Мышление как деятельность и решение мыслительных задач
Решение мыслительной задачи обычно проходит четыре этапа: возникновение проблемы, построение различных гипотез возможного решения, принятие решения и его проверка. В активный мыслительный процесс личность вовлекается в результате появления той или иной проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает тогда, когда в процессе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, непонятным. Вслед за смутным, малоосознанным впечатлением, сигнализирующим о том, что в деятельности «что-то не так», начинается анализ проблемной ситуация, формулируется задача. Задача - это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее человеку удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное. Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для решения задач: · ориентировочные действия (анализ условий, возникновение гипотезы); · исполнительные действия (выбор приемов решения задач); · нахождение ответа (сверка решения с исходным условием). Окончательное решение задачи означает, что искомое полностью найден. Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса. Мышление как процесс. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: 1) формирование и усвоение понятий и 2) решение проблем. Формирование понятий - это просто отличение "того, что похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий - это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий. Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти. В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа: 1. "Понимание непонятности" - видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной понятности", выраженная отсутствием вопросов - индикатор отсутствия работы мысли. 2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов. 3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). "Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап. 4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу). Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса: 1) подготовка; 2) созревание; 3) вдохновение; 4) проверка истинности. Мыслительные операции. Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций: · сравнение- установление отношений сходства и различия; · анализ - мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; · синтез - воссоединение элементов в целостную структуру; · абстракция и обобщение - выделение общих признаков; · конкретизация и дифференциация - возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления - опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений) Формирование умственных действий. П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в процессе решения задачи (применительно к онтогенезу и актуальному генезу). Умственные действия формируются посредством перехода материальных действий в оперирование предметными психологическими структурами разных уровней (восприятие, представление, понятие). Это оперирование реализуется сначала средствами громкой внешней речи, а затем и речи внутренней. Последний уровень - высшая форма "чисто умственного", "идеального" действия. Изменение операндов (вещественных или психологических предметных структур, являющихся объектами оперирования: материальные вещи, образы, понятия, символы, концепты, конструкты) приводит к изменению характеристик мыслительных операций. Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса. Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки. Стадии развития мышления. В становлении мышления выделяются две стадии: 1) допонятийное мышление; 2) понятийное мышление. Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |