Речевые средства экспрессивной коммуникации
Речь должна звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску К.С. Станиславский Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации. Мартин Иден – герой одноименного романа Д. Лондона – говорил своей возлюбленной: «Это огромная задача – суметь воплотить свои мысли и чувства в слова и … сказать эти слова так, чтобы слушатель понял их, чтобы в нем они снова перевоплотились в те же мысли и чувства. Эта задача, которая ни с чем не может сравниться»[357]. В этом и заключается сущность экспрессивной коммуникации – чтобы мысли и чувства, которые она несет, сделать мыслями и чувствами слушателей. Для этого недостаточно говорить логично, доходчиво и кратко. Надо еще, чтобы речи была свойственна красота, экспрессивность, то есть выразительность, образность, эмоциональность, отсутствие в речи штампов. Как же добиться экспрессивности устной речи? Рассмотрим некоторые приемы достижения лексического многообразия и экспрессивности речи: ü сравнение – сопоставление одного понятия с другим. Например, «мрачен, как туча»; ü метафора – употребление слова в переносном значении на основании общих признаков. Например: «И теперь, спустя шесть десятилетий, живет в семьях России горькая боль войны»; ü эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какие-либо характерные свойства, признаки. Например: «На деловом совещании развернулась жаркая (бескомпромиссная, бесплодная) дискуссия»; ü аллегория – троп, заключающийся в иносказательном изображении понятия при помощи конкретного образа. Например: «Отольются мышке кошкины слезы» (обидчик понесет заслуженное наказание); ü олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного, абстрактного как конкретного. Например: «На высоте мотор страдает, как человек, горной болезнью; он задыхается, и пульс его быстро падает»; ü гипербола – образное выражение, содержащее преувеличение. Например: «Его силе не было предела», «В сто сорок солнц закат пылал»; ü литота – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение. Например: «пустой как пробка», «мальчик с пальчик»; ü перифраз – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например: «царь зверей» (вместо: лев), «плутовка» (вместо: лиса). Для повышения экспрессивности речи также полезно использовать пословицы и поговорки, крылатые выражения: ü пословицы и поговорки(«Ученье – свет, а неученье – тьма», «На зеркало нечего пенять, коли рожа крива»). Задача коммуникатора – выбрать наиболее сильную и уместную поговорку или пословицу; ü крылатые выражения – меткие и яркие выражение из высказываний знаменитых людей, цитаты из произведений. Например: «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь» (К. Прутков)[358]. Так, И.А. Мальханова приводит особо удачные образцы использования образной лексики нашими современниками: «Рекламное облучение»; «На саммите в Осло соображали на троих без России»; «Нельзя смотреть на солдат как на одноразовые изделия»; «По сравнению с высокопоставленными российскими коррупционерами африканские диктаторы выглядят жалкими карманными воришками»[359]. Также стоит отметить, что, помимо нейтральной, существует и много эмоционально окрашенной лексики – как положительной («поднимающей»), так и отрицательной («опускающей») и умелый коммуникатор, который ставит своей целью передачу эмоционального содержания информации, часто ею пользуется. Для примера можно привести следующие группы слов, которые условно можно назвать синонимичными (конечно, неполными): – скончаться – умереть – околеть; – единодушно проголосовали – ручная дума покорно проголосовала; – все дружно пошли на субботник – все, как стадо, потащились на субботник; – упорный человек – человек упрямый, упертый, настырный; – он пришел – он притащился, приперся; – подробные объяснения – многословные, путанные, невразумительные объяснения; – высокая, стройная девушка – долговязая, тощая девица; – взятие власти военными – военный переворот; – разведчик – шпион; – выступать, говорить – вещать, витийствовать; – трудящиеся – работяги; – молодой человек – сопляк[360]. Этот список легко можно дополнить и своими собственными примерами. Понятно, что многие вещи можно выразить совершенно разными словами и надо уметь пользоваться всем многообразием языка. Сравните: «юная дева трепещет» и «молодая девка дрожит». А ведь, по существу, было сказано одно и то же! Особое значение экспрессивная функция имеет для творческих людей, создающих произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира и эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние[361].
Список рекомендуемой литературы Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М., 2002. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2005.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1640)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |