Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности невербальных средств коммуникации



2015-11-27 867 Обсуждений (0)
Особенности невербальных средств коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимо заметить, что основополагающая особенность виртуальной коммуникации – это все-таки физическая непредставленность, которую довольно точно описала А.Е. Жичкина: «…до сих пор большинство сред коммуникации в Интернете – текстовые. Это означает, что единственный источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации – это его текстовые сообщения. В процессе общения в Интернете, в отличие от реального общения, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведения»[385].Таким образом, в Интернете теряют свое значение невербальные средства общения, которые в реальном общении являются основными. Надежность речевого общения резко падает, ведь в реальности невербальная коммуникация определяет до 55% результата взаимодействия и взаимовосприятия.Оптико-кинесическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Так как собеседники не могут видеть друг друга, они не имеют возможности использовать эту знаковую систему. Однако в процессе письменного общения, практически каждый участник дополняет свое высказывание определенными символами. Большинство из них представляют собой стилизованные изображения человеческого лица, частично типизированные эмоциональные реакции – «смайлики» (от английского «smile» – «улыбка»), которые получили чрезвычайно широкое распространение в Интернете. Конечно, это нельзя назвать равноценной заменой эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, но все они оказались безуспешными. Фактически смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций по примерно такой шкале::-)))) :-) :-| :-( :-((((Заметно, что эмоциональная палитра весьма бедна. Многие создатели чатов пытаются решить эту проблему. Так в некоторых чатах в распоряжение посетителей предлагается набор нарисованных рожиц, которыми они могут иллюстрировать свои реплики. Возможна также иллюстрация с помощью значков, причем некоторые пользователи умудряются рисовать очень сложные объекты с помощью скобок и запятых[386]. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Участники сетевого общения пока не имеют возможности обмениваться голосовыми сообщениями в реальном времени. Однако для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый «капс» (от английского «Caps Lock» – блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ). Это повсеместно в Интернете трактуется как повышение голоса. В настоящее время на многих сайтах вводится возможность слева от текста сообщения задавать интонацию высказывания (шепотом, сквозь смех, недовольно и т.д.). Да и сами пользователи, вне зависимости от предоставляемых ресурсом возможностей, стараются передать свое состояние с помощью разнообразных комментариев («похрюкивая от удовольствия», «заикаясь» и т.п.).Организация пространства и времени коммуникативного процесса. В виртуальном пространстве невозможно оценить расстояние между партнерами – все собеседники находятся одновременно на одном экране монитора, в виртуальном пространстве, тогда как в реальности расстояние между ними может исчисляться тысячами километров. В данном случае ощущение пространства (которого, по сути, нет) будет исключительно субъективным переживанием. Нередко встречаются такие высказывания как: «что-то здесь пусто как-то», «народу – ни продохнуть». А разделы чата нередко именуют комнатами. Из этого можно сделать вывод, что интерфейс виртуального ресурса может оцениваться пользователем как пространство, тем более что вариантов организации интерфейса, дизайна сайта существует бесконечное множество.Контакт глаз. Частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. являются мощным источником невербальной информации о партнере. Контакт глаз совершенно невозможен при общении в Интернете. Многие респонденты в вопросе о недостатках виртуального общения отметили невозможность визуального контакта, из-за чего «невозможно понять, врет человек или нет».Таким образом, сетевое общение сильно обеднено в плане невербального общения. Именно поэтому, стремясь восполнить утрату этой важной составляющей коммуникации, пользователи находят иные способы усиления смысла текста и передачи эмоций. Компьютерные технологии предоставляют обширные возможности для выражения эмоций – широкий выбор шрифтов, размеров букв, символов. Эмоционально значимые и ключевые слова могут выделяться курсивом, подчеркиванием. Складываются определенные стереотипы в употреблении печатных символов. Например, многоточие может обозначать растерянность, загадочность, попытку заинтересовать читателя; восклицательный знак – восторг, все положительные эмоции; тире – стремительность; сочетание !? – как правило, воспринимается как недоумение. Знаки препинания приобретают значение условных знаков, несущих эмоциональное содержание, подобно тому, как слова несут смысловое. Эти приемы давно используются в печати, однако в условиях виртуального общения они становятся мощным средством передачи собственных эмоций.Насколько остро ощущают участники виртуального общения нехватку невербального компонента показывает исследование, на которое ссылается А.Е. Войскунский[387]. Согласно проведенному подсчету вербальной структуры сообщений, которыми обменивались участники сетевой игры (MUD) в течение 250 дней, в среднем каждые 30 секунд они продуцировали «эмоциональные» слова («улыбаться», «вздыхать», «хихикать», «целовать», «кивать головой», «грустно», «страстно», «злобно» и т.д.), а типичный игрок 18 раз в день улыбается и 4 раза в день обнимает других игроков.


2015-11-27 867 Обсуждений (0)
Особенности невербальных средств коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности невербальных средств коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (867)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)