Индивидуальные и общественные потребности
Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические особенности — состояние здоровья, особенности физиологических процессов в организме, различия в строении и функционировании нервной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые человек реализует в своей жизни. На формирование потребностей личности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воздействие социальной среды. В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Так, в условиях кастового строя способности, не связанные с предписанным данной касте родом занятий, казались ненужными. Например, человек, родившийся в касте купцов, имел право заниматься только торговлей, в касте стиралыциков белья — только стиркой и т. п. Одна из главных тенденций развития отношений между человеком и обществом — индивидуализация личности. Развитие экономики, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию индивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвя-
90 Глава 4. Концепция потребностей в философк ааппого с ним индивидуального стиля потребления (см.: гл. 5, § 2). Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается па соотношении индивидуальных и общественных потребностей. В человеческих сообществах всегда существовали различия между потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как уже отмечалось, для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаны особые механизмы — это в первую очередь мораль и право (см.: гл. 2, § 1). Однако теперь необходимо уточнить характер этих отношений: каковы ; опкретпые различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объединяет? Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потребностей отражают следующие закономерности. 1. 13 простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оцепить количественно путем простого сложения. Так, если одной семье требуется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользуется услугами парикмахерской в среднем раз в дна месяца, то легко подсчитать, сколько человек будет приходить в парикмахерские города с миллионным населением. На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющие оцепить потребность отдельного города в магазинах, больницах, школах, предприятиях бытового обслуживания и т. и. 2. В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту закопо- . мерность понимали создатели договорной теории государства (см.: гл. 2, § (J). Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего парода в целом — в управлении обществом, обороне, поддержании общественного порядка и т. и. Ряд услуг вообще носит чисто общественный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только па одного отдельного человека. Это деятельность средств массовой информации, общественных организаций, системы образования и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Вес они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до конца, без остатка разложить па индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем § 3. Индивидуальные и общественные потребности 91 и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социальную общность. Не существует какого-то «человека вообще», являющегося монопольным носителем общественных потребностей. Различие между общественными и индивидуальными потребностями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потребности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осознается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и предпринимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания потребности в решении экологических проблем цивилизации или в освоении космоса, в России — ряд острых социальных проблем (необходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграционных процессов и т. д.). Нам представляется, что один и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспитании детей является насущной для общества в целом — понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта потребность не считается насущной — даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для монахов различных церковных конфессий. Потребность в труде — тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероят-нсц не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе неодинаковые функции. 3. Наконец, общественные потребности рассматривают как потребности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является общественной. Для противодействия людям, препятствующим их удовлетворению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступки), возникли механизмы морального и правового принуждения. Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и общественных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие челове- Глава 4. Концепция потребностей в философии § 4. Рутинные и творческие потребности 93
ческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |