Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы



2015-11-27 1846 Обсуждений (0)
Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы 0.00 из 5.00 0 оценок




Это влияние определяется многообразием факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и др. В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат – позитивное влияние на ребенка, педагога было существенным.

Цель деятельности детского общественного объединение можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых, более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с донной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Л.В.Алиева опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений представляет в следующих типичных вариантах.

П е р в ы й в а р и а н т - школа как государственное образовательное учреждение и детские общественные объединения (чаще это организации с четкой программой, целью, правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения, имеющие самостоятельный юридический статус) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону «О поддержке детских, молодежных общественных объединений», принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.

При таком сотрудничестве создаются реальные возможности взаимодействия для двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом школа добровольно выбирает партнера в лице детской общественной структуры, исходя из принципов демократизации и гуманизации образовательного процесса. Взаимодействие равных воспитательных субъектов может быть реализовано в разнообразных формах, прежде всего на основе реализации общих программ (социальных, культурологических, образовательных и др.). Субъекты СПО-ФДО и школы, как показывает опыт, успешно взаимодействуют на базе разработанных социально ориентированных программ(«Игра – дело серьезное», «Орден милосердия», «Школа демократической культуры» и др.).Программы, проекты ФДО «Юная Россия», ориентированные на гражданское воспитание, индивидуальное развитие, социальную адаптацию ребенка («Возрождение», «Школа социального успеха»), на воспитание и развитие младших школьников («Четыре плюс три», «Маленький принц Земли»), успешно используются в обновлении воспитательных систем школ.

На базе школы могут создаваться и действовать «форпосты», первичные структуры (дружины, отряды, клубы) районной, городской, региональной детской организации, членами которых являются учащиеся данной школы. Своей общественной деятельностью, позицией члена организации, объединения такие дети влияют на определенные стороны воспитательной системы школы или способствуют её созданию (создают пресс-центры, организуют клубы, проводят походы-экспедиции).

Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений равных партнеров во многом определяется динамизмом, демократизмом, автономностью ДОО, четко выраженной их спецификой, а также возможностью школы иметь нескольких партнеров, не привязывая себя жестко и надолго к одному общественному объединению, организации, строя отношения по принципу целесообразности. Вариант взаимодействия равных партнеров позволяет вывести воспитательную систему школы за её стены, сделать более открытой, социально значимой, результативной. Новая позиция учеников – членов ДОО позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в её содержание, организацию, гуманизируя отношения «взрослый-ребенок».Опыт убеждает в том, что детские общественные структуры опосредованно способны вывести ВСШ из состояния кризиса и хаоса. Пока в массовой практике отношения школ и ДОО как равных партнеров только зарождаются.

В т о р о й в а р и а н т – более распространенный. Его суть заключается в том, что отношения государственного образовательного учреждения и детской общественной структуры строится как взаимодействие субъектов ВСШ, придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственно-общественной.

Детское объединение в этом случае – важный компонент системы, находящийся в тесной взаимосвязи с основными её структурами. Другими словами, взаимодействие этих двух субъектов осуществляется внутри воспитательной системы на уровне государственных и общественных (самодеятельных) её структур (управление и самоуправление, класс – детское объединение, государственные учебные программы и программы детских объединений во внеурочное время и т.д.).

Как правило, инициаторами создания детских общественных структур становятся взрослые – педагоги, руководители, реже – сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к её развитию. Такое влияние ДОО на ВСШ наблюдается в последнее время на практике.

Школа все больше осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы.

Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:

· Разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);

· Школьными (ученическими) организациями;

· Детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;

· Временными детскими объединениями – советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско- краеведческих соревнований;

· Профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние ВСШ. Так, место ученических организаций в ВСШ достаточно специфично. Они – союзники педагогического коллектива школы в решении её основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности – школа, ученик, отношения «учитель - ученик», учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, её авторитет в глазах детей, педагогов, родителей – один из показателей результативности ВСШ.

ДОО, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать ВСШ стабильность, основательность, современность.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур – создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат – ребенок как личность, творец, созидатель.

 



2015-11-27 1846 Обсуждений (0)
Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1846)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)