Объект налогообложения и облагаемый оборот по НДС
На всех стадиях производства и реализации товаров, продукции, работ и услуг создается добавленная стоимость — разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Часть добавленной стоимости является объектом налогообложения. Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный федеральный налог, выполняющий в основном фискальную функцию и использующийся в целях регулирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Объектами налогообложения служат обороты по реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также товары, ввозимые на территорию РФ, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством РФ. НДС облагаются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также обороты по: 1) реализации товаров, работ, услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на себестоимость, а также своим работникам; 2) реализации товаров, работ, услуг в обмен на другие товары, работы, услуги; 3) передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров, работ, услуг другим предприятиям или физическим лицам; 4) реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства. Облагаемый налогом оборот — это стоимость реализуемых товаров, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них НДС. В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг. 1. Зачастую предприятия осуществляют реализацию товаров по ценам ниже фактической себестоимости. В этом случае для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичные товары, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если предприятие не могло реализовать товары по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств либо сложившиеся рыночные цены на эти или аналогичные товары оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации товаров. Если предприятие в течение 30 дней до реализации товаров по ценам, не превышающим ее фактическую себестоимость, реализовало аналогичный товар по ценам выше ее фактической себестоимости, по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этого товара. В случае реализации товаров по ценам ниже себестоимости или стоимости приобретения возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров, относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль, и зачету в счет предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит. 2. Широко распространены сделки, осуществляемые на бартерной основе, а также безвозмездная передача товара. В этом случае облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации такого или аналогичного товара, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась, а в случае отсутствия реализации такого или аналогичного товара за месяц — исходя из цены его последней реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретенный товар, то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию или товар, но не ниже его фактической себестоимости. При использовании внутри предприятия товаров собственного производства, затраты по которым не относятся на себестоимость, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров, исчисленная но применяемым ценам или тарифам, а при их отсутствии — из фактической себестоимости. В зависимости от вида предпринимательской деятельности существуют особенности определения облагаемого оборота. Рассмотрим основные из них. 1. Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов на условиях толлинга является стоимость их обработки. Стоимость возвратной тары не включается в облагаемый оборот, кроме случаев реализации тары предприятиями-изготовителями. 2. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции, работ, услуг. 3. При осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов. 4. У предприятий розничной торговли и общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму НДС. В таком же порядке определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров. 5. У заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС. 6. В налогооблагаемую базу по товарам, ввозимым на территорию РФ, включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам и сумма акциза. Плательщиками налога являются: • предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; • полные товарищества, реализующие товары, работы, услуги от своего имени; • индивидуальные частные предприятия; • филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары, работы, услуги; • международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ. Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ. При взимании НДС существенную роль играет правильное установление места реализации работ, услуг. Им является: 1) место нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны непосредственно с этим имуществом; 2) место фактического осуществления работ, услуг, если они связаны с движимым имуществом; 3) место фактического осуществления услуг, если они оказываются в сфере культуры, искусства, образования, физкультуры или спорта либо в иной аналогичной сфере деятельности; 4) место предпринимательской деятельности покупателя услуг, если он имеет место нахождения в одном государстве, а продавец — в другом. Эти положения применяются в отношении следующих услуг: по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или других аналогичных прав; консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, а также услуг по обработке информации и других аналогичных услуг; по предоставлению персонала; по сдаче в аренду движимого имущества, кроме транспортных средств транспортных предприятий; агента, привлекающего от имени основного участника контракта предприятие или физическое лицо для выполнения соответствующих услуг; 5) место осуществления предпринимательской деятельности предприятия или физического лица, выполняющего эти работы и оказывающего эти услуги. Если реализация работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других товаров, местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров. 3. Налоговая база по НДС. Налоговая база. В структуре любого налога присутствует такой элемент налогообложения, как налоговая база, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от особенностей реализации или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). В случае применения налогоплательщиком при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) разных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. 1. При продаже налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная по рыночным ценам с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога. Пример 1. Организация приобрела товар по цене 10 руб. Наценка — 5 руб. Отпускная цена товара — 15 руб. Сумма начисленного НДС на отпускную цену — 2,7 руб. (15 руб. х 18% : 100%). Отпускная цена с НДС-17,7 руб. Если организация продает детские товары, то соответственно будет применяться ставка 10%. 2. При реализации товаров (работ, услуг) по бартерным операциям, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как отпускная цена, указанная сторонами сделки в договоре (п. 2 ст. 154 НК РФ). 3. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная с учетом всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НКРФ). 4. При осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров налоговая база определяется как сумма дохода, полученная налогоплательщиком в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Однако на операции по реализации услуг, оказываемых на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения НДС, не распространяется освобождение от налогообложения за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), (п. 2 ст. 156 НК РФ). 5. Если налоговую базу определяет налоговый агент, то налоговой базой признается сумма дохода, выплачиваемого налоговым агентом. При предоставлении на территории РФ органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы этого имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ). 6. В случае определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), при получении налогоплательщиком частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговую базу исчисляют исходя из сумм полученной оплаты с учетом налога. 7. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, по перечню, утвержденному Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налогооблагаемая база определяется как разница между рыночной ценой с учетом налога и ценой приобретения такой продукции. Аналогично исчисляется налоговая база при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) в целях перепродажи. 8. При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, на
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |