Экономическое развитие общества и основные типы потребления
Концепция типов потребления. Тип потребления доиндустриального общества (относительное однообразие ассортимента потребляемых благ; преобладание природных продуктов и материалов; преобладание уникальных нестандартных товаров и услуг, в потребительском поведении большое значение духовных благ, обычаев и традиций; большой удельный вес домашних услуг, незначительное потребление энергии; преобладание потребления продовольственных товаров; преобладание натурального потребления). Тип потребления индустриального общества (увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых благ; стандартизация, спецификация и рационализация потребления; приоритет личного потребления материальных благ над духовными; рост потребления энергии; сокращение доли потребления продовольственных товаров; существенный разрыв между уровнем денежного дохода и уровнем потребления; глубокое неравенство потребителей). «Общество массового потребления» (нарастание материального гедонизма; возрастание роли психологического фактора и моды в потреблении; включение имиджа и стереотипа потребления в требования социального престижа; загрязнение окружающей среды). Тип потребления постиндустриального (информационного, технотронного) общества (высокий уровень потребления основной массы населения, изобилие материальных благ и услуг; распространение городских форм и условий потребления на сельскую местность; не количественное наращивание, а повышение качественного уровня потребления; улучшение качества жизни в целом; знания и информация – важнейшие элементы структуры потребления населения развитых стран, формирование экономики услуг; индивидуальный стиль потребления; интернационализация и стандартизация потребления; уникальность национальной культуры потребления).
История развития и национальные особенности потребления в России Во второй половине Х1Х в. крестьянское хозяйство становится основной производящей и потребляющей единицей в российском обществе. Сосуществование двух форм потребления: товарная и натуральная. В советской России формируется индустриальное общество со средним уровнем массового потребления, плановый способ производства и потребления товаров и услуг. Особенности советской плановой системы: постоянный дефицит товаров и услуг, искусственное поддержание низких цен на товары массового потребления. Расхождение государственных цен и цен свободного рынка. Теневой характер частного предпринимательства в сфере услуг. Вторая половина 1970-х - первая половина 1980-х гг. начало формирования некоторых черт «общества массового потребления». Особенности понимания потребностей и потребления в советской экономической науке и в практической деятельности: потребление не рассматривалось как сфера экономической деятельности; потребление – второстепенная сфера общественной жизни; постоянная смена приоритетов в оценке структуры потребления; приоритет интересов общества над интересами личности. Обострение дефицита товаров и услуг в период перестройки. Реформы 1980-х - 1990-х гг.: падение потребления жизненно необходимых товаров и услуг; натурализация потребления товаров и услуг; ослабление потребностей в развитии личности и творческих потребностей; увеличение распространения деструктивных потребностей, товаров и услуг для их удовлетворения; резкая дифференциация доходов и возможностей удовлетворения потребностей по регионам и социальным группам; действия потребителей по повышению рыночных доходов.
Потребление в современной России Факторы, влияющие на потребление в современной России: переход от преимущественно государственно-планового механизма национальной экономики к преимущественно рыночной; переход к «обществу массового потребления»; переход от индустриального общества к постиндустриальному. Природно-географические факторы, оказывающие влияние на специфику потребления в России: огромные пространственные масштабы страны; суровый климат на значительной части территории; нестабильность природных процессов и ограниченность территории, пригодной для комфортного проживания. Социально-экономические факторы, влияющие на специфику потребления в России: обширность внутреннего рынка; высокие транспортные расходы; низкая плотность населения; более низкий удельный вес городского населения по сравнению с развитыми странами; многообразие стилей жизни и потребления; высокий уровень потребления энергии.
Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей Сфера сервиса как потребность в особом взаимодействии людей. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей. Классификация услуг населению. Методы сервисной деятельности. Психология и тактика процесса обслуживания потребителя. Потребитель и культура обслуживания. Критерии оценки качества услуг.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |