Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поверья и суеверия о явлении отшедших душ



2015-11-27 437 Обсуждений (0)
Поверья и суеверия о явлении отшедших душ 0.00 из 5.00 0 оценок





В средние века

 

 


средние века особенно много встречается рассказов о явле-


Â


ниях душ умерших. Признать все эти рассказы ложными мы

не имеем основания, — ибо возможность подобных явлений


допускается учением Церкви, но многие из них обставлены такими


подробностями, что очевидно должны быть отнесены к области вы-


мысла.


Одному благочестивому священнику, как это передает аббат Клю-


нийский1 , в одно время постоянно являлся умерший г. Вит, его ду-


ховный сын, и просил его передать брату умершего Анзельму, что-


бы этот последний возвратил крестьянину отнятого у него вола Ви-


том. В этом грехе умерший не сознался на исповеди, и потому те-


перь жестоко наказывается. Сначала священник не мог исполнить


поручения потому, что Анзельм был в отсутствии. Вит явился свя-


щеннику и упрекал в нерадении. Священник наконец объяснил Ан-


зельму просьбу умершего. Но Анзельм отказался искупать грехи


брата. Вит явился Анзельму и просил его помочь ему в крайней нуж-


де, и Анзельм уплатил крестьянину за отнятого Витом вола и про-


сил благочестивых молиться за умершего. Вит после этого не являл-


ся более.


Что сказать об этом рассказе? Этот рассказ передает Петр Досто-


почтенный, аббат Клюнийский. Но ведь и достопочтенный, если он


действительно таков, мог легко принять ложь, сказку за истину, по-


тому что не мог проверить рассказа на деле; далее, действительно


ли священник передал аббату Петру дело верно; может быть, свя-


щенник сам сочинил этот рассказ, а Петр поверил ему потому, что


тогда принимали подобные факты или рассказы на веру, без крити-


ческой оценки. Было тогда много и мастеров создавать подобного


рода анекдоты и передавать их другим с убеждением и известного


рода доказательствами с тем, чтобы творцов этих сказок считали


людьми благочестивыми, обращались к ним за советами, просили


их молитв о себе и т. п. Очень могло случиться и такого рода об-


стоятельство: священнику мог жаловаться крестьянин на Вита; свя-


щенник, как благочестивый, если верить словам аббата, невольно


задумался над этим и во сне увидел Вита, как кающегося и прося-


щего помощи. Священник передал сон Анзельму, приняв сонный


бред за действительное явление. Анзельм, каков бы он ни был, дол-


жен был задуматься над судьбою брата и, естественно, мог во сне

 



Petr. Venerab. in Bibliot. Cl., p. 1283 et reliq.

 

130


 


увидеть брата, который будто явился ему с просьбою о помощи и т. д.


Осталось священнику прибавить несколько слов — и факт, совершив-


шийся во сне, получил характер реальный, серьезный, так что он


оказался годным для записи, как и сделал аббат Петр. Впрочем, все-


таки и здесь предполагается малый обман со стороны священника.


Но возможно ведь и так, что не только аббат, но и священник и


Анзельм были обмануты ловким крестьянином, который придумал


способ отнятия вола и воспользовался им. Такого рода случаев было


очень много. Иные, как мы выше имели случай заметить, одева-


лись в особые костюмы и пугали суеверных. Являлись часто такие


люди вдовам, требовали, вместо мужей, месс за умерших или пожерт-


вования на какое-нибудь семейство или общество и т. п. Возможно,


наконец, еще одно предположение: аббат Петр мог придумать впол-


не сам эту историю, несмотря на свою почтенность, с благочестивой


целью (употребить piam fraudem, т. е. благочестивые обманы, для


назидания верных, для защиты беззащитных и проч. Все это возмож-


но и находит свое оправдание и подтверждение в истории средних


веков.


