Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с научной литературой



2015-11-27 1551 Обсуждений (0)
Работа с научной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составле­нию списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточ­нить цели. Просмотру, должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой дипломной работы.

Для успешного овладения научно-исследовательской деятельностью студенту обязательно следует научиться работать с научной литературой, т.е. необходимо изучить опубликованные научные работы. Эта работа называется «анализом состояния исследуемого вопроса». Дело это непростое, т.к. человечество только за последние два столетия накопило такой объем информации, что даже в узкой области науки исследователь может буквально утонуть в обилии публикаций. Правильный отбор источников информации и целенаправленное ее изучение - важная часть профессио­нальной квалификации исследователя.

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источниках как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

На данном этапе научного творчества студенту необходимо узнать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии, учебные и методические пособия, а также диссертации, авторефераты диссертаций.

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значе­ние его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество дипломной работы. Каталоги - это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогуобращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора. В пред­метном каталогеназвание книг размещены не по алфавиту, апо рубри­кам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном по­рядке, как и названия книг внутри самих рубрик. В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам. но сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. Каталог новых поступленийдает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.

Необходимо знать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как мо­нографии, сборники, журнальные статья, брошюры, рецензии и т.д., знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.

Опубликованной по теме дипломной работы литерату­рой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого

Монография- это научный труд одного или нескольких придержи­вающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всесто­роннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

Брошюра- непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборникнаучных статей - издание произведений одного или не­скольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

Журнальная статья- научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и резуль­татов проведенного исследования.

Диссертация- научное произведение, выполненное в форме руко­писи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служит в качестве квалификационной работы на соискание ученой сте­пени.

Автореферат диссертации- научное издание в виде брошюра, со­держащее составленный автором реферат проведенного им исследова­ния, представляемого на соискание ученой степени.

Рецензия- критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы спе­циалистов.

Аннотации- краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

Тезисы доклада- краткое изложение содержания предстоящего на­учного сообщения; тезисы.

Учебное и методическое пособия- издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекоменда­ции по выполнению практических заданий.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного мате­риала, необходимо уметь быстро читать. Выделяют следующие виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомитель­ное, изучающее, аналитико-критическое и творческое.

Библиографическое чтение- это просматривание карточек катало­га, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения - по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Просмотровое чтение, как библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, по­скольку с их помощью читатель может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информа­ция. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть ото­бранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введе­ние, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они пред­ставлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из ис­точников будут использованы в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтениеподразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель - познакомиться с характером информации в целом, уяс­нить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сор­тировку материала на существенный и несущественный, выделить мо­менты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источ­ник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на пре­дельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение- два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный крити­ческий анализ информации; второе - поиск тех суждений, фактов, по ко­торым высказываются собственные мысли.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеет­ся собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая»
запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тет­ради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны сде­лать выписки из прочитанного, а с правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимство­ванию материала. Параллельно следует обдумать найденную информа­цию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими рабо­тами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредст­венное отношение к теме дипломной работы и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного яв­ляется возможность его практического использования в дипломной рабо­те.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользовать­ся. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо посто­янно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тща­тельный отбор и оценка.

Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, в чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фак­тах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного зна­ния, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основа­нии научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта гово­рит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Точность научного факта определя­ется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количествен­ных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасы­вать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное ре­альное существование, подтверждаемое при построении аналогичных си­туаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научно­го факта. Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и харак­тера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всесторон­нее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, со­держащий материалы научной конференции; научный сборник, вклю­чающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, - все эти издания имеют принципиальное научное значение и практиче­скую ценность. В своей основе они безусловно принадлежат к числу дос­товерных источников. Практически абсолютной достоверностью обла­дают описания изобретений.

Что касается научных статей, то здесь с позиций достоверности их следует рассматривать по видам и в зависимости от того, к каким наукам они относятся: к научно-техническим или гуманитарным. Теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья на­учно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимо­сти от достоверности используемой исходной информации. Однако здесь важное значение имеют позиция автора, его мировоззрение, в зависимо­сти от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода неточности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее со­держание, точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку. О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и науч­ный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выби­рать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты ма­териалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подхо­дить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет впе­ред, развиваются науки, техника и культура. То, что считалось абсолют­но точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и невер­ным.

В процессе изучения литературных источников студент сталкивается с различными видами произведений печати, которые он должен вклю­чить в дипломную работу, точнее, в список использованной литературы. Следует знать правила библиографического описания литературных ис­точников. Ниже приведены примеры библиографического описания раз­личных видов произведений печати. Если источник имеет автора, то сна­чала пишется его фамилия, а затем инициалы, причем и фамилия, и ини­циалы выделяются, например, разрядкой:

Платонов В.Н. Общая теория и методика подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. -583с.

Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта: монография. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 170 с.

Если авторов два или три, то указываются в той же последователь­ности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:

Солодков А.С. Сологуб Е.Б. Физиология человека: Учебник. -М.:Терра-спорт,2001.-520с.

