Ключевые понятия и термины
Анализ (analysis) – метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из них самостоятельно. Аналогия (analogy) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. Дедукция (deduction) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному. Индукция(induction) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных. Институционализм (institutional economics) – основателем направления является Т. Веблен. Термин «институционализм»происходит от понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона, или учреждение). Институциалисты «человека экономического» заменяют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений. Кейнсианство(кeynesianism) – в центр внимания поставлены проблемы макроэкономики. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, для повышения которого необходимо использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Классическая школа (classical school) – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической нау-ки, изучающий экономику как единое целое, формирующий цели экономической политики, определяющий инструменты для ее реализации и использующий для этого общие (совокупные) экономические показатели. Маржинализм (marginalism) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности. Меркантилизм (mercantilism) – концепция, сторонники которой видели основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства. Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках. Монетаризм (monetarism) – макроэкономические воззрения, в соответствии с которыми изменения совокупного объема производства и уровень цен изменяются в зависимости от изменений предложения денег; опирается на монетарное правило. Неоинституционализм (neo-institutional economics) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек. Неоклассическая школа (neo-classical school) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия. Новая классическая макроэкономическая теория (new classical macroeconomics) – теория, в основе которой лежат исходные положения о гибкости цен и заработной платы и прогнозах индивидов, строящихся в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий. Нормативная экономическая теория (normative economics) – та часть экономической науки, которая выносит оценочные суждения «что должно быть». Позитивная экономическая теория (positive economics) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения. Предельный анализ (marginal analysis) – метод, основывающийся на сопоставлении предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив деятельности экономических субъектов. Равновесный анализ (equilibrium analysis) – экономические явления анализируются в условиях нахождения их в равновесии, т. е. при таком положении, когда у экономических агентов отсутствуют внутренние мотивы к изменению сложившегося состояния. Теория экономики предложения (supply side economics) – теория, сторонники которой считают, что непредвиденные изменения уровня цен способны вызвать макроэкономическую нестабильность лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономика сохраняет стабильность при уровне выпуска, который обеспечивает полную занятость благодаря гибкости цен и заработной платы. Физиократия (physiocrats) – учение классической политэкономии, сохранившей влияние до конца XVIII в. Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, тем самым положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. Они считали, что прибавочный продукт создается только в сельском хозяйстве. Функциональный анализ (functional analysis) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Экономика, экономикс (economics) – общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества. Экономическое моделирование(economic model) – моделирование различных вариантов функционирования экономики и ее составляющих. Экономическая политика (economic policy) – совокупность экономических мероприятий, реализуемых государством по управлению экономикой. Экономическая теория (economic theory) – наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения соотношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Экономический принцип, закон(economic principle, law) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов. Экономический эксперимент(experimentum) – научно поставленный опыт с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий, доказательства правильности определенного научного предположения, выдвинутого в процессе изучения практики экономического развития.
Литература: [3, с. 7–28; 4, с. 5–27; 5, с. 7–89; 8, с. 5–29; 9, с. 11–30; 10, с. 5–26; 13, с. 15–33; 14, с. 7–22; 15, с. 11–37; 16, с. 8–23].
Тесты 1. Экономическими целями общества являются все, за исключе-нием: а) экономического роста; б) экономической эффективности; в) стабильности цен и отсутствия инфляции; г) защиты окружающей среды. 2. Экономическая теория – это наука, изучающая: а) виды деятельности, связанные с обменом; б) проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения безграничных потребностей людей; в) проблемы экологической безопасности; г) природное богатство. 3. Общей экономической наукой является: а) философия; б) политология; в) экономическая теория; г) маркетинг. 4. Позитивная экономическая теория изучает: а) что должно быть, если ...; б) что есть; в) и вносит оценочные субъективные суждения; г) и оценивает положительные процессы в обществе. 5. Очищение исследуемого объекта от случайного, временного, несущественного и определение постоянных, типичных, характерных черт – это есть: а) метод индукции; б) метод абстракции; в) метод моделирования; г) метод аналогии. 6. Если экономическая эффективность способствует экономичес-кому росту, то эти две цели: а) логически не связаны друг с другом; б) дополняют друг друга; в) взаимоисключают друг друга; г) не связаны друг с другом. 7. Из перечисленного микроэкономика изучает: а) общественное производство в масштабе страны; б) долю производства машиностроения в ВВП; в) общий уровень цен; г) максимизацию прибыли отдельным предприятием. 8. Составной частью экономической теории не является: а) микроэкономика; б) мировая экономика; в) менеджмент; г) макроэкономика. 9. Сопоставление предельных выгод и предельных затрат – это метод: а) дедукции; б) индукции; в) предельного анализа; г) синтеза. 10. Определите неверное утверждение: а) одной из функций экономики является производственная; б) микроэкономика является составной частью макроэкономики; в) экономическая теория связана с другими экономическими науками; г) одна из основных целей экономики – экономический рост.
Ответы:1. г); 2. б); 3. в); 4. б); 5. б); 6. б); 7. г); 8. в); 9. в); 10. б).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |