Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов



2015-11-27 549 Обсуждений (0)
Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 


а дальнейших ступенях развития человечества понятие о ма-


Í


гии, волшебстве и их характере совершенно изменяется; ма-

гия получает другое направление. Понятие о черной магии и


ее чудесах, о волшебстве и заклинаниях злых духов и отшедших душ


остается на долю толпы. Жрецы же, т. е. специалисты по магии, со-


вершенно иначе относятся к магии. Вместо дурацких, ни к чему не


ведущих заклинаний и бессмысленного, убийственного для жреца


колдовства, каста жрецов стала изучать астрономию, физику, меха-


нику, химию и т. п., и на этом новом поприще оказала блестящие


успехи. Труды на этом новом поприще, — на поприще белой или


естественной магии, насколько они дошли до нас, останутся незабвен-


ными для науки. Правда, что на первых порах было много таинст-


венного в магии через примесь астрологии, но с течением времени


эта таинственность весьма много ослабела. Этот, впрочем, недоста-


ток бледнеет перед теми открытиями, какие сделаны магиками в


этот период. Одно только в магиках ни чем не может быть оправ-


дано, — это отношение жрецов или магиков к массе, от которой они


тщательио скрывали все свои познания.


Мы видели значение жреца и его отношение к обществу — в до-


историческом состоянии общества. Совсем в другое отношение к об-


ществу становится он при дальнейшем развитии общества, когда


вместо фетишизма выступает на сцену религиозных убеждений бо-


готворенис светил и сил природы. Теперь божество нельзя, так ска-


зать, иметь под рукою, как фетиша. Нужно особенное знание и ис-


кусство отгадывать волю божества в течении светил и знамениях


сил природы. Для этого нужна целая наука, особая школа. И вот яв-


ляется класс людей с преимущественным, почти исключительным


назначением служить посредником между божеством и людьми.


Это посредничество взяло на себя сословие жрецов, занимавшееся


наблюдением светил и их отношения к судьбам людей, изучением


сил природы и гаданием о значении и смысле их знамений. И жре-


цы, как мы сказали, много успели на этом поприще. Даже Индий-


цы, которые на свою религию и науки смотрели, как на совершен-


нейшие, считали Египтян самыми искусными волшебниками1 .


Сабеисты переносят свое божество от земли на небо, предпола-


гают божество в звездах, как самых блестящих явлениях природы,


видят в них особые самостоятельные божественные существа и при-


писывают им особенное магическое влияние на жизнь земли и ее

 



«Тысяча и одна ночь», ночь 507.

 

173


 


обитателей. Эти новые божества не то, что фетиши; они гораздо вы-


ше, дальше и недоступнее для человека: здесь выступает на сцену


звездная сила, явления которой, по сознанию Сабеистов, стоят в не-


обходимой связи с целой жизнью природы и в виде неизменного


закона, или рока, господствуют над самим человеком.


Все творение Сабеисты разделяли на круги, состоящие под особен-


ным влиянием звезд и каждому небесному телу приписывали осо-


бенную силу действия; так, солнцу приписывали сухость и теплоту,


луне — влажность, Меркурию — смешение тех и других свойств,


Сатурну — холод и засуху, Юпитеру — умеренную теплоту, Марсу —


жар, Венере — теплоту и влагу, и утверждали, что эти силы в част-


ных кругах жизни самым правильным образом производят извест-


ные явления и изменения жизни. По этим же свойствам солнце,


луна и земля считались благодетельными божествами, а Сатурн и


Марс зловредными, и т. п. Халдеи думали, что заклинаниями мож-


но вызывать души усопших и заставить их открывать живым буду-


щую их судьбу. Аравитяне думали, что душа во сне приносит наблю-


дения из другого мира.


Сознание зависимости от высших сил выражалось у Сабеистов гру-


бым фатализмом, или верованием в слепую необходимость рока; с


другой стороны — при пробуждении в человеке хотя неясного чув-


ства собственной свободы, сознание зависимости перешло в стрем-


ление до некоторой степени покорять себе природу и владычество-


вать над необходимостью, но не безотчетным колдовством, а неко-


торого рода знанием. Далее, желая вступить в живую личную связь


с божеством, Халдеи измыслили для этой цели особую науку.


Таким образом, у Халдеев образовалась наука магия, как выра-


жение стремления покорять себе природу; астрология, как выраже-


ние стремления вступить в личную связь со звездами; снотолкова-


вание и заклинание душ усопших как выражение стремления уга-


дать будущее.


Иерархическим средоточием всего астрологического звездопокло-


нения был Вавилон, где Халдеи, как каста жрецов, занимались звез-


дочетством при храме Бела (солнца). С течением времени в Асси-


рийско-вавилонском царстве Халдеи составили отдельный, самостоя-


тельный элемент народа и были хранителями астральной религии,


которая от грубого волшебства шаманов возвысилась до астрологи-


ческой системы.


Как уважали в Персии магию, видно из слов Порфирия1 , по сви-


детельству которого царь Персидский Дарий имел такое высокое


понятие о магии, что на монументе своего отца Гистаспа приказал


надписать: «Он был главою и наставником Персидских магов».


Действительно, стремление Халдеев покорить себе природу в из-


вестной степени было удовлетворено, вследствие их познаний и опыт-

 

 



Porphyr., De abstinent., Lib. IV, § 16. Vid. et Ammian Marcell. Lib. XXIII.

 

174


 


ности. Чудеса магического их искусства показывают, что они знако-


мы были с физикой, химией, механикой и математикой и долго на-


блюдали над природой. Мы приведем и, хоть приблизительно, объяс-


ним два-три чуда из магических действий Халдеев.


Известно, что Дарий Гистасп, вступив на престол Персидский, по-


требовал себе божеского поклонения. Подданные изумились от это-


го требования, потому что никто не видел ничего божественного в


своем венценосце. Но скоро суеверный ужас обуял Персов. В первый


раз, как только они явились во храм, чтобы исполнить требование


повелителя, последний доказал, что он человек необыкновенный, вос-


седая на золотом троне и отвечая на жертвоприношения поклонни-


ков громом и молнией. Успех был самый поразительный. Невеже-


ственная масса признавала своего повелителя за его чудеса не про-


стым человеком, а божеством, но для магов или жрецов фокусы


Гистаспа не были чудесами и потому они не считали его божеством.


Подобные чудеса на театральных сценах очень нередки, хотя актеры


— не божества. Мы, правда, не имеем точных сведений о том, как


именно Гистасп производил гром или молнию, но мы легко можем


представить себе это, если припомним, что подобные же явления


молнии производятся в театре при употреблении плаунного семени


(ликоподия); для произведения грома нужно только известное уст-


ройство сводов и стен, при искусном устройстве которых можно не


только видоизменять, но и усиливать звуки, похожие на гром, град


и пр. — с изумительной точностью. Нужно знать, как устроен был


золотой трон Гистаспа, как устроены были своды и стены храма, и


была ли какая-нибудь связь между троном и стенами, чтобы опре-


делить в точности, как именно производил Гистасп гром. В каждом


физическом кабинете можно производить сильные выстрелы и яр-


кие искры электрической машиной. Очень может быть, что и в хра-


ме Персидском было что-нибудь похожее.


Страбон рассказывает, что в Каппадокии жрецы Дианы в извест-


ные праздники ходили босыми ногами по раскаленным плитам.


Кто незнаком с секретом этого хождения, для того рассказанный


факт покажется или выдумкой Страбона, или совершенным при по-


мощи магии, или колдовства. Чтобы удивить неопытных, мы при-


ведем еще более поразительный факт из истории Персидской магии.


В начале 4-го века нашей эры, религия огнепоклонников, преж-


де столь cлавная, начала видимо клониться к падению. Царствовав-


ший в это время в Персии Сапор, ревностный поклонник и благо-


говейный почитатель Зороастрова учения, призвал ученейших ма-


гов или жрецов и приказал им изыскать средство для поддержания


господствующей религии. Жрецы очень хорошо понимали, какого


рода средства для поддержания религии нужно представить суевер-


ному большинству. Один жрец, Абурабаг-Мабрасфанд, с согласия


своих товарищей, собрал народ и объявил, что он готов при всех


присутствующих броситься в огонь в доказательство того, что их ре-

 

 



 


лигия, их учение истинны. Это испытание заключалось в том, что


на тело жреца нужно было вылить полпуда расплавленной меди.


Столь страшное испытание было предложено так решительно, что


немногие нашлись, которые отнеслись к делу скептически. Чтобы


удивить большинство и убедить меньшинство, жрец бестрепетно и


безвредно выдержал огненное испытание1 .


Каково? Ведь для незнающего, в чем дело, представляется, что


это — или вымысел, или обман чувств, или содействие духов, или


наконец чудо, совершенное богом огня. Ничего однако ж подобно-


го не бывало. Многие философы и историки смеялись над этим и по-


добными рассказами, как над вымыслом, потому что не знали зако-


нов химии. Более суеверные думали, что это волшебство, магия. Но


так могли и могут рассуждать только суеверные. Такие чудеса тво-


рили люди, никогда не слышавшие, а еще более никогда не знав-


шие секретов Персидской магии; чудеса такого рода совершали ра-


ботники на чугунно-плавильных и железоделательных заводах.


Из донесения ученого Перрея парижской академии наук видно,


что работник из железоделательного завода за два франка согла-


сился ступить обнаженной ногой на раскаленную плиту. Работник


подошел к чугунной плите, только что отвердевшей и еще накален-


ной почти добела, тщательно смел с нее все нечистоты, бывшие на


ее поверхности, разулся, обтер ногу и быстро ударил по раскаленной


плите обнаженной ногой, потом вскочил на нее и несколько раз


прыгнул на ней. Другой работник, никогда не делавший этого опы-


та, счастливо повторил опыт первого. Наконец сам Перрей слегка


ударил трижды по раскаленной плите обнаженной ногой, но сту-


пить не решился, хотя и уверен был в безопасности. Таким образом,


два работника и Перрей были подражателями, правда слабыми, уче-


ным магикам древности.


Другой работник, по словам Бекмана, черпал рукой расплавлен-


ную медь. Дело было в Ауэштедте в сентябре 1765 г. Подержав нес-


колько минут кисть одной руки под мышкой другой, работник оку-


нул ее в расплавленную медь, зачерпнул немного этой жидкости и


бросил на стену, где медь рассыпалась каплями, остывшими уже на


полу. Рука работника от этой забавы нисколько не повредилась.


Французский физик Бутиньи в начале 1849 года узнал, что ра-


ботники одного железоделательного завода ступают голыми ногами


на раскаленное добела железо, а также опускают руку в расплавлен-


ный чугун. Бутиньи сам потом видел эти фокусы, и наконец в ап-


реле того же года безнаказанно сам повторял эти фокусы: он рассе-


кал обнаженной рукой расплавленный чугун толщиной до полутора


вершков, а также опускал руку, конечно голую, в расплавленный


чугун.

 



Dictionnaire histor., critiq. et bibliogr., XXVII, 417.

 

176


 


Удивленный читатель, незнакомый с такими фокусами, непре-


менно скажет: или все это вздор, или обман, или это фокусники на-


стоящие, как есть колдуны. Эти забавы объясняемы были различно:


одни объясняли их колдовством, магией, конечно, черной, другие


считали вздором, третьи объясняли чисто физически и объясняли


различно. Варрон думал, что люди, ходившие, для потехи богов, по


раскаленным металлам, для предохранения себя намазывали по-


дошвы ног особенным составом, который они хранили в великом


секрете. Бекман думал, что работники так безнаказанно забавляют-


ся с расплавленным металлом вследствие нечувствительности, чрез-


вычайной огрубелости кожи, покрывающей руки работников. Но как


Варрон, так и Бекман ошиблись, по крайней мере в отношении к


работникам железоделательных заводов. Как мы видели, они не на-


тирались никакими мазями; огрубелость совершенно недостаточна


для того, чтобы тело не подверглось ожогу. Итак, каким же средст-


вом как персидский маг, так работники спастись от ожога — ужели


чудесным? Ничуть не бывало, а самым простым и естественным


образом. Для достижения цели необходимы два главных условия.


Прежде всего и важнее всего — это решимость, самоуверенность в


безвредной потехе. Это — чисто психологическое условие, без кото-


рого немыслимо выполнение опыта. Напротив, трусость никогда не


решится почти ни на какой серьезный опыт, — и если бы челове-


чество состояло из трусов, то оно никогда бы не развилось так ши-


роко и глубоко, если можно так сказать; науки не добились бы до


тех результатов, до которых они дошли усидчивостью, терпением,


трудом и особенно решимостью многих отдельных индивидуумов


Перрей и Бетиньи решились и убедились на опыте, что шалить с


расплавленными металлами безнаказанно — позволительно смерт-


ным всем и каждому, исключая трусов. Это первое, чисто психологи-


ческое, внутреннее, субъективное, зависящее от характера лично-


сти, условие, — самое необходимое для опыта. Второе условие, кото-


рым обладает и трус, чисто физиологическое и по отношению к пер-


вому внешнее условие, на которое указал Бекман, хотя сам не обра-


тил на него внимания. Физиологическое условие — это пот, которым


покрыто было тело у людей, купавшихся в расплавленной меди, или


черпавших руками чугун, или прогуливавшихся по накаленному до-


бела железу. «Подержав несколько времени ладонь и пальцы пра-


вой руки, говорит Бекман, под мышкой левой, работник зачерпнул


правой рукой» и т. д. Решимостью и потом спас свое тело от сгорае-


мости персидский маг; таким образом спасли себя и работники.


Жар персидский известен читателю, если только он знаком с гео-


графией, а после этого неудивительно, что тело мага постоянно по-


крыто было потом и притом обильным, который условливался еще


и одеждой мага. Далее, перед горнами и плавильными печами, вслед-


ствие сильного жара, сильная испарина очень естественна и необхо-


дима на теле работников.

 

 



 


Недавно г. Бутиньи открыл, что если какая-нибудь жидкость будет


брошена на сильно раскаленное тело, то она принимает вид сплюс-


нутых капель, быстро вертящихся на своей оси и весьма медленно


испаряющихся. В этом может убедиться каждый, если плюнет на


раскаленную плиту, на самовар, на дверцу печи, утюг и т. п. Это свой-


ство жидких тел Бутиньи назвал сфероидальным состоянием. В упо-


мянутых опытах существует очевидная, явная связь, зависимость меж-


ду явлениями несгораемости человеческого тела и сфероидальным


состоянием жидкостей или, проще, пота. Как только рука или дру-


гая часть тела, напр. нога, погружается в расплавленный металл, то


пот, покрывающий тело, касаясь металла, принимает сфероидаль-


ное состояние и предохраняет руку от опасной жидкости металла.


На это могут сказать, что пот может предохранить только частицу


тела и притом от случайного, нечаянного прикосновения к рас-


каленному железу. Но дело в том, что рука вовсе не прикасается к


металлу, будете ли вы производить опыт над несколькими золотни-


ками или над несколькими пудами расплавленного металла. Впе-


чатление, производимое жаром, будет одинаково в обоих случаях.


