrО4↓, 2BaCl2 + K2Cr2O7 + H2O → 2BaCrO4↓ + 2КС1 + 2НС1, 2Ва2 + + Сr2О72–+ Н2О → 2BaCrO4 ↓ + 2Н+. Осадок ВаСrО4 не растворяется в СН3СООН, но растворяется в сильных кислотах HNO3, HC1. Осаждение ионов Ва2+ раствором К2Сr2О7 не идет до конца вследствие частичного растворения ВаСrО4 в сильной кислоте, которая образуется в результате реакции (см. уравнение). При добавлении CH3COONa сильная кислота замещается на слабую СНзСООН, в которой ВаСrО4 не растворяется. Н+ + СН3СОО– →СНзСООН. При этом образуется буферная смесь (СН3СООН + + CH3COONa) с рН = 4 – 5, обеспечивающая полноту осаждения ВаСrО4. В отличие от ВаСrО4 (KS0 = 1,2 ∙10–10) осадок SrCrO4 (KS0 = 3,6∙10–5) растворяется в СН3СООН, поэтому не может быть осажден при данном значении рН. Осадок СаСrО4 (KS0 = 7,1·10–4), являясь наиболее растворимым, также не осаждается при данных условиях. Следовательно, эта реакция может быть использована как для обнаружения иона Ва2+ в присутствии ионов Са2+ и Sr2+, так и для отделения иона Ва2+ от этих ионов. Выполнение реакций. К 2–3 каплям ВаС12 прибавить 1–2 капли раствора К2СгO4 . Полученный осадок разделить на две части и исследовать его растворимость в НС1 или HNO3 и в СН3СООН, прибавив к осадку по 3–4 капли 2 Мраствора кислоты. В другую пробирку поместить 2–3 капли раствора ВаС12, прибавить 4–5 капель раствора К2Сr2О7 и 2–3 капли раствора CH3COONa. Условия проведения реакции – слабокислая среда, при наличии ацетатного буферного раствора. Реакции мешает присутствие катионов Рb2+. Родизонат натрияH2СбО6 с ионами бария образует красно-бурый осадок родизоната бария ВаС6О6, который при действии НС1 становится розово-красным вследствие превращения в гидрородизонат бария: Выполнение реакции. На фильтровальную бумагу нанести каплю раствора ВаС12 и каплю реактива. На красно-бурое пятно образовавшегося осадка подействовать каплей 0,5 Мраствора НС1. Наблюдать изменение окраски осадка. Реакция окрашивания пламени.Летучие cоли бария окрашивают бесцветное пламя в зеленый цвет.
Частные аналитические реакции ионов Sr2+ Гипсовая вода(насыщенный раствор гипса CaSO4∙2H2O) с катионами Sr2+ образует осадок (муть) SrSO4: Sr2+ + CaSO4 → SrSO4↓ + Ca2+. Появление мути SrSO4 объясняется малой концентрацией ионов SO42– в гипсовой воде за счет незначительной растворимости CaSO4. Выполнение реакции. К 2–3 каплям SrCl2 прибавить 3–4 капли гипсовой воды, нагреть при перемешивании до появления белой мути. Условия проведения реакции – в отсутствие ионов Ва2+. Ионы Ва2+ с гипсовой водой дают осадок BaSO4, который образуется лучше, чем SrSO4(KS0(BaSO4) < KS0(SrSO4)) Родизонат натрияNa2C6O6 с ионами Sr2+ в нейтральной среде дает красно-бурый осадок SrC6O6, растворимый в НС1:
Выполнение реакции. На фильтровальную бумагу нанести каплю раствора SrCl2 и каплю реактива. На красно-бурое пятно осадка подействовать каплей раствора НС1. Наблюдать обесцвечивание. Реакция окрашивания пламени.Летучие соли стронция окрашивают бесцветное пламя в карминно-красный цвет. Частные аналитические реакции ионов Са2+ Оксалат аммония(NH4)2C2O4 и другие растворимые соли щавелевой кислоты образуют с катионом Са2+ белый кристаллический осадок СаС2О4: Са2+ + С2О42– → СаС2О4↓. Осадок растворим в сильных кислотах НС1 и HNO3: СаС2О4 + 2Н+ → Са2+ + Н2С2О4. но не растворяется в СНзСООН. Выполнение реакций. К 2– 3 каплям раствора СаС12 прибавить 1–2 капли раствора (NH4)2C2O4. Осадок разделить на две части и исследовать его растворимость в НС1 иСН3СООН. Условия проведения реакции – в нейтральной или слабокислой среде в отсутствие катионов Ва2+ и Sr2+. Открытие Ca2+ с помощью индикатора хрома темно-синего. В присутствии аммонийной буферной смеси (рН=9,2) раствор, содержащий ионы кальция, при добавлении хрома темно-синего окрашивается в малиновый или вишневый цвет. Реакции мешают металлы, дающие комплексные соединения с кислотным хромом темно-синим. Реакция окрашивания пламени.Соли кальция окрашивают бесцветное пламя в кирпично-красный цвет. Важное значение в анализе имеют также реакции катионов II аналитической группы с карбонатом аммония, оксалатом аммония, гидрофосфатом натрия. Контрольные вопросы 1. Какова сравнительная растворимость сульфатов катионов II группы? 2. Как понизить растворимость сульфата кальция CaSO4? 3. Как переводят в раствор сульфаты II группы? 4. В чем растворяют карбонаты катионов II группы? 5. С помощью какого реактива открывают Ва2+ в присутствии Sr2+ и Са2+? 6. Каковы условия практически полного осаждения ВаСrО4 при действии дихромата калия? 7. Почему необходимо удалить катион Ва2+ перед обнаружением Sr2+ и Са2+? 8. Почему при действии «гипсовой воды» на катион Sr2+ образуется не осадок, а лишь «муть» SrSO4? 9. Для чего при осаждении сульфатов добавляют этанол?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |