Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 18. Денежно-кредитная система и монетарная политика



2015-11-27 794 Обсуждений (0)
Тема 18. Денежно-кредитная система и монетарная политика 0.00 из 5.00 0 оценок




Денежная система – исторически сложившаяся в нашей стране форма организации денежного обращения, обычно законодательно устанавливаемая государством. Элементы денежной системы: 1) национальная денежная единица; 2) масштаб цен; 3)эмиссионная система; 4) формы денег; 5) валютный паритет; 6) институты денежной системы.

Денежная масса представляет собой совокупность всех имеющихся в обращении денег. При этом, однако, денежная масса состоит из различных компонентов, наиболее известные из которых: наличные деньги, текущие и сберегательные счета, долговые обязательства.

Наличные и текущие счета создаются банковской системой, долговые обязательства – другими субъектами экономики. При этом, далеко не все из долговых обязательств относят к денежной массе, а только те из них, которые эмитируются в соответствии с законом и имеют высокую степень ликвидности и надежности. Остальные являются так называемыми денежными суррогатами.

Ликвидность можно определить как легкость, с которой тот или иной компонент денежной массы может выполнять функцию платежного средства. Наиболее ликвидным компонентом являются наличные деньги, так как они являются законным и обязательным к приему платежным средством, то есть наличным деньгам присуща абсолютная ликвидность. Поэтому ликвидность остальных компонентов денежной массы (впрочем, как и любого другого актива), можно определить как способность данного актива конвертироваться в наличность.

Уровень ликвидности у разных компонентов денежной массы различен. Поэтому денежная масса структурируется в отдельные денежные агрегаты по критерию ликвидности ее компонентов.

Не существует какой-либо общепринятой структуры агрегатов денежной массы, в каждой стране имеется своя специфика, тем не менее общая тенденция следующая: по мере возрастания индекса агрегата денежной массы убывает степень ликвидности входящих в данный агрегат компонентов и возрастает их роль как средства сохранения ценности.

В Российской Федерации Центральный Банк учитывает порядка 20 компонентов денежной массы, которые объединяет в четыре агрегата – M0, M1, M2, M3, при этом в M2 учитываются все срочные вклады, а в M3 – депозитные сертификаты банков и облигации госзаймов.

Спрос на деньги в рамках количественной теории описывается уравнением обмена.

M × V = P × Y (уравнение Фишера),

или:

M = k PY ,

где М – денежная масса:

Y – реальный национальный доход;

P – уровень цен;

V – скорость оборота денег;

k – коэффициент кассовых остатков, то есть доля совокупного предложения, которую субъекты желают иметь в виде наличности, k = 1/V.

Предложение денег. Под предложением денег(MS) понимается формирование денежной массы в стране. Предложение денег является важнейшей функцией государства; органом, осуществляющим регулирование денежного предложения, является Центральный Банк.

Кредитно-банковская система – функциональная подсистема рыночного хозяйства, опосредствующая процессы формирования капитала в экономической системе и его движения между субъектами и секторами экономики.

Кредит – ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента, при движении которой между кредитором и заемщиком складываются определенные экономические отношения.

Сделка ссуды – выплата менового эквивалента в процессе сделки происходит не сразу (как при сделке купли-продажи), а откладывается на определенный срок.

Принципы кредитования: срочность, возвратность, платность, материальное обеспечение, целевая направленность.

Банки – особые экономические институты, образующие основную группу кредитных учреждений и реализующие функции аккумуляции денежных средств, предоставление кредитов, осуществления денежных расчетов, эмиссии кредитных средств обращения, выпуска различных ценных бумаг и т.д.

По функциям и характеру операций банки классифицируются на: Центральные эмиссионные, Коммерческие депозитные, Инвестиционные, Сберегательные, Специального назначения.

В соответствии со структурой денежно-хозяйственных функций кредитно-банковской системы основными операциями коммерческих банков являются:

1) пассивные – привлечение денежных ресурсов (прием депозитов, продажа акций, облигаций и других ценных бумаг), пассивные сделки повышают сумму задолженностей;

2) активные – размещение денежных ресурсов (предоставление кредитов, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг), активные сделки повышают сумму требований.

