Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Экономика, её цели и показатели



2015-11-27 407 Обсуждений (0)
Глава 1. Экономика, её цели и показатели 0.00 из 5.00 0 оценок




Положения, составляющие основу фундаментальных экономических знаний

Что есть экономика?

Слово экономика произошло от греческого oikonomike, означающего «искусство управления домашним хозяйством». Поэтому первоначально под данной дисциплиной понималось учение о способах рационального ведения личного хозяйства. В дальнейшем сферу экономики как науки расширили, придав ей объемлющий всю хозяйственную жизнь характер. И тогда в её трактовке появились разночтения. Так, Аристотель рассматривал экономику как часть этики, Ж.Б. Сей (1803 г.) утверждал, что данная наука «…учит, как формируется, распределяется и потребляется богатство». Другие смотрят проще, полагая, что экономика – это всего лишь «наука о том, как стать богатым» (К.Р.Макконелл и С.Л.Брю). Немалая часть экономистов считает, что «экономика — это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить» (С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи, 1993 г.). Однако на деле с помощью указанной дисциплины пытаются решать все перечисленные задачи.

Политическая экономия, как научная дисциплина, систематизировано изучалась Г. Лейбницем (1672 – 1716 гг.). В основу своих воззрений на организацию хозяйства им были заложены принципы, реализуемые в тепловых машинах, а также некоторые другие современные ему технологические достижения. На базе этих знаний им была сформулирована главная цель экономики: повышать производительные силы человеческого труда с помощью технических и организационных действий. Из неё следует предложенная им теория «естественного права», явившаяся основой для всеобщей морали. Согласно ей, отдельный человек в своей деятельности отвечает не только за себя лично, но и за весь человеческий род, т.е. сформулированы как его права, так и обязанности перед обществом. Рассмотрены начала гармоничной, самосогласованной хозяйственной организации людей, и ещё многое другое.

Теории Г. Лейбница противопоставлялась модель человеческого сообщества, разработанная Д. Локком, согласно которой оно является простым множеством дискретных единиц, которыми якобы и являются люди. При этом поведение каждого человека мотивировано исключительно его личными выгодами. Общественные инстинкты у него атрофированы, мораль в хозяйственной деятельности не задействована. Ни о какой общественной организации, как системе человеческих отношений, речь не идёт.

Как ни странно, но среди экономистов, несмотря на всю её примитивность, признание получила последняя модель. И это вполне объяснимо, поскольку она давала возможность отдельным личностям получать доход, и при этом ни за что не отвечать. Позволяла одним людям жить за счёт других вне зависимости от того, какой ущерб это наносит Природе и обществу. Внедряла в экономику соответствующую западной ментальности дарвиновскую борьбу за существование, в которой оправдано всё, что приносит успех.

Результатом этого явилось стремление управлять рассматриваемой таким образом аморфной человеческой массой с помощью такого универсального инструмента, как деньги. Поэтому все ныне действующие и существовавшие ранее авторитетные экономические учения в той или иной мере посвящены финансовым инструментам и механизмам извлечения денежного дохода в различных его формах. Отсюда экономическая наука стала в большей степени обслуживать бизнес, чем общество, радеть о доходности и прибылях, а не о всеобщем благополучии. При этом разработке продуктивных факторов труда до сих пор уделяется мало внимания.

Следуемая из этого зашоренность экономической науки лишила её универсальности, в значительной мере оторвала от действительности. Сделала разнонаправленными цели различных социальных слоёв общества, и уже само это является регрессом. Поэтому в такой экономике активно используется разделение труда, но слабо – его кооперация. Конкуренция приобрела доминирующее значение, а объединяющие людей задачи уже не вписываются в неё органически. Исполнение предприятиями общественных функций оказалось нивелированным. Экономически оправданной стала всякая деятельность, приносящая доход, в том числе преступная. Это и явилось главной причиной криминальности всех нынешних государств мира, пожирающей их коррупции и разрушительной вседозволенности.

Но главное даже не в этом. Данный вид экономики не способен существовать без эксплуатации, т.е. без изъятия ценностей, создаваемых одними людьми и присвоения их другими. И дело здесь не только в безнравственности, которая с неизбежностью воцаряется при такой форме производственных отношений. Наиболее разрушительным является следующее. Чтобы люди не могли отстоять создаваемые ими богатства от посягательств, их лишают самостоятельности, делают бесправными, психологически и физически беззащитными. Им внедряются уродливая культура, извращённые идеологии, подавляющие личность религиозные догмы. Их лишают человеческого достоинства, травят ложными стереотипами, алкоголем, наркотиками.

У людей отнимают средства существования, источники независимого жизнеобеспечения. Изымают права, орудия труда, деньги, ресурсы, т.е. им связывают руки и не дают самим обеспечивать себя всем необходимым. В результате «естественный закон» свободы людей, а именно их возможность «использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы, т.е. собственной жизни» (Т.Гоббс) фактически перестал исполняться. И понятно, что всё это не может не понижать производительные качества человеческого труда, не способствовать всеобщей трудовой, культурной и нравственной деградации человечества.

И сравнительно высокий жизненный уровень в странах «золотого миллиарда» не опровергает указанный вывод. В самом деле, в этих государствах преобладает не интенсивный, а экстенсивный путь развития. Поэтому они уже потребляют до 80% всех мировых ресурсов, в то время как остальным 5 миллиардам людей остаётся только 20% ресурсов. То есть при сложившемся мировом порядке богатые благоденствуют за счёт бедных, а не в результате своей уникальной организованности или мудрости. Понятно, что ещё даже один такой же миллиард Земля уже содержать не сможет. В этой связи указанный сценарий развития человечества является далеко не универсальным. Он преуспевает только за счёт уничтожения экосистемы, варварской эксплуатации мировых ресурсов и всего населения Земли.

Карл Маркс считал экономику наукой, изучающей «исторически определённые формы производства и обмена, и общественные отношения, им соответствующие». В этой связи в СССР под экономикой понималась область знаний, занимающаяся изучением объективных законов общественного развития, разработкой практических рекомендаций в области производства и распределения материальных благ. Такая экономика в большей мере обслуживала общество, чем отдельного человека. Преимущественное внимание в ней уделялось специфике классовой борьбы, а не классовому сотрудничеству, делался акцент на использование кооперации, а не конкуренции.

Управление в ней оказалось сверхцентрализованным, в результате власть управляющей бюрократии стала вседавлеющей. Трудящийся превратился в винтик производства, опекаемый (социальная защита в СССР до сих пор не имеет себе равных), но бесправный. И эта дисгармония, в конечном итоге, предопределила состоявшийся крах социалистической системы.

Подводя итог изложенному, можно утверждать, что ни капиталистическая, ни социалистическая формы хозяйствования не являются совершенными. В них не согласованы разделение и кооперация труда, личное и общественное, не работают совместно активные и пассивные начала общества. А поэтому хозяйственные успехи как капиталистических, так и социалистических стран оказались более скромными, чем могли бы быть они при современных достижениях науки, техники и человеческого интеллекта.

Для реализации фундаментального подхода к указанному явлению будем полагать, что экономика – это наука, изучающая механизмы повышения результативности общечеловеческого труда и обеспечения населения жизненными ресурсами. Она призвана способствовать вхождению человека в Природную экосистему, соответствовать её законам, повышать моральный и культурный уровень людей, содействовать скоординированному развитию всего человеческого сообщества. Человек в ней рассматривается как часть Вселенной, исполняющая предназначенные ей функции, а не как примитивный потребитель, преследующий свои корыстные цели или являющийся жертвой чужого вожделения. Описанию основных законов и форм такой организации и посвящена настоящая работа.

Понятно, что это уже будет другая экономика, чем ныне существующие. А поэтому ни капиталистическая, ни социалистическая теории для неё не годятся. Не перетягивание общественного одеяла в ту или иную сторону, а увеличение его настолько, чтобы его хватало всем, должно стать главной целью её действия. Гармонизация экономических отношений будет способствовать очеловечиванию общества, делать его и сильнее, и добрее, и духовнее. Она приведёт к высвобождению колоссальной человеческой энергии, которая будет направлена на созидание, а не на борьбу. На благополучие всех, а не только некоторых, на нормальную жизнь, а не на элементарное выживание.

В самом деле, главный акцент в экономике может делаться либо на созидательные её начала, т.е. на человеческий труд, либо на распределительные, каковыми являются деньги. Очевидно, что если стимулируется результативность труда, тогда его продуктивность, благополучие людей и жизненный уровень населения повышаются. А если поощряется доходность владельцев денежных знаков, увеличение ренты и прибыли, тогда растёт число богатых, но население нищает и вымирает. Чтобы страна стала успешной, ей следует поддерживать созидание, а не потребление, помогать создающим реальные, а не виртуальные ценности. Государство должно стимулировать тех, кто способствует его процветанию, а не тех, кто работает только на себя.

Нынешняя экономическая наука является в большей мере прикладной, чем фундаментальной. Она не универсальна, то есть не может служить базой для известных типов экономик (капиталистической, социалистической, либеральной или коммунистической), использоваться для их беспристрастного анализа. А без этого невозможно установить их достоинства и недостатки, определить наилучшую форму хозяйственной организации общества.



2015-11-27 407 Обсуждений (0)
Глава 1. Экономика, её цели и показатели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Экономика, её цели и показатели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)