Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логические формы мышления



2015-11-27 1663 Обсуждений (0)
Логические формы мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




К формам мышления относятся понятие, суждение, умозаключение.

· Понятие — форма мышления, отражающая суще­ственные свойства, связи и отношения предметов и яв­лений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абст­рактными.

· Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрица­ние чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

· Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вы­вод.

Различают умозаключения индуктивные и дедуктив­ные. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему; дедукция — логический вывод в про­цессе мышления от общего к частному.

Мыслительные операции

Мышление включает в себя ряд операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь проблемы, рас­сматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи:

сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;

анализ связан с расчленением сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

синтез неотделим от анализа: они, как правило, осу­ществляются одновременно;

абстракция (отвлечение) — мыслительная опера­ция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета;

• обобщение проявляется в мысленном: объединении предметов и явлений по их общим и существенным при­знакам.

Мышление и творчество

Мышление тесным образом связано с творчеством, од­нако творческие и мыслительные процессы нельзя отожде­ствлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве.

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышле­ния сделал Дж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколь­ко, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, иду­щего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гил­форд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности кре­ативности:

1) оригинальность — способность продуциро­вать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творче­ский человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;

2) семантиче­скую гибкость — способность видеть объект под новым уг­лом зрения, обнаруживать его новое использование, расши­рять функциональное применение на практике;

3) образную адаптивную гибкость — способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4) семантическую спонтанную гиб­кость — способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуа­циях не всегда присутствуют все названные этапы твор­ческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить ис­ходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к ге­нерации идей (первый этап творческого процесса), — кри­терием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей.

Существуют ситуации, кото­рые в основном требуют умения проанализировать и дора­ботать уже выдвинутые идеи (второй этап творчества). В этом случае человек должен выявить последствия приня­тия каждой из идей, найти способы усиления «положи­тельных» эффектов и способы минимизации отрицатель­ных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.

Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответству­ющие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барь­ера к творчеству.

1. Конформизм — желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их
идей среди взрослых или сверстников.

2. Ригидность — трудность переключения с одной сте­реотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

3.Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же чело­век во что бы то ни стало стремится решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

4.Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого.
Подобная безынициативность обычно формируется у де­тей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать любые действия ребенка.

Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мыш­ление представляет собой такое мышление, которое направ­лено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с ге­нерацией собственных оригинальных идей. Человек, у ко­торого слишком выражена критическая тенденция, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить. На­против, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения состоит в том, чтобы одно­временно развивать у ребенка как критическое, так и твор­ческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обяза­тельно предложить свое решение. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была макси­мальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Психологи не только пытаются выяснить, как человек решает новые и творческие задачи, но и ищут возможности повышения творческого потенциала личности. Среди пред­лагаемых способов особую популярность завоевали метод «мозгового штурма» А. Осборна и метод «синектики» Дж. Гордона.

В основе метода «мозгового штурма» лежит идея о том, что процесс выдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни наши оценки часто сдер­живают полет нашей фантазии и воображения, не дают сме­лым и новаторским идеям «прорваться» в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики в «мозговом штурме» помогает найти оригинальные решения. Обычно в методе «мозгового штурма» различают три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей. Во время разминки людям предлагают не­сложные, часто шуточные задания типа «Как перенести воду в решете?».

В фазе генерации идей людям предлагает­ся проблемная ситуация, нуждающаяся в разрешении. По­ощряются любые идеи, даже шуточные. Все идеи фиксиру­ются. Обычно наиболее эффективно действует группа из 6 — 8 человек. На третьем этапе группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей и отбирает перспективные.

Метод синектики разрабатывался как модификация метода «мозгового штурма», но в процессе практического использования выяснилось, что он подходит не только для группового решения, но и для индивидуального. В нем ис­пользуется основное свойство аналогий — сравнение како­го-то сложного объекта (процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложного объек­та. Различают прямую, личную, символическую и фантас­тическую аналогии.

Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого объекта с хорошо знакомы­ми нам объектами и процессами. Особую ценность анало­гия имеет тогда, когда предметы для сравнения берутся из совершенно других областей знаний и практической дея­тельности. Например, можно представить знакомого чело­века в виде домашней утвари — чайника или пылесоса.

Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на место изучаемого объекта. Так, конструктор машины может представить себя в виде втулки или шестер­ни, архитектор моста — в виде несущей конструкции этого моста. При этом лучше осознаются силы, которые действу­ют на данный объект, и отчетливо проявляются его сильные и слабые стороны.

Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать такие символы (знаки), которые лучше выражают его основные закономер­ности. Примером могут служить задания на нахождение предметов, символизирующих ту или иную профессию.

Фантастическая аналогия предполагает сравнение ис­следуемых объектов со сказочными, фантастическими пер­сонажами. Она позволяет сконцентрироваться на пока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках. Вполне вероятно, что мысль о самолете родилась на основе сказоч­ного прототипа ковра-самолета.

Использование метода синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.

Творческое мышление.

По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.



2015-11-27 1663 Обсуждений (0)
Логические формы мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логические формы мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1663)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)