Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология учебной и научно-исследовательской работы в вузовской системе подготовки специалиста



2015-11-27 951 Обсуждений (0)
Технология учебной и научно-исследовательской работы в вузовской системе подготовки специалиста 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматриваемый процесс состоит из отдельных стадий, каждая из которых представляет собой совокупность однородных по назначению этапов технологического процесса. Этап является законченным комплексом операций, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как малый комплекс однородных действий.

УИРС проводится в два этапа.

На первом этапе студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук.

Формами УИРС на этом этапе, могут быть:

- реферирование отдельных тем изучаемых курсов;

- составление библиографии по определенной теме;

- участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей);

- изготовление по заданиям кафедры схем, плакатов;

- участие в подготовке лекционного демонстрирования, презентаций и т.д.

Формы представления результатов научно-методической деятельности достаточно разнообразны по характеру, содержанию, объему, оформлению и т.д. и отражают многообразие самой научно-методической деятельности. Основные формы, в которых авторы могут довести до сведения других содержание своей научной или методической работы, - устные сообщения, письменные работы и опубликованные в печати.

Реферат. С этого вида работы обычно начинается знакомство студента – начинающего исследователя с научно-методической работой. В реферате в сокращенном виде излагается содержание научной работы, какой-либо книги (краткий обзор содержания нескольких книг). Первоначальный смысл рефератов представ­лял собой результат реферирования одной или нескольких книг по теме, на основании таких материалов составляются рефера­тивные сборники. В вузах в реферате обычно требуется кратко раскрыть какую-либо тему [2,6].

Выделяют два вида рефератов — литературный (обзорный) и методический. Первый предполагает анализ литературных данных по определенной теме, попытку систематизировать материал и выразить свое отношение к нему. Второй направлен на характери­стику цели и задач исследования, методов для их решения, по­пытку сделать заключение (выводы) по результатам анализа. Ма­териал рефератов может быть использован в курсовой, диплом­ной работе.

Объем реферата зависит от содержания реферируемого доку­мента. В заглавии реферата отражается название реферируемой работы. Обычно в реферате не требуется титульного листа, подразделения текста, оглавления, но некоторые вузы вводят более высокие тре­бования и к этому виду работы.

Доклад. По своему характеру доклад представляет собой запись устного сообщения по какой-либо теме. И этим доклад мало чем отличается от реферата. Объем доклада – 5-10с.

Устное сообщение (доклад) содержит задачи, мето­ды исследования, обоснование новых фактов, выводы, практи­ческие предложения. На доклад отводится 10 — 25 мин, поэтому он должен быть предельно насыщен полезной информацией, без нежелательных отступлений. Примером могут служить доклады по защите выпускных квалификационных работ. В процессе доклада возможна демонстрация иллюстративного материала. В практике существуют доклады по содержанию диссертаций с целью апро­бации своей работы. Рефераты и доклады в вузах выступают также в качестве СРС, от их качества зависит получение сту­дентом зачетных баллов [2,6].

Большое распространение в последние годы получили тезисы докладов на научно-практическую конференцию.

Тезисы – краткое изложение основных положений доклада, фрагмента диссертации. Объем тезисов – 1-2с.,

Контрольная работа в вузе носит преимущественно зачетный характер, это своего рода письменный экзамен. Контрольная работа состоит из ответов на ряд вопросов, решения задач. Этот вид работы требует проявления студентом самостоятельности, особенно если контрольная выполняется непосредственно на семинарском занятии.

Учебно-исследовательские проекты – служат для формирования исследовательских умений студентов. Они оформляются в виде самостоятельно разработанных методик, учебных проектов, курсовых, дипломных работ.

Относительно простой формой студенческих проектов является разработка практических методик (методика отбора в избранный вид спорта, тестирование по видам подготовок в спорте, физической культуре и т.д.). Они представляют собой самостоятельный вид работы студента, выполняемый, как правило, в составе творческой группе (2-4 человека). Основной целью создания таких методик должно быть развитие инициативы, творческой индивидуальности, педагогической образованности студента. Эта работа позволяет сориентировать студентов в научных основах физической культуры и спорта, вовлечь стремление овладеть педагогическими умениями, вовлечь студентов в исследовательскую работу [3].

Вышеуказанные формы учебно-исследовательских работ помогают студентам 1-2-х курсов вооружиться теоретическими знаниями и практическими умениями по методологии и методам исследований.

Целью учебно-исследовательской работы студентов является привитие им навыков исследователей за счет:

- формирования научного мировоззрения и расширения научного кругозора будущих специалистов. Достижение этой цели связано с сообщением студентам комплекса знаний в области современной методологии проведения научных исследований;

- приобретения навыков ведения самостоятельного исследования, что обеспечивается приобщением студентов к практическому участию в выполнении научных исследований.

В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой (пользоваться каталогами, целенаправленно читать и конспектировать источники, делать выписки, систематизировать их), составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться лабораторным оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов.

На втором этапе студенты включаются непосредственно в научно-исследовательскую работу (НИРС). Им поручаются конкретные теоретические, экспериментальные или конструкторские разработки.

Основной формой выполнения НИРС является индивидуальная работа над сформулированным руководителем заданием. Групповую форму целесообразно использовать на первом этапе проведения НИРС для обучения студентов методам и навыкам проведения исследований, а также в тех случаях, когда проведение работ требует большого объема работы, уникального оборудования и т.д.

Задание на НИРС целесообразно формулировать так, чтобы оно имело перспективный характер. Объем и характер задания должны учитывать успехи и наклонности студента. В задании должна быть отражена вся работа, необходимая для решения поставленной задачи.

Целесообразно прикрепление студентов при выполнении НИРС к определенной научной группе. В этом случае достигается возможность развития работы студента по той же тематике во время практики и дипломной работы, обеспечивается высокое качество заключительных этапов обучения.

Студентам выдаются индивидуальные задания по разработке реальных научных и производственных проблем, связанных с тематикой кафедры.

Формами представления результатов научного исследования являются выпускные квалификационные работы

Курсовая работа. Это более сложный, по сравнению с контрольной, вид работы, требующий проявления творчества. Тему студент выбирает из кафедрального перечня или предлагает свою, соответственно обосновав это. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя. Ее объем – 20-40 с. машинописного текста. Обязательны анализ литературных данных и изучения опыта работы в соответствии с темой, результаты педагогического наблюдения, эксперимента, обработанные соответствующими методами.

Курсовые работы могут быть: теоретическими (реферативными), выполненными на основе анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме; эмпирическими,на основе изучения и обобщения передового опыта педагогов-новаторов в области физической культуры и спорта;конструкторскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назначение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных пособий, программ для компьютеров и т.п.; экспериментальными, построенными по обоснованной постановке и проведению эксперимента в области физической культуры и спорта. Однако следует отметить, что, независимо от типа, каждая курсовая работа должна содержать анализ литературных источников по выбранной теме.

Дипломная работа. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования все без исключения дипломированные специалисты готовят и защищают дипломную работу. Дипломная работа по своему характеру глубже курсовой, но проще диссертационной на соискание ученой степени магистра. По дипломной работе утверждается научный руководитель. Объем дипломной работы – от 60 стр. машинописного текста, набранного через один интервал. Работа имеет титульный лист, оглавление, четкое разделение по главам и разделам, выводы, практические рекомендации, приложения, список литературы. Как правило, включает таблицы, иллюстрации и является обобщением или продолжением ряда ранее подготовленных и защищенных студентом курсовых работ.

Магистерская диссертация как вид выпускной квалификационной работы для магистра то же что и дипломная работа для дипломированных специалистов. Принципиальные подходы к характеру этих работ схожи, особенности требований отражены в соответствующих государственных образовательных стандартах и положениях о названных видах работ, которые обычно разрабатывает каждый вуз.

Магистерские диссертации отличаются от дипломного проекта наличием элементов научно-исследовательской работы по теме, соответствующей данной магистерской программе.

Таким образом, понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту [2, 3, 4].

 



2015-11-27 951 Обсуждений (0)
Технология учебной и научно-исследовательской работы в вузовской системе подготовки специалиста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология учебной и научно-исследовательской работы в вузовской системе подготовки специалиста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (951)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)