Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ольфакторные компоненты



2015-11-27 2709 Обсуждений (0)
Ольфакторные компоненты 4.67 из 5.00 3 оценки




Запахи изменяются вслед за нашим

настроением, интригуя окружающих.

Э. Лаудер

Хеморецепция, представленная такими анализаторами как обоняние и вкус – в свете современных научных исследований, – служит весьма значимым информационным каналом невербальной коммуникации. Ольфакторная система представляет собой совокупность запахов, оказывающих влияние на коммуникацию. Очевидно, что зрительное и слуховое восприятие являются наиболее важными определителями социальной ситуации в западных странах, однако обоняние тоже может влиять на восприятие людей. Система обоняния человека еще мало изучена нашей наукой, однако мы знаем, что животные получают огромное количество информации благодаря обонянию: они чувствуют присутствие врага, метят территорию, находят представителей своего вида или стаи, узнают о готовности к размножению и об эмоциональном состоянии других особей.

Выделяют два типа запахов, относящихся к ольфакторным компонентам невербальной коммуникации: естественные (запах тела) и искусственные (косметики, парфюмерии, посторонние).

В.А. Лабунская пишет: «Система запахов, являясь безусловным невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нем образа. С незапамятных времен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых ожиданий индивидов, как способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микро- или макрогруппе. По нашему мнению, система запахов не обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры невербального поведения. Главным образом потому, что обоняние в общении, во взаимодействии людей имеет несколько приниженное значение, чем оптическая или акустическая системы отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференцирующую силу только при весьма специфических обстоятельствах, скажем, в ситуации социальной, сенсорной изоляции, в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения между мужчиной и женщиной, ухода матери за ребенком, в ситуации врач – больной и т.д. Безусловно и то, что общество регулирует интенсивность запахов и сама эта структура невербального поведения является показателем общего уровня культуры человека. К сожалению, психология не располагает исчерпывающими данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нем. Система запахов также мало изучена и в контексте невербального поведения, хотя при описании средств невербального общения многие авторы включают косметику, одежду и т.д. Большинство выводов о влиянии пола, возраста, социального статуса, типа взаимодействия на роль и значение запахов в общении сделаны в результате личных наблюдений психологов или исходя из обыденного опыта»[210].

В своей статье «Значение человеческих запахов при несловесной коммуникации» Барбара Холд и Маргрет Шлейдт отмечают, что лишь сравнительно немногие исследователи изучают потенциальную роль обоняния при общении людей. Хорошо известны данные экспериментов, в которых дети 1,5–3 лет узнавали своих матерей только по запаху[211].

Действительно, если мы и располагаем какими-либо исследованиями в этой сфере, то это отнюдь не исследования отечественных психологов, а в основном – американских. Так, исследования показали, что родители могут узнать по запаху своих детей (в том числе появившихся на свет только два часа назад) с вероятностью подчас свыше 90%; дети в основном способны распознавать по запаху братьев и сестер (Lord & Kasprzak, 1989; Porter, Cernoch & Balogh, 1985; Porter, Cernoch & McLaughkin, 1983; Porter & Moore, 1981; Russel, 1976). В возрасте шести недель дети отличают запах груди матери от запаха чужой женщины.

Согласно исследованиям, получившим название «Грязные футболки», испытуемые должны были носить хлопчатобумажные футболки в течение определенного периода (от одного дня до одной недели), не пользуясь духами и дезодорантами. 75% процентов испытуемых были способны по запаху определить собственную футболку и сказать, принадлежала ли чужая футболка мужчине или женщине; 50% испытуемых, состоящих в браке, смогли узнать футболку мужа или жены. В имеющихся работах подчеркивается, что представители обоих полов склонны отрицательно оценивать мужской запах. В этой связи расстояние между женщинами в процессе коммуникации может быть значительно меньше, чем расстояние между мужчинами. Но хотя мы, похоже, действительно способны распознавать других людей по запаху, уровень точности этого узнавания в большой степени зависит от количества запахов, из которых надо сделать выбор. Вероятно, гораздо легче узнать футболку мужа или жены из двух вещей, а не из двадцати[212].

Роль, которую запахи играют в человеческом общении, существенно различается в зависимости от принадлежности людей к определенной культуре. Известно, что жители Азии стараются скрыть запах подмышек. Однако в некоторых арабских странах запах тела играет при общении значительную роль. В жизни арабов обоняние занимает важное место. Это не только один из способов установить пределы личного пространства, но и существенный элемент сложной системы поведения. Арабы при разговоре постоянно дышат на собеседников. Чувствовать запах друга при разговоре с ним не только приятно, но и желательно, а не позволить ему почувствовать твое дыхание – значит, совершить постыдный проступок. С другой стороны, американцы, приученные не дышать в лицо собеседнику, в такой ситуации автоматически совершают этот проступок, всего лишь пытаясь соблюдать правила вежливости[213].

Естественные запахи в настоящее время в развитых культурных сообществах являются социально нежелательными. Безусловно, они участвуют в регуляции коммуникативных процессов (недаром в народе бытует выражение «снюхались»). Ведь каждый человек производит индивидуально неповторимые запахи (запаховые отпечатки, odor prints).

И.С. Кон считает, что одно из самых перспективных направлений изучения сексуальности – исследование ольфакторной коммуникации[214]. Запахи играют громадную роль в жизни человека. Наши далекие предки уже знали, например, о стимулирующей роли запаха пота, который они использовали в качестве элемента любовной магии и соответствующих ритуалов.

В некоторых странах Средиземноморья молодые мужчины во время танца размахивают перед лицом партнерши носовым платком, предварительно проведя им у себя подмышками.

В русской любовной магии мужчина должен хорошенько вспотеть, а затем обтереть свой рот платком и утереть им любимую женщину, приговаривая про себя: «Как у меня, раба Божьего, пот кипит и горит, так же бы и у рабы Божьей кипело и горело сердце обо мне, рабе Божьем»[215].

Помимо обыденных запахов, излучаемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т.п., излучаются запахи, создаваемые специфическими для мужчин и женщин веществами – феромонами. Это вещества, с помощью которых человек сообщает другому человеку о своей готовности к сексуальному контакту. Самец бабочки находит самку за километры именно благодаря таким феромонам. Один из немногих смешных выводов заключается в том, что наша цивилизация резко снижает сексуальное влечение тем, что люди перед сексуальным общением моются, они смывают с себя именно эти запахи, возбуждающие представителя противоположного пола.

Феромоны – пахучие химические вещества, действующие в качестве передатчиков определенной биологической информации и вызывающие соответствующие реакции, в том числе сексуальные, у других особей того же вида. Хотя конкретные биохимические механизмы воздействия феромонов на различные аспекты сексуального поведения человека неясны, феромоны являются мощным аттрактантами. В связи с этим возникает и вопрос, нет ли взаимосвязи между феромонами и сексуальной ориентацией?

На персональном сайте И.С. Кона «Сексология» приведены данные двух эмпирических исследований.

Шведские ученые Ivanka Savic , Hans Berglund and Per Lindstrom исследовали, как реагируют на сексуальные запахи геи и «натуральные» мужчины, «Нью-Йорк Таймс» посвятила этой работе статью[216]. Исследователи сканировали мозг группы испытуемых, в то время как те нюхали искусственно созданные химические вещества, предполагаемые феромоны, один из которых напоминал представленный в мужском подмышечного поте тестостерон, а другой – представленный в женской моче эстроген. Ученые сравнивали, как реагирует на эти запахи мозг гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин и гетеросексуальных женщин. Оказалось, что у геев тестерон вызывает примерно такую же реакцию, как и у женщин, – у них активизируется гипоталамус, от которого зависит сексуальное возбуждение. Напротив, гипоталамус гетеросексуальных мужчин на тестерон не реагирует.

Второе исследование Yolanda Martins, George Preti et al «Preference for human body odors is influenced by gender and sexual orientation», публикуемое журналом Psychological Science и уже обсуждаемое специалистами, указывает в том же направлении. У 24 человек, принадлежащих к 4-м категориям (гетеросексуальные мужчины, геи, гетеросексуальные женщины и лесбиянки), после тщательно контролируемой подготовки собрали и сохранили в стерильном состоянии образцы подмышечного пота. Затем 80 «оценщиков» (по 20 из каждой категории) нюхали и оценивали интенсивность и степень привлекательности каждого из предложенных образцов, после чего данные подверглись статистической обработке. Оказалось, что мнения оценщиков, какой именно запах они предпочитают, достаточно устойчивы и статистически связаны с их сексуальной ориентацией. Гетеросексуальные мужчины, гетеросексуальные женщины и лесбиянки определенно предпочитают запахи гетеросексуальных мужчин запаху мужчин-геев, а мужчины-геи предпочитают запах себе подобных, т.е. гомосексуальных мужчин. Выяснились и некоторые другие зависимости. Видимо, подмышечные выделения людей имеют какие-то качественные различия, зависящие от пола и сексуальной ориентации, и наши носы эти тонкие различия улавливают, что сказывается на выборе типа сексуального партнера.

Если новые научные данные подтвердятся, пишет И.С. Кон, они станут весомым доказательством того, что а) сексуальное поведение человека в некоторых своих аспектах действительно регулируется феромонами и б) что сексуальная ориентация имеет также ольфакторные предпосылки или проявления. Новые исследования имеют и определенный практический смысл. Во-первых, они способствуют выработке более эффективных сексуальных аттрактантов и лекарственных средств. Во-вторых, они показывают, что характерный для современной городской культуры гипертрофированный культ чистоты, увлечения дезодорантами и искоренения всех естественных телесных запахов может иметь отрицательные последствия, ослабляя наши натуральные сексуальные импульсы[217].

Все, что было написано выше, касается естественных запахов, но существуют еще и запахи искусственные. Считается, что в нашей культуре так называемый естественный запах не особенно востребован, однако мы охотно покупаем товар, который предположительно должен заставить нас пахнуть «естественно и сексуально». В направлении изучения влияния искусственных запахов на процесс коммуникации исследований еще меньше, чем по изучению естественных запахов. Одно из найденных нами исследований принадлежит Е.И. Рыхлявской[218], целью которого являлось выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах личностных черт. Испытуемым (20 человек) предлагалось оценить 11 запахов популярных духов (запахи предъявлялись в виде пробника) по 5-балльным шкалам биполярного семантического дифференциала. На полюсах шкал были указаны житейские описания 16-ти личностных черт (факторов) Кеттелла. Но стоит отметить, что результаты данного исследования представлены достаточно поверхностно и не позволяют сделать конкретного вывода (Т.Б.).

Таким образом, система запахов – это специфическое средство социальной стратификации (носитель запаха дорогих импортных духов безоговорочно причисляется к лицам с высоким социальным статусом, к финансово состоятельным, к элите и т. д.), способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микро-или макрогруппе.

Проксемика

Мы любим обозревать границы,

которые не хотим переступать.

С. Джонсон

Люди похожи на слова: если не поставить

их на место, они теряют значение.

П. Буаст

Пространственная организация также в значительной степени сказывается на процессе взаимодействия людей. Отметим, что исследования этого компонента коммуникации известным американским ученым Э. Холлом привели к образованию новой научной области – проксемики, которую сам автор называет пространственной психологией. Проксемика изучает закономерности пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Пространственная организация общения включает в себя исследование дистанции и ориентации на особенности межличностного общения.

Дистанция.Выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.

Интимная дистанция. Ее пределы – от непосредственного контакта до расстояния 15-45 см. Сверхинтимная зона – до 15 см. Эта дистанция словно зарезервировала область для обмена интимными посланиями на языке тела (взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.).

Довольно легко установить, какого уровня общения желает придерживаться ваш потенциальный партнер. Достаточно намеренно сократить личную дистанцию, и другой человек неосознанно сделает движение, чтобы установить приемлемое для него расстояние. Если вы придвигаетесь (наклоняетесь) к собеседнику или собеседнице, сокращая дистанцию до уровня интимного общения, а он или она не торопится отстраниться, то это, по всей вероятности, свидетельствует о готовности к более близким отношениям. Однако необходимо помнить, что злоупотребление этим диагностическим приемом может быть воспринято как агрессия или панибратство, а может быть – как беззастенчивое заигрывание.

Обычно мы не возражаем против вторжения в нашу интимную зону только в том случае, если оно сочетается с любовью, вознаграждением и похвалой. Эту особенность взяли на вооружение работники криминальной полиции. При допросе подозреваемого они нередко вторгаются в его интимную сферу. Последний сидит не за столом (который мог бы придать ему определенное чувство безопасности), а на открытом месте. Следователь постепенно приближается: с дистанции около 1 м (личное расстояние) он подходит вплотную и, наконец, колени допрашиваемого зажимаются между ногами следователя. За счет этого подозреваемый как бы загоняется в угол[219].

Руководители также могут усиливать свои начальственные притязания посредством пространственного притеснения своих подчиненных.

По мнению немецкого психолога Хорста Рюкле[220], при нарушении границ интимного пространства человека следует иметь в виду следующие возможные реакции:

ü беспокойное ерзанье на стуле – желание удалиться;

ü закидывание ноги на ногу, движение прочь от захватчика – подготовка к бегству;

ü постукивание пальцами – сигнал внутренней тревоги;

ü зажмуривание глаз – «я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»;

ü опускание подбородка на грудь – «я подчиняюсь, но мне страшно – оставь меня в покое»;

ü хватание предметов, особенно карандашей – «я вооружаюсь, чтобы защититься от тебя»;

ü вставание – «я не позволю так с собой обращаться, я делаю выводы и ухожу».

Личная дистанция: близкая – 45-75 см, далекая – 75-120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, о том, что они чувствуют друг к другу. Она устанавливается для общежитейского общения, а также на случай пребывания на приемах и встречах. Образный пример привел Ф. Ницше: дикобразы, чтобы не замерзнуть, жмутся друг к другу, но при этом они так плотно прижимаются, что колются своими иглами. Исходя из этого, можно сформулировать рекомендацию по выработке манеры поведения с точки зрения дистанцирования: следует искать близости, чтобы не замерзнуть, и избегать любой интимности, которая способна «поранить»[221].

Социальная дистанция. Близкая – 120-210 см. Ее чаще всего используют люди, работающие вместе. Далекая социальная дистанция – от 210 до 350 см. С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношениях.

Публичная дистанция: от 350 до 750 см до более далекой. Это то расстояние, которое обычно отделяет докладчика от его слушателей. Оно позволяет без всякого смущения наблюдать за теми людьми, которые выставляют себя напоказ.

М. Нэпп, Д. Холл называет девять источников вариаций в дистанции общения[222]:

1) пол.В естественном взаимодействии женщины склонны разговаривать с более близкого расстояния (вне зависимости от пола собеседника), чем мужчины (Hall, 1984). Женщины традиционно играют более личностно-ориентированные и просоциальные роли, и поэтому следует ожидать, что репертуар их социального поведения (включая невербальное) будет отражать такую ориентацию.

2) возраст.Если дистанция отражает то, насколько комфортно мы чувствуем себя с собеседником, логично предположить, что с людьми нашей возрастной группы мы будем взаимодействовать с более близкого расстояния. Разумеется, исключениями будут глубокие старики и очень маленькие дети, общаться с которыми (по разным причинам) зачастую необходимо на более близком расстоянии. Как правило, дистанция общения постепенно растет с шести лет до раннего подросткового возраста, затем устанавливаются взрослые нормы (Aiello & Aiello, 1974).

3) этнокультурная принадлежность.Фольклорные произведения и выводы отдельных авторов свидетельствуют о том, что в различных культурах могут наблюдаться разные дистанции общения. Матери-японки проводят в тесном контакте с младенцем больше времени, чем сопоставимая группа матерей-американок. В Японии мать, отец и маленький ребенок обычно спят в одной комнате. У народа ниансонго (Кения) малыши всегда находятся в непосредственной близости от члена семьи, а ночью спят в объятиях матери (Caudill & Weinstein, 1972). Нетрудно заметить, как эти паттерны порождают другое чувство дистанции, чем у тех детей, которых несколько раз в день (и ночью) укладывают спать в отдельной комнате. Уотсон (Watson, 1970) описал множество наблюдений за представителями «контактных» и «неконтактных» групп. Контактными называют собеседников, которые располагаются по отношению друг к другу фронтально, общаются с более близкого расстояния, чаще прикасаются друг к другу и встречаются взглядами, а говорят громче. Контактными группами в наблюдениях Уотсона были арабы, латиноамериканцы и жители южной Европы. К неконтактным группам относились азиаты, индийцы и пакистанцы, жители Северной Европы и Соединенных Штатов.

4) тема разговора. Эриксон (Erikson, 1975), изучая сопутствующее беседе поведение, выявил, что изменения расстояния могут отмечать важные части разговора (например, начало, окончание и изменение темы). Соммер, исследуя пределы расстояния, на котором происходит общение, пробовал использовать безличные темы, которые, очевидно, не влияли на выбор дистанции. Личные темы могут требовать для разговора меньшей дистанции, если другие факторы, не относящиеся к личным, не нейтрализуют этого.

5) обстановка. На расстояние в общении влияют освещение, температура, шум и наличие свободного места. Некоторые авторы выдвинули гипотезу, что по мере увеличения размера комнаты люди склонны сидеть ближе друг к другу. Шумные городские улицы могут побудить стоять друг к другу ближе, чем при общении внутри здания. И если обстановка воспринимается как формальная или незнакомая, можно предположить, что от незнакомых людей собеседники будут держаться подальше, а к знакомым поближе.

6) физические характеристики.Выбор дистанции зависит от роста собеседника. Независимо от пола, люди небольшого роста общаются с меньшей дистанции, чем более высокие (Caplan & Goldman, 1981). Собеседники разного роста устанавливают такое расстояние, при котором хорошо видны лица. Также очевидно, что тучные люди соблюдают при взаимодействии большую дистанцию (Lerner, Venning§ & Knapp, 1975).

Серия исследований, проведенных Клеком (Kleck, 1969; Kleck & Strenta, 1985) показала, что люди, общаясь с инвалидами (ампутация левой ноги была смоделирована при помощи инвалидного кресла особой конструкции) выбирают большую начальную дистанцию общения, чем при общении с обычными людьми, но эта дистанция уменьшается по ходу диалога. Подобные результаты были получены при общении с людьми, которых считали эпилептиками, и с людьми, имевшими изъяны на лице (шрамы и большие родимые пятна). Клек особо отметил, что, когда люди с физическими недостатками ожидают, что другие будут вести себя отстраненно, они готовят себя к таким реакциям, и тем самым увеличивают вероятность этого поведения.

7) эмоциональный и оценочный настрой.В ходе некоторых экспериментов испытуемому сообщалось, что тот, с кем ему предстояло общаться, настроен «дружелюбно» или «враждебно». Неудивительно, что при взаимодействии с «враждебно настроенным» человеком были выбраны большие расстояния. Аналогично в ситуациях, когда испытуемых просили дружелюбно поговорить с кем-то, они выбирали более близкие расстояния, чем, если было необходимо «дать ему понять, что он вам несимпатичен». Оказалось, что влияние дружелюбных и недружелюбных отношений на расстояние проявляется даже у дошкольников (Кing, 1966). Меграбян (Mehrabian, 1969) закончил свой обзор исследований корреляции между отношением и расстоянием следующими словами: «Результаты большого количества наблюдений, подтверждающие друг друга, указывают, что расстояние общения коррелировало со степенью отрицательного отношения к собеседнику».

8) характеристики взаимоотношений собеседников.Незнакомые люди начинают беседу на большем расстоянии, чем знакомые, а знакомые – немного дальше, чем друзья. При изучении 108 супружеских пар мужей просили идти к женам и остановиться на расстоянии, которое они считают удобным для беседы. Чем меньше мужья были удовлетворены браком, тем больше было это расстояние (Crane, Dollahite, Griffin & Taylor, 1987).

9) черты личности. О влиянии интроверсии и экстраверсии на пространственные отношения было написано много. Утверждать что-либо категорически нельзя, но в целом, очевидно, что интровертам присуща тенденция стоять дальше экстравертов. Другие исследователи утверждают, что тревожные люди поддерживают большую дистанцию, а более близкие расстояния характерны для людей с высокой самодостаточностью, имеющих потребность в общении и не склонных к авторитаризму. Люди с различными личностными отклонениями могут продемонстрировать в экспериментах ненормальное пространственное поведение: располагаться при общении слишком далеко или слишком близко.

Выбор сидячих мест и распределение пространства в маленьких группах.Наука о выборе сидячих мест и распределении пространства в небольших группах называется экологией малых групп. Исследования на эту тему показывают, что в целом наше поведение при размещении за столом не случайно. Иногда его можно объяснить, независимо от того, делается выбор места осознанно или нет. Специфическое положение, выбранное относительно другого человека или людей, изменяется в зависимости от текущей задачи, отношениями между общающимися, количеством и видом свободного места.

Угол расположения также является важным проксемическим компонентом невербальной системы. Исследователи определяет ориентацию как расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения «лицом к лицу» до расстояния «спиной к спине». При беседах за столом ориентация партнеров определяет зачастую характер общения (рисунок 5.19.).

 
 

 


Рисунок 5.19. Расположение собеседников за столом (относительно А)

 

В1 – угловое расположение (характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой);

В2 – позиция делового взаимодействия (партнеры);

В3 – конкурирующе-оборонительная позиция (соперники);

В4 – независимая позиция (отсутствие заинтересованности, нет желания взаимодействовать).

Таким образом, верно выбранная дистанция и расположение коммуникаторов относительно друг друга в пространстве значимы, исходя из тех позиций, что они задают тон дальнейшему общению.



2015-11-27 2709 Обсуждений (0)
Ольфакторные компоненты 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Ольфакторные компоненты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2709)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)