Среди услуг банков особо выделяются такие виды:

прямое кредитование (выдача ссуды на условиях возвратности, срочности, платности;

банковские инвестиции (приобретение банков акций и облигаций);

лизинг (опосредованная банком аренда различных видов имущества, оборудования);

факторинг (передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств анной фирмы);

трастовые операции (операции по управлению капиталом клиента).

Если не делать различия между разными видами вкладов и представить всю денежную массу как сумму наличных и депозитов, то модель денежного предложения выглядит следующим образом.

Центральный Банк вводит в обращение наличные деньги – банкноты и монеты, как законное платежное средство. До тех пор, пока все расчеты в экономике производятся только наличными деньгами, а экономические субъекты не переводят наличные во вклады, величина денежной массы в стране будет равна сумме эмитированной Центральным Банком наличности.

Однако рано или поздно часть наличности перейдет в безналичные вклады, так как экономические субъекты будут открывать счета в коммерческих банках. И вот тогда начинается процесс, который можно охарактеризовать как мультипликативное расширение депозитов.

Что такое коммерческий банк? В самом общем виде – это предприятие, деятельность которого построена на купле и продаже денег. Разница между ценой покупки и продажи денег, называемая маржой, составляет основу прибыли коммерческого банка. Поэтому, купив деньги, то есть получив их во вклад, коммерческий банк будет стараться их продать, то есть выдать кредит. Однако кредит может быть опять переведен во вклад, даже если он выдан в форме наличности. Например, кто-либо взял кредит на покупку жилья. Как только оплата жилья будет осуществлена, фирма-продавец депонирует полученную сумму в своем банке, если, конечно, не нуждается в наличных. Если же кредит выдается в безналичной форме, то он автоматически в том или ином виде зачисляется в депозит того коммерческого банка, где заемщик держит свой счет. И этот коммерческий банк также получает возможность выдать кредит.

Таким образом, система коммерческих банков имеет возможность увеличивать количество депозитов в стране. Важный вопрос состоит в том, насколько далеко может зайти процесс расширения депозитов и какую величину может составить денежная масса при заданной сумме наличных денег в стране.

Коммерческие банки выдают кредит не на всю сумму депозитов, так как часть вкладов они переводят в резервы. При этом различают обязательные, избыточные и фактические резервы.

Резервы – сумма средств, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов.

Обязательные резервы – минимальный размер вклада, который коммерческий банк должен держать в Центральном Банке.

Избыточные резервы представляют собой кассовую наличность коммерческого банка.

Фактические резервы представляют сумму обязательных и избыточных резервов.

Норма обязательного резервирования устанавливается Центральным Банком. Как правило, она дифференцирована по видам депозитов, однако в целях упрощения будем считать ее единой. Обязательные резервы исполняют функцию страхования депозитов. Обязательные резервы коммерческих банков вместе с наличными деньгами составляют денежную базу (H).

Денежная база – это та часть денежного предложения, которую непосредственно создает Центральный Банк. Она обеспечивается активами Центрального Банка, среди которых важнейшими являются золото-валютные резервы, ценные бумаги правительства и кредиты коммерческим банкам.

Избыточные резервы банки держат по двум причинам. Во-первых, для исполнения текущих обязательств перед клиентами, которые могут востребовать наличные со своих счетов. Во-вторых, при ухудшении конъюнктуры на денежном рынке банки снижают объем выдаваемых кредитов в целях снижения рисков их невозврата. Избыточные резервы служат источником создания новых денег коммерческими банками, и их также относят к денежной базе.

Если вся масса кредитных ресурсов выдается в безналичной форме, то каждый выданный кредит опять зачисляется в той или иной форме в депозит, и система коммерческих банков создает максимально возможное при заданной норме резервирования количество новых депозитов. Соответственно, в этом случае при заданной денежной базе денежная масса достигает максимального размера.

Однако, в реальности часть выданных кредитов по разным причинам переводится в наличность и оседает на руках у экономических субъектов. А это означает, что общий объем депозитов сокращается, и возможности коммерческих банков по созданию новых денег уменьшаются. Чем выше в каждый момент времени доля наличных в соотношении «наличные/депозиты», тем меньше величина денежной массы при заданной денежной базе, и наоборот.

Кроме того, часть депозитов переводится коммерческими банками в кассовую наличность. В этом случае соотношение «наличные /депозиты» также изменяется в пользу первых, однако у коммерческих банков существуют резервы по созданию новых денег.

Таким образом, на величину денежного предложения оказывают влияние три ключевых фактора. Это, во-первых, размер денежной базы, во-вторых, соотношение «резервы /депозиты», в-третьих, соотношение «наличность /депозиты». В результате, в формировании денежного предложения принимают участие три субъекта: Центральный Банк, система коммерческих банков и население.

Упрощенно механизм действия денежного мультипликатора (или создание новых кредитных денег банками) можно пояснить таким образом. Мультипликатор текущих счетов, или денежный мультипликатор, схож с мультипликатором дохода. В основе мультипликатора дохода лежит тот факт, что расходы одного домохозяйства получаются в виде дохода другим; мультипликатор счетов основывается на том, что резервы и счета, потерянные одним банком, получаются другим. Подобно тому, как размер мультипликатора дохода определяется величиной, обратной MPS, т.е. утечке сбережений, которая происходит в каждом расходном цикле, мультипликатор счетов m является величиной, обратной требуемой резервной норме R, т.е. изъятию в обязательные резервы, которое происходит на каждой ступени процесса кредитования, т.е. . В формуле m обозначает максимальное количество новых кредитных денег, которое может быть создано одним рублем избыточных резервов при данной величине R.

, где D – максимальное количество новых денег на текущих счетах.

Спрос на деньги

Современная теория денежного спроса основана на кейнсианских предпосылках о роли денег в экономике, согласно которым выделяются три основных мотива, по которым экономические субъекты предъявляют спрос на деньги:

· трансакционный мотив, отражающий потребность в деньгах для совершения сделок (текущих платежей);

· мотив предосторожности, отражающий потребность в деньгах для осуществления непредвиденных платежей (является разновидностью трансакционного мотива);

· спекулятивный мотив, отражающий спрос на деньги как на имущество.

Предложение денег (MS) – общее количество денег, находящихся в обращении.

Денежный рынок – рынок, на котором спрос на деньги (MD) и предложение денег (MS) определяют уровень процентной ставки (i), «цену» денег (см. рис. 8), где M – количество денег в обращении; i – номинальная ставка процента. В точке E на денежном рынке устанавливается равновесие при равновесной процентной ставке (iE).

Рис. 8. Денежный рынок

Монетарная политика – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание денежно-кредитной политики.

Основными задачами денежно-кредитной политики являются:

· обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;

· выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

· воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.

Для реализации этих задач Центральный Банк использует определенный набор инструментов. Только Центральный Банк может осуществлять денежную эмиссию, имея исключительное право на печатание банкнот.

Кроме того, в целях регулирования величины и/(или) структуры денежной массы Центральный Банк применяет специфические инструменты денежно-кредитной политики, важнейшими из которых являются:

· политика открытого рынка;

· учетная политика;

· резервная политика.

· валютная политика.

При проведении своей политики Центральный Банк исходит как из стратегических задач развития экономики страны, так и преследует частные тактические цели краткосрочного характера. При этом он может проводить как самостоятельную политику, так и идти в «фарватере» политики правительства. Политика Центрального Банка в значительной степени определяется характером его взаимоотношений с другими государственными органами, вытекающим из специфики законодательства о Центральном Банке и денежном обращении в той или иной стране, а также сложившимися в стране традициями и характером развития политических институтов.

Политика открытого рынка, то есть проведение операций на открытом рынке, является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью политики открытого рынка является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Термин «открытый рынок» означает, что Центральный Банк продает и покупает ценные бумаги на фондовой бирже, а не в порядке частных соглашений.

Учетная политика представляет собой классический инструмент в практике центральных банков. Суть учетной политики состоит в том, что Центральный Банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой, или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой ссудой и возможности ее получения различаются по странам.

Термин «учетная ставка» означает ставку процента (или дисконта), по которой учитываются векселя, то есть учетная ставка представляет собой сумму процента за время, прошедшее с момента выставления векселя Центральному Банку до момента его погашения.

Учетная политика не является инструментом оперативного воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стараются проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в некоторых странах, например в РФ, ставка рефинансирования имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.

Резервная политика заключается в том, что Центральный Банк устанавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков. Обязательные резервы выполняют функцию страхования вкладов, что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов, чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы.

Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной массы, а следовательно, и на величину денежного предложения. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки (в прямой зависимости для ставок по кредитам и в обратной – для ставок по депозитам).

Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказывает непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный Банк сокращает количество денег высокой эффективности, покупая – увеличивает.

Как правило, центральные банки проводят довольно активные операции на валютном рынке, так как поддержка устойчивого курса национальной валюты входит в сферу их компетенции. Таким образом, целью валютной политики зачастую является не регулирование денежного предложения, а поддержка курса национальной валюты.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный Банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный Банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в периоды «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

Однако, влияние изменения величины денежного предложения на экономическую конъюнктуру далеко не однозначно. Поэтому часто при проведении своей политики Центральный Банк исходит из более «приземленных» соображений, ориентируясь на управление формальными параметрами финансового рынка. В зависимости от того, на какие параметры воздействует Центральный Банк, можно разграничить тактические цели денежно-кредитной политики.

Так, Центральный Банк может избрать в качестве своей тактической цели не только управление величиной денежного предложения, но и, например, поддержание стабильного валютного курса или установление определенных пределов изменения ставки процента, либо управление иным достаточно очевидными и легко управляемым параметром. При этом, учитывая взаимосвязанность большинства макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между различными тактическими целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры.

 

Взаимосвязь товарного и денежного рынков. IS–LM – модель

Кривая LM как характеристика множества равновесных состояний на рынке денег. В кейнсианской модели при заданной денежной базе функции денежного спроса и предложения являются функциями одних и тех же аргументов: дохода и ставки процента. Таким образом, условия равновесия на денежном рынке определяются из одного уравнения с двумя неизвестными (Y, i). Это означает, что существует множество его решений в виде парных значений Y и i, Y – национальный доход; i – реальная ставка процента.

Кривая IS как характеристика множества равновесных состояний на рынке благ. Нетрудно сделать вывод, учитывая ранее проведенный анализ IS–модели, что для обеспечения равновесия на рынке благ, во-первых, необходимо определенное сочетание значений национального дохода и ставки процента и, во-вторых, таких сочетаний может быть множество.

Понятие совместного равновесия. IS–LM – модель. Равновесие на рынках благ и денег в кейнсианской модели выражается во множестве комбинаций парных значений национального дохода и ставки процента, что находит свое отражение соответственно в уравнениях линий IS и LM.

Теперь перед нами стоит задача: определить условия, при которых равновесие устанавливается на обоих рынках, то есть совместное равновесие.

Нетрудно заметить, что задача нахождения условий совместного равновесия имеет единственное решение. Так как и уравнение линии IS и уравнение линии LM содержат одни и те же параметры, то алгебраически нахождение условий совместного равновесия сводится к решению системы из двух уравнений с двумя неизвестными, что приводит к нахождению единственной пары значений национального дохода и ставки процента, при которых равновесие устанавливается на обоих рынках.

Единственность решения системы указанных уравнений наглядно иллюстрируется графически. В силу разного наклона линий IS и LM среди множества комбинаций парных значений ставки процента и национального дохода существует лишь единственная комбинация и , соответствующая совместному равновесию, как это показано на рис. 9.

Рис. 9. IS–LM модель.
Совместное равновесие на рынках благ, денег и ценных бумаг

IS–LM модель создана в рамках кейнсианской экономической доктрины для иллюстрации, анализа и развития базовых положений кейнсианства. Однако, инструментарий, предложенный Хиксом, оказался настолько удачным, что сегодня его используют практически все экономисты, вне зависимости от концептуальной принадлежности своих взглядов.

Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской концепции – эффективный спрос. Именно эффективный спрос, по мнению кейнсианцев, является определяющим параметром в экономике.

Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

Совместное равновесие является достаточно устойчивым состоянием экономики, так как любые отклонения от него воспринимаются экономическими субъектами как неблагоприятные проявления и вызывают действия, приводящие к восстановлению совместного равновесия.

На каждом из рынков существуют неценовые механизмы восстановления равновесия, которые основаны на том, что экономические субъекты реагируют на возникновение дефицитов или избытков.

Возникновение дефицита или избытка на рынке благ проявляется в отклонении уровня товарно-материальных запасов от запланированного предпринимателями размера, что вызывает изменение предложения благ. При снижении уровня товарно-материальных запасов предприниматели увеличивают предложение; при росте, соответственно, уменьшают.

Возникновение дефицита или избытка на рынке денег проявляется в отклонении уровня реальных кассовых остатков от запланированной домашними хозяйствами величины. При нехватке денег домашние хозяйства стараются восполнить размер реальной кассы; при избытке – уменьшить. Такое их поведение порождает специфический механизм взаимодействия двух рынков, обеспечивающий устойчивость совместного равновесия, называемый трансмиссионным механизмом процентной ставки. Суть его в следующем.

Экономические субъекты планируют на каждый период оптимальный для себя размер реальных кассовых остатков. Изменения, происходящие на любом из рынков, приводящие к нарушению совместного равновесия, экономические субъекты воспринимают через отклонения своих реальных кассовых остатков от запланированной (оптимальной) величины. А так как деньги являются для них одним из видов активов (наряду с гособлигациями в базовой кейнсианской модели), то нехватку денег они восполняют путем продажи гособлигаций, избыток же устраняется путем их покупки.

Изменение объема предложения и спроса на рынке гособлигаций оказывает влияние на цену (курс) последних, рост предложения гособлигаций снижает их курс, рост спроса – повышает. Изменение же курсовой стоимости гособлигаций, фактически, означает изменение процентной ставки в противоположном изменению курса направлении.

Изменение ставки процента приводит к пересмотру запланированных предпринимателями инвестиционных расходов. Рост процентной ставки вызывает снижение инвестиционного спроса, понижение, наоборот – увеличение инвестиционного спроса. Изменение инвестиционного спроса обусловливает изменение совокупного спроса в целом и национального дохода.

Вышеприведенное рассуждение можно кратко записать:

M/P¯ÞB¯Þi­ÞI¯ÞAD¯ÞY¯,
где M/P – реальные кассовые остатки.

Таким образом, экономическая система реагирует на отклонения от совместного равновесия. Экономические субъекты будут реагировать на дефициты или избытки до тех пор, пока не восстановится состояние совместного равновесия.

Восстановление совместного равновесия возможно, если не происходит событий, изменяющих условия равновесия на каком-либо из рынков. Если же условия равновесия на каком-либо из рынков меняется, то меняются и условия совместного равновесия, то есть экономическая система перейдет к новому состоянию совместного равновесия. Процесс приспособления к новому равновесному состоянию также основан на механизме процентной ставки.

Тема 19. Бюджетно-налоговая система
и фискальная политика

Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Финансовая система – совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения.

Финансовая политика – политика, проводимая финансовой системой.

Функции финансов: аккумулирующая, регулирующая, распределительная, контрольная.

Структура финансов: государственные финансы, предприятий и отраслей, региональные.

Государственный бюджет представляет собой роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденную в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается финансовый год. В Российской Федерации финансовый год совпадает с календарным годом, в некоторых странах он отличается от последнего.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений и институтов. В Российской Федерации достаточно сложная бюджетная система, включающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Каждый из этих бюджетов исполняется отдельно, в целом же они составляют консолидированный бюджет страны.

