Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внушение: сущность, формы и виды



2015-11-27 1043 Обсуждений (0)
Внушение: сущность, формы и виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Внушение (суггестия) – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта[314].

Внушение – способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы[315].

Внушение рассматривается как искусственное прививание путем слова или другим способом различных психических явлений, в т.ч. нестроения, внешнего впечатления, идеи или конкретного действия другому человеку при отсутствии у него критического мышления[316]. Т.е. суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них – на его волю и разум.

Внушение основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека и осуществляется вербальными средствами. Оратор не должен находиться в эмоциональном трансе (в отличие от заражения), а должен быть в рассудочном состоянии.

В процессе общения люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая друг другу свое мнение, оценки и настроение, но далеко не всегда осознают и расценивают это как факт внушения и взаимовнушения. В.М. Бехтерев отмечал в этой связи, что «внушение есть один из способов влияния одних лиц на других, которое может происходить как намеренно, так и не намеренно со стороны влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном сознании»[317].

Особенностью внушения, в отличие от убеждения, является его адресованность не к логике и разуму личности, не к ее готовности мыслить и рассуждать, а к ее готовности получить распоряжение, инструкцию к действию. Поэтому внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком понимании смысла сообщаемой информации. «Внушение, – писал В.М. Бехтерев, – действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждается в логике».

Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Объектомгетеросуггестии (суггерендом) может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и т.д. Источником внушения (суггестором) – индивид, группа, средства массовой информации. Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда.

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

1) по способу внушающего воздействия:

ü открытое (прямое) внушение – это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия;

ü закрытое (косвенное) внушение характеризуется неявностью цели или не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.

2) по наличию средств воздействия:

ü контактное воздействие ведется в условиях непосредственного общения с объектом и имеет место, главным образом, во время индивидуальных и групповых бесед, митингов, собраний, вечеров вопросов и ответов, различных культурно-развлекательных мероприятий. Контактное воздействие считается наиболее эффективным, поскольку характеризуется наличием прямой обратной связи с аудиторией, но не всегда может применяться;

ü дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной, печатной, радио и телепропаганды. В этом случае прямая обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия затруднена или вообще исключена.

3) по временному периоду между воздействием и ответной реакцией:

ü при непосредственном внушении ответная реакция объекта появляется сразу после восприятия внушающего воздействия;

ü при отсроченном внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв. У объекта создается установка на то, что внушение сработает в будущем.

4) по длительности эффекта воздействия:

ü кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Например, во время просмотра фильма ужасов люди могут в течение непродолжительного временного интервала испытывать чувство страха;

ü длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно длительного времени.

5) по содержанию воздействия:

ü под специфическим внушением понимается инициирование у людей конкретной мотивации с целью замещения у них существующих установок и вызова определенных поведенческих реакций. Например, распуская слухи о предстоящем ухудшении экономического положения в стране, можно заставить ее население беспорядочно скупать продукты в магазинах;

ü неспецифическим является внушение, при котором в соответствии с целями воздействия у его объекта инициируются определенные психические состояния. Так, можно использовать запугивание для активизации у людей состояний страха (паники), депрессии апатии.



2015-11-27 1043 Обсуждений (0)
Внушение: сущность, формы и виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внушение: сущность, формы и виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)