Хлыстов М.С., Адамбеков К.И Основы физической подготовки: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2002. -112 с.

Если авторов более трех, указывается только фамилия первого авто­ра с добавлением слов «и др.», например:

Маркова А.К и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.- 258 с.

Если назначение источника содержит дополнительные сведения (по­собие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после ос­новного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М, 1972.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителей на­чальных классов. -М, 1975.

Если источником является автореферат диссертации, то это следует указать:

Иманалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., ЦНИИ Спорта, 1993. – 24 с.

В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с пропис­ной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указыва­ется редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: /Ред. или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.

В случае, если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), издан­ную среди других произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа). затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:

Розанов В.В. Декаденты // Розанов В.В. Мысли о литературе. - М., 1989.-C.2U-215.

Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Соч.: в 2 т. -М., 1982. - Т.1. - С.242-446.

Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. прошв. - М., 1956. - Т.2.

При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-ти и т.п.), например:

Коменский ЯЛ. Соч.: в 2т. -М, 1982, - ТА. ~ С.201-242.

Сухомлинский В.А. Избр. пед .соч.: в 3 т. ~ М.,1980.

Место издания - обязательный библиографический элемент - при­водится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва - М.; Ленинград - Л.; Санкт - Петербург - СПб.; Петербург - Пб.; Нижний - Новгород - Н. Новгород - Н. Новгород; Ростов-на-Дону - Ростов н/Д; Лондон - L; Нью-Йорк - N.Y.; Париж - Р.

Если книга имеет в библиографическом описании два места издания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

Гегель. Соч.: В 3 т. - М.; Л., 1934.~T.1-C. 174-191.

Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.A.» (Sine anno) для иностранных языков.

При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от по­строения источника ) и страницы соблюдаются следующие правила: все сведения даются арабскими цифрами; так как эти данные являются до­полнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пи­шутся в сокращении:

Том 4 - Т. 4л Книга 2 - Кн.2.; Раздел 3 - Разд. 3.; Выпуск 5 - Вып.5.; Глава 4- Гл.4.; Страница 200-210 или СЮ, например:

Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1970. -Т.2.~ Гл. 7. - С. 51- 81.

Библиографическое описание источников, взятых из газет и журна­лов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем ставятся две косые линии {If), приводится название журнала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если ис­точник взят из газеты, вместо номера указывается дата выпуска), запятая, страница, например:

Матвеева СИ. Проблемы формирования и развития навыка чтения * младших школьников и некоторые пути их решения //Начальная школа. -2000.-№11, с. 14.

В процессе изучения литературных источников, анализируя их, сту­денту придется пользоваться цитатами. Поэтому необходимо уяснить как правильно они оформляются в тексте дипломной работы, т.к. они органически вплетаются в него и составляют неотъемлемую часть анализи­руемого материала.

Цитаты используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопос­тавлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору научной работы в процессе анализа и синтеза инфор­мации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убеди­тельных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтвержде­ния отдельных положений, которые приводит исследователь.

Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптималь­ным, т.е. определяться потребностями разработки темы исследовательской ра­боты. Следует установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными. В одних случаях из перво­источника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других - цитаты ограничиваются словами, которые содер­жат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интере­сам автора исследовательской работы. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте.

При цитировании каждая цитата сопровождается ссылкой на источ­ник, библиографическое описание которого должно приводиться в соот­ветствии с требованиями библиографических стандартов. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в ка­кой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написа­ния. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключают­ся в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употреб­ляется выражение «так называемый».

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одно­го - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора ди­пломной работы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие.

Существует несколько вариантов оформления цитат в тексте работы. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например: Еще В.А. Сухомлинский в свое время отмечал: «Как нельзя воспитать трудолюбие од­ними словами о труде, так нельзя воспитать его без серьезных, умных слов».

Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вво­дится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например: Согласно мнению Б.З. Вульфова «вся педагогика - это сфера духовного, а учительская деятельность профессионально духовна по своей сути, включая способность видеть себя, свою социальную роль в ус­пехах детей, их нравственном становлении».

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: Ж.Ж. Руссо утверждал, «что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий» [3].

После цитаты, закрыв кавычки, открываются скобки. В скобках пи­тается номер, под которым источник, из которого взята цитата, числится в списки использованной литературы дипломной работы. После номера ис­точника ставится запятая, затем буква «с», что означает «страница», и пи­шется номер страницы, на которой располагается цитата. Если цитата расположена на двух страницах, т.е. начинается на одной, а заканчивается на другой, то это следует указать. Например: [45, с. 121-122].

Вопросы

1. Как вы понимаете слова «анализ состояния исследуемого вопроса»?

2. Что такое каталог? С какими видами каталогов вы уже работали в библиотеке?

3. Назовите виды чтения и раскройте сущность каждого в отдельности.

4. Какую информацию следует использовать в процессе изучения научной литературы?

5. Почему следует собирать только научные факты? Какими свойствами они характеризуются?

6. Какими видами литературных источников вы уже пользовались?

7. В рабочих тетрадях оформите библиографическое описание различных видов литературных источников, которыми вы пользуетесь в настоящее время.