Около 1212 года, в городе Епинале, как говорит Рихерий, монах


Зенонский1 , в доме одного гражданина Гюго де-ла-Кур жил какой-


то дух от праздника Рождества Христова до Иоаннова дня (24 ию-


ля), и давал всем знать о своем присутствии. Слышали, как он го-


ворил, и видели все, что он делал. Дух отличался услужливостью и


никому не делал ни малейшего вреда. Так, однажды Гюго приказал


слуге оседлать лошадь; вместо слуги, который был очень занят, при-


казание хозяина исполнил дух. В другой раз Гюго купил к обеду ры-


бы, и дух принес ее в дом. Однажды Гюго вздумал бросить себе


кровь и приказал служанке приготовить перевязь; дух изорвал но-


вую рубашку и предложил хозяину тряпку для перевязи. Служанка


раз развесила в саду белье для просушки; дух собрал белье, снес в


верхние комнаты и так искусно сложил его, как могла сложить его


опытнейшая хозяйка. Как бы в благодарность за услужливость, дух


просил Стефана, сына Гюго, принести в дар за него один пфенниг


покровителю города Епиналя. Стефан дал ему старый провансаль-


ский пфенниг. Дух просил тулузского хорошего пфеннига. Когда


желание духа было исполнено, пфенниг исчез. В следующую ночь в


церкви покровителя города Епиналя слышали шум, как от вошедше-


го человека.


Этот рассказ, записанный в хронике монахом Рихерием, не напе-


чатан, как замечает г. Кальмет; а в хрониках непечатных чего-чего


не рассказывали, каких там не было чудес, неестественных явле-


ний, поверий и предрассудков? К таким рассказам относится и факт,


переданный Рихерием. Прежде всего, он передан без всякой после-


довательности (рассказ приведен в порядок нами) и слишком страш-

 

 



Richer. Senon. In Chronic. m. (Hoc non exstat in impresso).

 

131


 


ный по содержанию. Что заставляло духа так долго работать из-за


одного пфеннига, который бы ему дан был и без стольких хлопот?'


Да и почему пфенниг нужно было принести в дар покровителю Епи-


наля? Далее, каким образом дух, как дух, которого никто не видел, мог


седлать лошадей, носить рыбу, брать пфенниг и пр.? Как объяснить


все это? Наконец, чем доказать, что шум в церкви произведен но-


чью духом, а не чем-нибудь другим? Оказался ли пфенниг в церкви


или нет? Вот вопросы, на которые не мог бы отвечать удовлетво-


рительно и составитель хроники. А подобных вопросов можно бы


предложить очень много.


Следующий факт как бы служит объяснением того, каким образом


духи, как такие, могут совершать чисто материальные действия.


В 1306 г. в Вероне, умерший Гюго де-ла Тор1 через восемь дней


после смерти говорил с женою, соседом и соседкою, с настоятелем


Доминиканским и профессором теологии, и очень хорошо и правиль-


но отвечал на вопросы. Он объяснил им, что находится теперь в


чистилище за грехи, в которых не покаялся. Когда спросили его, ка-


ким образом он может говорить, не имея необходимых к тому орга-


нов чувственных? — он отвечал, что отшедшие души способны об-


разовать себе в воздухе орудия, посредством которых они могут го-


ворить.


Мы приведем еще несколько рассказов, но не станем опровергать


каждый из них: все они похожи друг на друга. Все духи ведут себя,


по отношению к живым, слишком нелепо, то пугают живых, то ос-


корбляют их, то действуют во вред их и т. п. Характер рассказов


сколько мрачный, столько же и странный по тому самому, что фан-


тазия и склад мышления передавших эти рассказы мрачны, суевер-


ны и странны.


«Теперь еще не знают, говорится в мемуарах Сюлли2 , что такое


мог быть тот волшебный образ, который так часто и столь многим


являлся в лесу Фонтенеблском: это было привидение с собачьей го-


ловой, лай которого слышан был издали и которого видели издали;


но как только приближались, видение исчезало».


