Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Достоинства и недостатки рыночных связей



2015-11-27 460 Обсуждений (0)
Достоинства и недостатки рыночных связей 0.00 из 5.00 0 оценок




Как уже отмечалось, связи субъектов в экономических системах бывают рыночными (горизонтальными) и административными (вертикальными). Указанные связи формируют диалектическое единство качественно различных и несводимых друг к другу инструментов управления, рыночного и административного. Благодаря ним, в хозяйственной жизни общества создаются противовесы, характерные для всех явлений Природы. Причём рыночные связи обслуживают процессы разделения труда, а административные – его кооперации. Первые из них олицетворяют стихийную составляющую хозяйственных отношений, а вторые – разумную, человеком управляемую. В этой связи рассмотрим природу и характерные качества каждого из указанных механизмов.

Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется распределение товаров между хозяйственными субъектами, реализующими процесс разделение труда. Указанные функции он исполняет путём сопоставления товаров между собой в соответствии со спросом на них и предложением, а также особенностями регулирования данными процессами.

Предложение товаров определяется затратами на их производство и доставку до потребителей. Спрос зависит от того, насколько способен он удовлетворять потребности людей или производства, т.е. потребительскими качествами товаров. Поэтому рынок является специфической сферой, в которой затраты на производство товаров и их потребительные качества вступают во взаимодействие и раскрываются одновременно. Единственным местом, где они напрямую завязаны друг на друга и, несмотря на принципиальную разницу между ними, могут сопоставляться между собой. Это и даёт рынку возможность одновременно выступать в качестве механизма регулирования и производства, и потребления. Причём всё это осуществляется автоматически, спонтанно. То есть идеальный рынок является классическим высокоорганизованным механизмом с прямыми и обратными связями между хозяйственными субъектами производитель – потребитель.

Вместе с тем рынок способен быть уравновешенным, устойчивым регулятором только в долговременном, статистическом плане. В каждый отдельный момент времени, в том или в ином месте рынок всегда неуравновешен. То спрос превышает предложение, то – наоборот. И это является главным источником его динамики, механизмом адаптации к меняющимся условиям, силой его и слабостью.

Причём на рынке фигурируют не индивидуальные, а общественно необходимые затраты на товар, включающие в себя сырьё, энергию, живой и овеществлённый труд. То есть персональный спрос вступает на нём во взаимодействие с общественным предложением, а индивидуальное предложение - с общественным спросом. Поэтому идеальный рынок устанавливает общественную оправданность конкретных затрат, вложенных в товары, а также их общественную востребованность. И в этом заключается одно из важнейших предназначений рынка. В результате факт купли-продажи товаров двумя резидентами выходит за рамки их личных отношений и приобретает общественное звучание.

С другой стороны, на рынке затраты на разные товары должны каким-то образом соразмеряться. Только в этом случае их можно сравнивать между собой, обменивать, оценивать. То есть устанавливать, сколько рубашек можно выручить, например, за один костюм. Но сопоставлять друг с другом можно только такие предметы, которые заключают в себе нечто общее, фактор сравнения, единый для всех. Если такового нет, тогда всякий обмен оказывается субъективным и ни о каких в нём закономерностях речи быть не может. Данное обстоятельство существенно усложняет весь процесс рыночного взаимодействия. Поэтому в экономику введен специфический фактор, которому приданы указанные свойства и которым наделяется всякий товар, любая услуга. Его называют меновой ценностью или стоимостью.

Именно стоимость товаров является главным параметром рыночного сравнения, через неё посредством цены и проявляются основные качества рынка. И важнейшее среди них – требование эквивалентности обмена. То есть на рынке товары призваны меняться друг на друга не произвольным образом, а в соответствии с общественно подтверждённой их стоимостью. При нарушении данного требования разрушается весь рыночный порядок и становится невозможной продуктивная работа его регуляторов. Неизбежными оказываются беспорядок, хаос. Поэтому чем в большей мере эквивалентным является товарообмен, тем полнее соблюдаются рыночные отношения. Более того,идеальный рынок(его ещё называют «свободный», «совершенно конкурентный» и проч.) – это тот, на котором совершается обмен товарами в полном соответствии с их стоимостями.

Эквивалентность должна сохраняться во всех звеньях хозяйства. В противном случае не только нарушается принцип справедливости, реализация которого необходима при любых человеческих отношениях. Но, что не менее важно, понижается эффективность производственных стимулов, искажается объективность применяемых критериев, ослабляется действенность всех экономических регуляторов.

Таким образом, процессы производства и обмена продуктами труда между хозяйственными субъектами оказываются жёстко взаимозависимыми. При рыночном обмене товарами не только реализуются преимущества общественного разделения и кооперации труда, работы прямых и обратных, горизонтальных и вертикальных связей. Но и устанавливается номинал необходимых продуктов, их количество, качество, формируются производственные и потребительские стимулы. То есть возникает система, организм, называемый общественным производством.

С другой стороны, жёсткая взаимозависимость спроса и предложения, которая составляет одну из фундаментальных основ ныне существующих рыночных отношений, не является фатальной. На самом деле реальная жизнь столь многообразна, что приносит сюрпризы всякого рода, не укладывающиеся в схему регулирования одним фактором. Как спрос, так и предложение сами по себе автономны, зависят от разных обстоятельств, а поэтому не могут сводиться исключительно друг к другу. В частности, спросом на предметы потребления управляют физиология, психология и культура людей, а предложение зависит от природных и технологических факторов, от развития науки и общественных отношений, от производительности труда и ещё от многого другого.

В действительности спрос предложением управляет плохо. «Прожив на свете, большинство из нас приходит к выводу, что … Ни в чём экономисты не заблуждаются так глубоко, как в этих бредовых представлениях о спросе, рождающем предложение. На самом деле, все примеры из истории говорят об обратном: почти всегда именно предложение (а то и сам предлагающий) формирует спрос» (Сирил Н. Паркинсон). Поэтому ограничивать рыночное регулирование лишь процессом взаимодействия спроса и предложения столь же вульгарно, как и сводить его к состоянию технократических, физиологических или психологических факторов.

Из требования эквивалентности товарно-рыночных отношений вытекает необходимость равноправия всех хозяйственных субъектов. В противном случае такая эквивалентность недостижима в принципе. А от этого возникает потребность в соблюдении равенства возможностей, свободы личности, суверенитета, равных прав товаровладельцев и обладателей денежными ресурсами. Требуется отсутствие запретов на всякие виды общественно полезной деятельности, стимулирование их разнообразия. Деятельности истинного рынка препятствуют плохая работа финансовых институтов, паразитизм и эксплуатация различных государств и социальных групп, Природы и человечества, всякого рода националистические и социальные извращения.

Рынок демонстрирует множество достоинств. В частности, он способствует минимизации затрат человеческого труда при производстве любого изделия. В этой связи процесс повышения общественной производительности труда без участия рыночного механизма невозможен в принципе. Однако привлекательные качества рынка в полной мере проявляются только в абстрактных, идеализированных системах. Они предполагают полное равноправие покупателя и продавца, ничем не сдерживаемый поток капиталов, товаров, материальных и трудовых ресурсов, абсолютно правдивую информированность общества. Но таковых в полной мере не бывает нигде и никогда.

Поэтому как у всякого вероятностного процесса саморегуляции, идеальным полем рыночных отношений является наличие беспредельного числа независимых продавцов и такого же безмерного количества изолированных друг от друга платёжеспособных покупателей. То есть идеальный рынок – это абстрактное поле абсолютной конкуренции. Поэтому рынку в наибольшей мере отвечает мелкотоварное производство близких по функциональному назначению предметов потребления широкого пользования. Он в большей мере соответствует развитым странам, чем развивающимся.

Вместе с тем, чем современнее товары, сложнее технология их изготовления, тем крупнее предприятия, обеспечивающие их производство, и меньшее число их требуется для удовлетворения общественного спроса. В результате количество организаций, выпускающих однородную продукцию, неуклонно сокращается. Технический прогресс с неизбежностью обнаруживает тенденцию всё большей монополизации экономики. Поэтому в развитых странах к числу монополистов относится до 80% хозяйственных субъектов. Так, в СССР 80-х годов 12% предприятий выпускало 75% всей продукции.

Это характерно как для сфер производства, так и потребления, управления, информации. Справедливо как для оригинальной продукции, так и для товаров широкого профиля. В самом деле, кем, как не монополистом, является единственный магазин, больница или аптека в поселке? Или продавец отличного от других товара или услуги? Станет ли разумный строить 10 параллельных телефонных, коммунальных или транспортных артерий в городе, железных дорог, проходящих между одними и теми же населёнными пунктами, всего лишь для того, чтобы организовать между ними конкуренцию?

С ещё большим основанием можно считать монополистами целые отрасли хозяйства (см. рис. 1), конкуренция между которыми невозможна в принципе. Тем не менее, под влиянием «рыночной» идеологии это пытаются делать. И ныне распоясавшиеся теплоэнергетики, транспортники, связь, оптовики, финансисты, ЖКХ и др., пользуясь своими монопольными преимуществами в ничем не ограниченных псевдорыночных условиях современного мира, наглядно это демонстрируют. Нетрудно видеть, что во всех перечисленных случаях рыночное регулирование перестаёт работать вообще. Повышение спроса не только не увеличивает предложение, но зачастую его сокращает. В самом деле, зачем монополисту расширять производство и множить связанные с этим заботы, если прибыль можно наращивать ничем не ограниченным взвинчиванием цен?

Отсюда следует, что монополии не могут управляться рынком в принципе. Поэтому попытки реанимировать рынок путём разрушения монополий, их деления, приватизации или иным каким-либо образом в большинстве случаев наносят ущерб обществу и обречены на провал. Ведь монополизация экономики – это естественный процесс, способствующий повышению ОПТ. Она является результатом кооперации труда в нынешних условиях, которая неизбежна. Отображает процесс сотрудничества, столь же продуктивный, как и процесс разделения труда, регулируемый конкуренцией. А поэтому отвергать кооперацию столь же абсурдно, как и конкуренцию.

Разрушать монополии, особенно естественные, только для того, чтобы заработал рынок, неразумно и вредно. По природе своей монополии могут управляться лишь администрацией. И это является дополнительным подтверждением, что рынок не служит универсальным, единственно возможным механизмом регулирования экономикой. Данное обстоятельство не является его изъяном, как не служит недостатком мужчин неспособность рожать детей. У него – своя специфика, свои возможности и собственные функции.

Но монополии – не единственные структуры, плохо управляемые рынком. Кроме них, имеется громадная группа товаров, потребность в которых мало зависит от предложения, а именно витальные предметы потребления. К ним относятся продукты питания и медицинские препараты, жильё, одежда, безопасность и др. Спрос на них в большей мере управляется требованием выживания, чем предложением. Чтобы не погибнуть и сохранить своих близких, люди готовы идти на всё. И указанный фактор тем в большей степени выходит за рамки рыночного регулирования, чем большим является дефицит таких предметов потребления. Данное обстоятельство естественным образом ограничивает поле стихийного рыночного регулирования.

Кроме того, прибыль, составляющая целевую основу рыночных отношений, не может употребляться для стимулирования частников, науки, образования, культуры и самого государства как целого. Здесь царствует доход, а это не одно и то же. Поэтому данный стимул оказался оторванным от важнейших факторов самосохранения всякого нормального человеческого сообщества, не способен их поддерживать и развивать.

С другой стороны, даже при условии полного раскрытия своих возможностей рынок не безупречен. Как всякий вероятностный, стохастический процесс, зависящий от многих обстоятельств, рыночный механизм инерционен, приводит к успеху только путём большого числа выборок, проб и ошибок. Поэтому рынок неэффективен в условиях резкого изменения ситуации, неуравновешенности связей, во время перемен, неустановившихся процессов в производстве и в обществе. Отсюда при росте социальной напряженности, при возникновении войн и революций, кризисов и других форс-мажорных обстоятельств рыночный механизм перестаёт работать вообще.

Рынок неплохо обслуживает текущие, сиюминутные проблемы, но не приспособлен для решения долговременных, перспективных задач. В результате во всех цивилизованных странах острой является демографическая проблема и нет даже простого воспроизводства собственного населения. Поэтому этим странам постоянно требуется приток рабочей силы из государств, психология населения которых ещё не изуродована чисто рыночными отношениями. В результате рыночная идеология, не ограниченная противовесами, слишком многое превращает в абсурд.

Рынок нивелирует общественные качества предприятий и возвеличивает частные, т.е. способствует превращению организаций в средство благополучия их хозяев и коллективов, а не в инструмент служения обществу. Поэтому рынок плохо работает при удовлетворении общественных потребностей. Его механизмы нельзя применять впрямую для решения общенациональных проблем даже в государствах с устоявшимися рыночными традициями, поскольку рынок такие потребности попросту игнорирует. Это относится к поддержанию конкурентной среды, к социально приемлемому распределению доходов, строительству каналов, защитных сооружений, дорог и других общественных строек. Только с помощью администрации можно управлять работой фундаментальной науки, высшего образования, культуры, искусства, содержать законодательные учреждения, армию, полицию и др.

Рынок не способствует устранению угрозы безопасности населения, бессилен при разрешении социальных и гуманитарных проблем. Перенесение рыночных реалий на мобилизационный, творческий потенциал общества ставит под угрозу само существование человечества. Рынок неприменим в работе средств массовой информации, особенно крупных, поскольку превращение в предметы бизнеса с неизбежностью лишает их беспристрастности и объективности. Очевидно, что продажная правда есть ложь.

Только полная и объективная информация о количестве, качестве и ценах товаров позволяет строить надёжную рыночную стратегию, но достижение этого невозможно в принципе. В результате цены в ортодоксальной рыночной экономике всё меньше отображают издержки при изготовлении товаров и их полезность для общества. Ничем не ограниченная игра спроса и предложения ведёт к отрыву производства от реальности. Поэтому в нынешних условиях рынок приводит к перманентному росту цен, не оправданному ничем объективным.

Кроме этого, в современном рынке наблюдается множество других перекосов, извращающих его работу. Так, только созданием марки фирмы цены одинаковых товаров могут различаться между собой в разы. С помощью рекламы нередко формируется образ продукта, далекий от реальности. И это позволяет рынку не служить людям, а подчинять их себе. Даёт возможность недобросовестным продавцам извлекать громадную ренту не путём совершенствования производства, а организацией информационных агрессий.

По большому счёту рынку не нужны ни рабочие, ни инженеры, учёные, врачи или учителя, старики и дети, а только покупатели и продавцы. То требуется, что продаётся, а всё другое не нужно. Тот человек достоин уважения, который способен покупать. Поэтому рынок превращает немалую часть трудоспособного населения, не сумевшего приспособиться к такому уродливому положению, в отверженных. Способствует превращению стран, управляемых преимущественно рынком, в колонии, не производящие ничего собственного, не обеспечивающие своё население, служащие сырьевыми придатками и местами сбыта избыточной продукции развитых стран.

По природе своей рынок жесток, безнравственен, бескомпромиссен, не ведёт к достижению социального равновесия. По сути своей он содействует расизму биологически сильных по отношению к слабым. Ведёт к обогащению богатых и к разорению неимущих, и не только в человеческом, клановом плане, но и в государственном масштабах. В нём каждый за себя и никто – за всех. А это не может быть продуктивным, всякая борьба стоит дорого.

Рынок эксплуатирует низменные инстинкты человека и подавляет или извращает возвышенные. Он не принимает во внимание потери, наносимые его действиями Природе и обществу, бессилен при воспитании молодого поколения, при становлении его нравственности, этики и морали. То есть всего того, что превращает животных особей в людей, выходит за рамки зримой сиюминутной выгоды. Делает из человеческих индивидуумов общество, определяет сущность государства как формы общественного объединения.

Рыночная экономика исключает природные ресурсы из ценообразования, рассматривая их в качестве «бесплатной» добавки, рентного преимущества. В результате современная экономика приведена к такому состоянию, при котором если в себестоимости подавляющей части товаров учитывать природную компоненту, тогда рентабельность их производства окажется отрицательной. И недаром Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году признала, что рыночная модель экономики ведёт к глобальной экологической катастрофе человечества.

Ничем не ограниченный рынок способствует разрушению национальных, этнографических, цивилизационных, конфессиональных и других обогащающих мир различий государств и народностей. Он обезличивает всех, делает бесцветной окружающую действительность. Лишает человека корней, веками освящённых обычаев, языковых и культурных индивидуальностей, без которых нарушается связь времён и всякое прогрессивное развитие человечества становится невозможным.

И вопрос о том, проявление позитивных или негативных качеств рынка превалирует в том или ином государстве, в тех или иных условиях, зависит от характера его организации. От того, в какой степени адекватным действительности является его административное управление, в какой степени умеет оно манипулировать рынком. А без этого, сам по себе как следует работать рынок не способен.

Власть теряет всё своё очарование, если ею не злоупотреблять

Поль Валери



2015-11-27 460 Обсуждений (0)
Достоинства и недостатки рыночных связей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Достоинства и недостатки рыночных связей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)