Все дело в том, что раскаленные поверхности отталкивают от себя


прикасающиеся к ним жидкости или положительно сопротивляют-


ся им. В этом случае мы укажем читателю на удивительные опыты


Тиндаля, описанные им в его сочинении «О теплоте». В этом со-


чинении он самым наглядным образом доказал сфероидальность


жидких тел и отталкивающую силу раскаленных поверхностей в


соприкосновении их с жидкими поверхностями. Читатель скажет: а


лучеиспускание разве не имеет здесь значения? На это заметим, что


жидкости в сфероидальном состоянии, как давно доказано, способны


отражать от себя теплород так, что никогда не нагреваются до точки


собственного кипения. Напр. вода, кипящая обыкновенно при 100º


по Цельсию, не доходит в сфероидальном состоянии до темпера-


туры, превышающей 96º. Пока влага не испарится, до тех пор она


отражает теплород, опасный для тела, погруженного в металл. Зна-


чит, можно держать руку в металле, пока не испарится влага; а пос-


ле этого времени можно повредить руку, если держать ее в металле


долее. Мы привели поразительнейшие фокусы магов, пред которы-


ми все другие бледнеют, и объяснили естественным образом. А пос-


ле легко также объяснить и другие, если бы только стоило объяснять.


Если читателю встретится в таком роде факт, то прежде всего он дол-


жен обратиться к физике и в ней поискать объяснения или по край-


ней мере возможности подобных фактов, потом обратить внимание


на те факты и условия, при которых совершился подобный факт и


т. д. Многого, конечно, нельзя объяснить удовлетворительно при


настоящем состоянии науки, но с течением времени все фокусы, ос-


нованные на законах естественных наук, будут объяснены вполне.


Что же касается до рассказов о вызывании теней мертвых, о низ-


веденин луны на землю и т. п., то все это чистейшие сказки, осно-

 

 



 


ванные на суеверии народном, над которыми смеялись впоследст-


вии и сами жрецы, и если не разубеждали народ в его суеверии, то


потому только, чтобы народ боялся и почитал их, благоговел и по-


виновался пм. Как средство возвысить себя пред народом, изучать


как природу вселенной вообще, так и человека в частности, и извле-


кать из этого изучения естественную и необходимую пользу, жрецы


всех народов изучали магию. Была она, как мы видели, в доисто-


рическом состоянии человечества, существовала, как мы видели, у


Шаманов и Персов. Встречаем ее также и у других восточных наро-


дов: Китайцев и Индийцев. Веды и законы Ману подтверждают это.


Она была также у Хананов и других. Но особенно она процветала у


Персов, о которых мы сейчас говорили, и Египтян, которых Индий-


цы считали самыми искусными волшебниками.


С течением времени, с развитием в человечестве новых идей, с


развитием и распространением христианства, с политическим ослаб-


лением народов древних восточных, пала и магия, которая, как нау-


ка, отжила свой век для восточных народов, у которых теперь нет


почти и следов той великой науки магии, над которой столько ис-


тратило сил, средств и времени древнее жречество древних пред-


ков современных восточных народов. На долю современных восточ-


ных народов осталось только суеверие. По свидетельству путешест-


венников, на востоке суеверие, стремление к магии и чародейству и


по настоящее время весьма развиты, а особенно в той стране, в ко-


торой некогда процветала особенно магия — в Персин как между


огнепоклонниками, происшедшими от древних Халдеев, так и меж-


ду Персами, последователями Магомета.


Еще и в настоящее время близ Баку, на полуострове Апшерон, у


Каспийского моря, горят пары горного масла, просачивающегося на


поверхность земли и близ этих вечных огней живут огнепоклонни-


ки — жалкие остатки древних магов, прославивших некогда учение


Зороастра («Рассказы о темных предметах» М. С. Хотинского, стр.


416).

 

 


∆∆∆


 


ГЛАВА XX

 




2015-11-27 549 Обсуждений (0)
Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)