Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Беседа как способ межличностной коммуникации



2015-11-27 2374 Обсуждений (0)
Беседа как способ межличностной коммуникации 4.33 из 5.00 3 оценки




Виды беседы

Не браните погоду – если бы она не менялась,

девять человек из десяти не смогли бы начать

ни одного разговора.

Фрэнк Хаббард

Выражения лица в зеркале видится,

души же – в беседах проявляются.

Демокрит

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «беседа» имеет два значения: первое – разговор, обмен мнениями; второе – общедоступный доклад, обычно с участием слушателей, заключающийся в обмене мнениями[229]. В контексте рассмотрения межличностной коммуникации нас интересует первое значение этого слова. И сразу возникает вопрос: не являются «беседа» и «разговор» словами синонимами? В том же словаре читаем: «разговор – словесный обмен сведениями, мнениями, беседа»[230].

Таким образом, при личностно-ориентированной коммуникации синонимичность этих понятий не вызывает сомнений, что дает основание использовать как первое, так и второе понятие. Но при рассмотрении социально-ориентированной коммуникации все же предпочтительным является слово «беседа».

Обратимся к психологическим источникам.

Беседа – способ межличностной коммуникации и основа хороших межличностных отношений – это направляемое участниками неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя или более людьми[231]. Данное определение выделяет несколько ключевых черт:

ü беседа направляется участниками, которые сами определяют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжительность выступлений;

ü беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают;

ü беседа предполагает экспромт, то есть участники не выучили наизусть то, о чем будут говорить;

ü беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.

Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.

Существует классификации беседы (разговора), знакомство с которыми является важным для логики дальнейшего рассмотрения данного вопроса. Так Р. Вердербер выделяет два типа бесед:

1) непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;

2) деловое обсуждение проблем, которое характеризуется согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

Н.И. Семечкин говорит о трех типах разговора[232]:

1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры, разного рода совещания, конференции, симпозиумы и т.д.);

2) полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но где, тем не менее, строго соблюдаются некие каноны (например, светские беседы, официальные приемы и т.д.).

3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. К тому же их отличает большая гибкость, что позволяет беседующим их модифицировать, видоизменять в зависимости от ситуации (например, повседневные разговоры с близкими людьми, знакомыми, случайными собеседниками и т.д.).

Таким образом, непринужденная (неформализованная) беседа характеризуется личностно-ориентированной направленностью, а деловая (формализированная) и полуформализованная– социально-ориентированной.

Непринужденная (неформализованная) беседа. Первая ее фаза включает в себя признание людьми друг в друге потенциальных собеседников, что может достигаться с помощью различных средств коммуникации, например, взглядов и приветствий. Хотя, конечно, некоторые индивиды вместо приветствия могут использовать более оригинальную завязку разговора, скажем: «Эй, ты, как тебя там...». Сам неформализованный разговор характеризуется следующими признаками:

ü длительность разговора заранее не оговаривается;

ü речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собеседников. Правда, до тех пор, пока им не становится ясно, что они друг друга не понимают, и разговор грозит обернуться бессмыслицей. Поэтому такие всплески обоюдной речевой активности, хотя и типичны, но длятся, как правило, недолго. Понятно, что бывают и исключения. Тогда вместо связного разговора получается долгий, утомительный сумбур;

ü порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказывания строго не фиксируются и меняются по ходу разговора;

ü в процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять слово или перейти в позицию слушателя. Так, например, вопрос, обращенный к собеседнику, или пауза могут служить пунктами перехода слова от одного собеседника к другому.

Разговор между знакомыми людьми, у которых имеются общие темы (совместные переживания, воспоминания, проблемы), обычно протекает легко и непринужденно. Люди же, ранее незнакомые между собой, должны попытаться найти какое-то общее основание, чтобы разговор и взаимодействие состоялись. Так, ваша инициатива «Давайте познакомимся...» лишь в том случае найдет поддержку и развитие, если тот, кому адресовано предложение, также заинтересован в знакомстве с вами.

Помимо общей темы, собеседники, каждый для себя, определяют допустимый уровень доверительности, искренности, правдивости. Все это в свою очередь зависит от того, насколько, по мнению собеседников, правдив, искренен, заинтересован, информирован и способен к пониманию или сочувствию партнер по общению. Выводы, касающиеся всех этих аспектов, предопределяются, с одной стороны, опытом прошлого общения, а с другой (особенно, если такого опыта нет) – Я-концепцией собеседника, т.е. механизмом проекции. По этому поводу существует отличный афоризм: «Каждый судит в меру своей испорченности». И если человека отличают хитрость, лживость, неискренность, черствость и т.д., то ему сложно предположить у собеседника наличие противоположных характеристик.

Вместе с тем, искренность, самораскрытие вызывают, как правило, ответную открытость и доверительность собеседника (при том, конечно, условии, что он – не социопат). Это одно из правил коммуникационной игры, проявляющееся в разговоре. Когда один из собеседников увеличивает степень открытости, а другой отвечает ему взаимностью, то между ними устанавливаются сбалансированные отношения. Уравновешенность отношений служит показателем того, что данная социальная связь носит стабильный, устойчивый характер, более того, что в ней прослеживается тенденция к развитию. Правила коммуникации, таким образом, могут изменять сам ее характер, делая знакомство между людьми более доверительным и близким.

Деловая (формализированная) беседа может быть:

ü стандартизированной (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым);

ü нестандартизированной (вопросы задаются в свободной форме).

Эффективные деловые беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор приятен для каждого из них. Принцип сотрудничества, в свою очередь, характеризуется шестью правилами:

ü правило качества требует от нас сообщать достоверную информацию;

ü правило количества призывает нас сообщать такое количество информации, которое достаточно, чтобы удовлетворить других потребителей информации и поддержать разговор на должном уровне, но не столь долго и подробно, чтобы погубить неформальный компромисс, который характеризует хорошее обсуждение. Таким образом, «прекрасно» – это слишком короткий ответ на вопрос, как вы отдохнули летом, но монолог на двадцать пять минут со всеми подробностями, вероятно, будет слишком длинен;

ü правило уместности требует от нас сообщать информацию, которая связана с обсуждаемой темой;

ü правило хороших манер призывает нас быть точными и организованными, когда мы излагаем наши мысли. Так, если кто-то спрашивает у вас объяснения, как использовать новое фотокопировальное устройство, вы можете провести человека через все стадии получения копии вместо невнятных перечислений технических характеристик аппарата, только сбивающих с толку;

ü правило нравственности призывает нас говорить таким образом, чтобы соответствовать этическим нормам;

ü правило вежливости призывает нас быть вежливыми по отношению к другим участникам беседы[233].

В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации (обмен информацией, то есть ее отправление и получение). В ней необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Вообще умение слушать является критерием коммуникабельности человека.

Исследования показали, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ общения показывает, что слушатель – далеко не последнее звено в этой цепи. Одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этого можно, только будучи внимательным и активным слушателем.




2015-11-27 2374 Обсуждений (0)
Беседа как способ межличностной коммуникации 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Беседа как способ межличностной коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)