 

2.5Обработка полученной информации, ее систематизация и хранение

Изучение литературных источников дает возможность исследователю ознакомиться с обширной информацией по исследуемому вопросу, однако ни один человек не способен долго, точно и полно удержать ее в памяти. Поэтому каждому исследователю необходимо овладеть методами фиксации и хранения научной информации: делать пометки, подчеркивания, делать разного вида записи (выписки, план, аннотации, конспект и др.) и схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.

План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала, он более подробно передает содержание частей текста, Чем оглавление книги. План важен для восстановления в памяти содержания Прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени удвоения его содержания. План ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Помните, что плац говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.

Формулировка пунктов плана - трудный процесс, т.к. здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Составить сложный план в один прием не всегда возможно и разумно. Можно предложить следующие два способа работы: 1) составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты; 2) сразу разра- ботать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты по общими для них заголовками. Можно записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.

Советы студентам:

1. Составляя план при чтении текста, старайтесь определить границы мыслей и тотчас же отмечайте эти места в книге.

2. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора.

3. Самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.

4. Записи планов делайте так, чтобы их легко можно было охватить одним взглядом.

Выписки. «Выписать» - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки (от слова «выбрать»). Сложность выписывания заключается в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников и могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.

Советы студентам:

1. Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

2. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.

3. Яркие и важнейшие места выписывать можно дословно, т.е. цитатами.

4. Выписывать можно свободно, когда мысли автора излагаются своими словами.

Тезисы (гр. thesis - кратко сформулированные основные положения док­лада, лекции, сообщения и т.п.), позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогают раскрыть содержание книги, статьи и доклада. Процесс составления тезисов дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Объем каждого тезиса - несколько строчек, а общий объем всех тезисов зависит от объема тезируемого источника. Тезисы подразделяются на основные, простые, сложные.

Простые тезисы, которые иногда записывают в виде цитат, составляются при первоначальном ознакомлении с текстом, основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом. Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных. При написании тезисов существенную помощь оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.

Советы студентам:

1.При составлении тезисов не приводите факты и примеры.

2.Чтобы не потерять документальность и убедительность, сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения.

3.Изучайте текст по несколько раз, разбивая его на отрывки. В каждом отрывке выделяйте главное, на основе которого формулируйте тезисы.

4.Связывайте отдельные тезисы с подлинником текста. На полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов.

5.По окончании работы над тезисом сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

Аннотация(лат.annotatio примечание, пометка) - краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, идейную направленность, назначение и другие особенности. Аннотирование - это создание аннотации, под которой понимают наиболее общее и краткое изложение основного смысла работы. Объем аннотации зависит от объема источника, но чаще всего не превышает одной машинописной страницы. К аннотации обращаются при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги и решить для себя вопрос, окажется ли она полезной для расширения представлений об исследуемой области.

Для начинающего исследователя работа над аннотацией помогает сориен­тироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы. Аннотирование является наиболее поверхностным и общим методом фиксации содержания прочитанного.

Советы студентам:

1. Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.

2. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения. Определите значимость текста.

3. В аннотации используйте глаголы констатирующего характера. Например, автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.

4. В аннотации используйте оценочные стандартные словосочетания, Например, уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает.

Рецензия (лат. recensio осмотр, обследование) — критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника. Структура рецензии может быть различной. Последовательно излагая свою позицию по ключевым вопросам исследуемой проблемы, автор рецензии высказывает свое отношение, свои взгляды на статью в целом и на главные ее положения. Излагая идеи, выводы, доказательства, изложенные в рассматриваемой статье, автор рецензии одновременно высказывает свое отношение к ним, дает им критическую оценку, а в заключении рецензии делает выводы.

Советы студентам:

1. Обязательно запишите выходные данные источника.

2. Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте. Определите характер их освещение (достаточно полный, поверхностный и т.д.).

3. Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для педагогической науки.

4. Установите логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте.

5. Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы, связь ее идей с общим педагогическим движением своего времени, их прямое и опосредованное влияние на практику школы.

6. В заключении сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов.

7. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.

Конспект (лат. conspectus обзор) - краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо (лекции, речи, работы и т.п.). Это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного. Однако следует помнить, что при конспектировании не происходит активного творческого освоения материала. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Один из вариантов конспективного фиксирования содержания опубликованного источника является цитирование. Точное воспроизведение текста источника называется цитатой. Цитаты используются для того, чтобы искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и доя подтверждения отдельных положений.

Следует установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными. В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других - цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интересам автора научной работы. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте.

При цитировании каждая цитата сопровождается ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной.полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый». Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора научной работы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие.

Советы студентам:

1. Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.

2. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

3. Составьте план текста — он поможет вам в логике изложения группировать материал.

4. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией,

подкрепляя примерами и конкретными фактами.

5. Используйте реферативный способ изложения. Например: «Автор считает...», «раскрывает...».

6.Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

7.В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание

проработанного материала, дайте оценку [3].



2015-11-27 1551 Обсуждений (0)
Работа с научной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с научной литературой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)