Издатель этих мемуаров замечает, что Перефикс упоминает об этом


привидении, и прибавляет, что оно поразительным голосом произ-


носило одно из этих трех слов: m’allandez vous, или m’entendez vous,


или amandez vous (т. е. выслушайте меня). Думают, что это была


ведьма. В дневнике Генриха IV также говорится об этом привиде-


нии и прибавлено, что оно очень беспокоило короля и двор. Петр


Матье нечто подобное передает в своей истории Франции3 . Об этом


привидении упоминает и Бонгар4 , и утверждает, что это был вели-

 



Herman Contraet Chronic., p. 1006.

Mém. de Sully, in 4to Tom I, Liv. X, p. 562, note 26 или Edit. In 12mo. Tom III, p. 321, note


26.



Tom II, pag. 268.

Bongars, Epist. ad Camerarium.

 

132


 


кий охотник, убитый в том лесу во время Франц I. Теперь уже за-


были об этом привидении, только пролегающая в том лесу дорога


своим названием «grand Veneuz» (великий охотник) напоминает об


этом страшном явлении.


Францисканец Тальйнье, профессор теологии в Руане (Rouen) 1 , в


своем сочинении «О явлении духов», изданном в Руане в 1600 г.,


упоминает об одном знакомом ему Францисканце Гаврииле, кото-


рый являлся многим монахам монастыря Нисского и просил упла-


тить одному Марсельскому купцу за одежду, которую он у купца взял


и не возвратил, денег. Когда спрашивали его, почему он, являясь,


производит такой сильный шум, он отвечал, что не он производит


этот шум, а нечистый дух, который является вместе с ним и препят-


ствует ему высказывать настоящую причину его мучений.


Два каноника города Доц (Dies) рассказывали мне, замечает г.


Кальмет, такую историю: спустя три месяца после смерти каноника


того же города г. Генриха, одному из них достался дом умершего.


Новый владелец отправился однажды со своим товарищем в дом


осмотреть, какие нужно сделать в нем поправки. Они вошли в кух-


ню и через отворенную дверь в главной комнате, очень светлой,


увидели духовную особу, с виду совершенно похожую на умершего


священника; он обернулся к ним и, посмотрев на них минуты две,


через названную комнату ушел на черную лестницу, которая вела к


амбару. Они тотчас же поспешили из дому и рассказали одному из


товарищей случившееся. По совету последнего снова отправились в


дом осмотреть, не спрятался ли там кто-нибудь, осмотрели весь дом,


но никого не нашли.


В истории Епископа Майнского 2 говорится, что во время Епископа


Гюго, жившего в 1135 г. в доме городского старосты, Николая, слы-


шен был дух, который страшным шумом и стуком пугал не только


жильцов дома, но и соседей: он выламывал огромные камни из сте-


ны, так что весь дом дрожал, переставлял с места на место посуду и


другие кухонные принадлежности, хотя не видно было рук, которые


бы все это делали, зажигал свечу без огня. Иногда принесенное


мясо он посыпал отрубями, золой или сажей, так что до пищи нель-


зя было дотронуться. Когда Амика, жена старосты, приготовила


пряжу для полотна, дух намотал ее вокруг лавки, к величайшему


удивлению присутствовавших.


Призванный священник освятил дом и оградил всех крестом. В


следовавшую за этим первую и вторую ночь слышал женский голос,


который с сильным стоном жалобно говорил: «Я пряха». Потом дух,


обращаясь к старосте, говорил: «Ах, откуда пришел я! Из какой да-


лекой страны, через какие бури, опасности, снежные сугробы, какой


холод и зной перенес я, чтобы достигнуть этого места! и я не имею


теперь силы причинить какой-нибудь вред; приготовьтесь встре-

 



Taillepied, Traité de l’Apparit. des Esprits, c. 15, p. 173.

Anecdote Mabill, p. 320. Edition in fol.

 


 


тить целый сонм злых духов, которые пришли сюда с тем, чтобы


вредить вам. Отслужите для меня заупокойную литургию, а ты, лю-


безная невестка, раздай за меня несколько одежд бедным».


Духу предлагали многие вопросы о прошедшем и будущем, на


которые он давал удовлетворительные ответы, высказывал мнения


о многих лицах. Но в объяснения с учеными людьми дух не хотел


вступать; «это последнее обстоятельство очень замечательно и бро-


сает подозрение на целую историю», замечает г. Кальмет.


В последнее время нам сообщено одно сочинение, написанное


Премонстратензерским монахом из аббатства Всех Святых в Шварц-


вальде, человеком очень почтенным; сочинение это носит такое


название: «Umra Humberti, hoc est historia memorabilis D. Humberti


Birkii, mira post mortem apparitione, per A. G. N.».


Этот Гумберт Бирк был один из лучших граждан города Оппен-


гейма и владетель хорошего поместья — Беренбах, он умер в ноябре


1620 г. за несколько дней перед праздником Св. Мартина. В субботу,


следовавшую за его погребением, слышали плач в доме, где он жил


с своею первого женою (он умер во втором браке). Хозяин дома,


полагая, что это его зять, сказал: «Если это ты, Гумберт, мой зять,


ударь три раза в стену». Послышались три удара; он обыкновенно


ударял по нескольку раз. Иногда слышали его в колодце, откуда


черпали воду, так что все соседи были устрашены. Дух не издавал


никакого определенного звука, но давал слышать себя через удары,


шум, топы, свист и просто через жалобный крик. Все это продолжа-


лось без всяких вредных для жителей следствий около полгода, но


потом вдруг прекратилось. В скором времени по прошествии года,


гораздо яснее прежнего, дух дал себя слышать. Хозяин дома и один


из его слуг спросили наконец, что ему нужно и чем можно помочь


ему. Грубым и сильным голосом дух отвечал: «Призовите в следую-


щую субботу священника с моими детьми». Больной священник не


мог прийти в назначенный день, но в следующий понедельник он


пришел вместе с другими лицами.


Гумберта известили об этом и он очень внятно говорил. На воп-


рос, желает ли он, чтобы совершена была литургия, он потребовал,


чтобы совершены были три. Его спросили: полезно ли будет для не-


го подавать милостыню, он отвечал: «Я желал бы, чтобы роздано


было бедным восемь мер пшеницы» и чтобы жена его выдала из


остававшегося после него имения, которое доходило до 20-ти гуль-


денов, его детям следовавшую им часть, чтобы неправильный раздел


в завещании был изменен. Когда спросили его, почему он беспокоит


именно этот дом, а не другой, он отвечал, что сила заклинания


принуждает его к тому. На вопрос священника, принимал ли он


Церковные таинства, — он отвечал, «Принимал от вашего предше-


ственника». Далее заставили его читать «Отче наш» и «Богородица


Дево радуйся». То и другое произносил он с большим усилием и

 



 


говорил, что злой дух препятствует ему и многого не позволяет


открыть священнику.


Священник, Премонстратензерский монах, возвратился 12 января


1621 г. в свой монастырь Всех Святых и предложил это дело на об-


суждение старших. Ему дали в помощники трех монахов, и он снова


отправился в дом, где Гумберт возобновил свои требования, потому


что ни одно из них не было выполнено. Здесь были уже очень


многие из соседей. Хозяин дома сказал Гумберту, чтобы он ударил


три раза в стену. Он сделал три очень тихих удара. Хозяин снова


обратился к нему и сказал: «Возьми камень и ударь сильнее». Он


медленно взял камень и ударил им три раза очень сильно. Хозяин


сказал очень тихо, — чтобы он ударил семь раз; Гумберт исполнил.


Священникам дух выказывал особенное уважение и отвечал им не


так дерзко, как мирянам; когда спросили его о причине этого, он


отвечал: «Они имеют при себе Св. Дары». Они намеревались совер-


шать литургию и Св. Дары действительно были при них. На другой


день совершили три литургии, как требовал дух, и отправились ко


св. местам, чего он в последнем разговоре особенно желал, и обе-


щали на следующий же день раздать милостыню. После этого Гум-


берт более не являлся.

 

 


∆∆∆


 


ГЛАВА XIV

 




2015-11-27 437 Обсуждений (0)
Поверья и суеверия о явлении отшедших душ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поверья и суеверия о явлении отшедших душ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)