Существуют доходные и расходные статьи государственного бюджета.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодолеть циклический спад экономики и предполагает увеличение государственных расходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгосрочной перспективе растущий налоговый клин может снизить совокупное предложение и развернуть механизм стагфляции. Затяжная стагфляция создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что часто присутствует в экономиках переходного периода, в том числе в России.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходов (Kg) показывает, насколько возрастает (уменьшается) ВНП в результате роста (снижения) государственных расходов

.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога: субъект налога, объект налога, источник налога, ставка налога. Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Виды налогов различаются в зависимости от критериев: по признаку соотношения между ставкой налога и доходом; по механизму формирования; по использованию. Современная налоговая система использует целый ряд принципов.

Кривая А.Лаффера – показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100%-ной), при которой налоговые поступления достигают максимума (рис. 10).

Рис. 10. Кривая Лаффера

Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения.

Различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства.

Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, вследствие чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребительского спроса. Кроме того, в результате роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия. В результате, рост совокупного спроса сдерживается. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется.

Фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику, так как она сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета: налоги представляют основные доходы госбюджета, а госзакупки и трансферты – его расходы.

Состояние госбюджета: нормальное – расходная часть равна доходной; дефицитное – расходы превышают доходы. Дефицит госбюджета не является опасным для экономики, если он на уровне 2-3% ВНП. В противном случае это сказывается на функционировании денежной, кредитной систем и всей экономики в целом.

Причины дефицита госбюджета: спад экономики; уменьшение акцизных налогов; увеличение бюджетных расходов; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск «пустых» денег; неоправданно «раздутые» социальные программы; большие затраты на ВПК; большой оборот «теневой» экономики и др.

Меры по снижению бюджетного дефицита: конверсия; переход от финансирования к кредитованию; постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям; снижение расходов на управление государством; изменение системы налогообложения; повышение роли местных бюджетов.

Различают структурный и циклический дефицит.

Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом.

Ключевой вопрос бюджетной политики – должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Существует три основных концепции: ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.

Государственный долг – сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.

Кроме того, выделяют общий и первичный дефицит госбюджета, особенно это важно для анализа динамики государственной задолженности.

Первичный дефицит представляет собой общий дефицит, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Именно первичный дефицит рассматривается как инструмент стабилизационной политики.

Бюджетный дефицит принципиально может обслуживаться двумя способами – с помощью кредитов Центрального Банка (DM) и путем эмиссии государственных ценных бумаг (DB), то есть можно записать, что величина бюджетного дефицита равна сумме прироста денежной массы и прироста государственных ценных бумаг:

Первый способ, как правило, используется правительствами развивающихся стран, стран с переходной экономикой, как это имело место в Российской Федерации до августа 1995 года. По определению, такое финансирование является чисто инфляционным, так как происходит монетизация дефицита госбюджета.

Для развитых стран характерно обслуживание дефицита госбюджета через эмиссию гособлигаций. В этих условиях государственный долг GD можно интерпретировать как размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг, то есть:

GD=åB.

При этом также может происходить монетизация дефицита госбюджета, если Центральный Банк осуществляет покупки на открытом рынке государственных ценных бумаг, согласовывая такие действия с правительством.

О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в валовом национальном продукте, однако вопрос о критическом значении показателей остается открытым. Так, в некоторых странах размер государственного долга превышает половину ВНП, а расходы на его обслуживание приближаются к десятой части всех расходов бюджета. Однозначно можно утверждать следующее: размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита госбюджета. Кроме того, если при большой величине государственной задолженности общий дефицит бюджета в значительной части направляется на выплату процентов по государственным ценным бумагам, то такая ситуация должна рассматриваться как критическая для финансовой системы страны.

На динамику государственной задолженности влияет целый ряд факторов, ключевыми из которых являются: соотношение между общим и первичным дефицитом, темп роста валового национального продукта и реальная ставка процента по государственным ценным бумагам. Государственная задолженность уменьшается, когда образовывается первичный избыток, а также, когда темп прироста ВНП превышает реальную ставку процента, и увеличивается в противном случае.

Чем выше темпы экономического роста, тем больший уровень бюджетного дефицита может выдержа



2015-11-27 794 Обсуждений (0)
Тема 18. Денежно-кредитная система и монетарная политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 18. Денежно-кредитная система и монетарная политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (794)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)